Что будет, если научиться писать двумя руками — ответ на этот вопрос довольно хорошо известен. Феномен амбидекстрии существовал всегда. Во все времена были люди, которые по какой-то причине или по природной склонности осваивали деятельность обеими руками, не делая выбор в пользу левой или правой. Что дает умение писать двумя руками или действовать ими как-то иначе? А вот это уже не такой однозначный момент, ведь руки тесно связаны с головным мозгом. Разбираемся, поможет ли амбидекстрия нам и нашим детям стать гениями.
Определение амбидекстрии
Амбидекстрия — это способность человека одинаково эффективно использовать обе руки, то есть не иметь выраженного предпочтения к правой или левой руке. У большинства людей одно из полушарий мозга (чаще правое) доминирует, что делает одну руку более сильной и ловкой, а другая остаётся менее развита. Однако в случае амбидекстрии оба полушария мозга функционируют почти одинаково, что позволяет человеку одинаково хорошо выполнять задачи как правой, так и левой рукой.
Это явление редко встречается, и у большинства людей наблюдается явное преобладание одной руки, начиная с детского возраста, когда ребенок начинает проявлять предпочтение к правой или левой руке.
Чем объясняется амбидекстрия
Амбидекстрия объясняется тем, что оба полушария мозга развиты и могут отвечать за функции, которые обычно ассоциируются с одной рукой. У большинства людей правое полушарие отвечает за левую руку, а левое — за правую. Однако у амбидекстричных людей оба полушария могут одинаково эффективно контролировать обе руки.
Это явление может быть связано с генетическими факторами, нейропластичностью или специфическим развитием мозга, которое позволяет использовать и левую, и правую руку одинаково ловко. В отличие от большинства людей, у которых одна рука (обычно правая) является доминирующей, амбидекстрия позволяет использовать обе руки с равным успехом.
Отличия амбидекстра от правши и левши
Амбидекстрия — это способность одинаково эффективно использовать обе руки. В отличие от амбидекстра, правша и левша имеют выраженное предпочтение к одной из рук, что связано с доминированием одного полушария мозга. Вот основные отличия:
- У правши и левши одна рука преобладает в повседневных действиях.. Амбидекстр — это человек, который может использовать обе руки с одинаковой легкостью и ловкостью.
- У ребенка, как правило, начинает проявляться явное предпочтение к одной руке уже в раннем возрасте, когда он учится захватывать предметы. Левша или правша будут использовать одну руку чаще, в то время как амбидекстр будет показывать одинаковую ловкость обеими руками.
- У правши левое полушарие мозга доминирует, а у левши — правое. В случае амбидекстрии оба полушария работают практически одинаково, что позволяет эффективно использовать как левую, так и правую руку.
- Левше и правше можно предложить приспособления или инструменты, оптимизированные для их доминирующей руки. Амбидекстру иногда сложнее выбрать, с какой руки начать, поскольку у него нет четкого предпочтения.
- Правша и левша иногда ловчее в действиях с одной рукой, например, при письме или спортивных занятиях. Амбидекстр выполняет те же действия с обеими руками, поэтому у него будет преимущество в некоторых ситуациях, например, в спорте или профессиях, где требуется высокая степень координации.
- Левши порой ощущают себя ограниченными в мире, где все приспособлено для правшей. Амбидекстр же не сталкивается с таким дискомфортом, потому что у него есть сразу же большая гибкость и адаптивность.
Амбидекстр отличается от правши и левши прежде всего в том, что у него нет явного предпочтения к одной руке, и он способен использовать обе руки с одинаковой эффективностью.
Как амбидекстрия влияет на память и мышление
Амбидекстрия оказывает влияние на развитие памяти, мышления и эмоциональной сферы. Дети-амбидекстры обычно активны и быстро усваивают материал, поскольку оба полушария их мозга активно включаются в процесс. Это позволяет им одновременно развивать как логическое, так и образное мышление, а также быстро переключаться между задачами. У таких детей хорошо развиваются волевые качества, и они способны оценивать ситуации с разных точек зрения, что помогает им достигать успехов как в гуманитарных, так и в точных науках.
Однако активная работа обоих полушарий может привести к повышенной утомляемости и раздражительности. Это особенно заметно в подростковом возрасте, когда амбидекстрия может проявляться ярче. В этот период дети начинают испытывать проблемы с концентрацией внимания, а их нервная система быстрее истощается. Для гармоничного развития необходимо правильно распределять нагрузку, чередуя умственные и творческие задания. Также важно дать детям-амбидекстрам возможность развивать как аналитические, так и творческие способности, что поможет им максимально эффективно использовать свои интеллектуальные возможности.
Кроме того, амбидекстрия может приводить к повышенной чувствительности и ранимости. Эмоциональные реакции таких детей часто ярче, и они могут быть более восприимчивыми к критике. Важно подходить к таким детям с терпением и пониманием, избегать грубости и строгости. Правильное руководство и спокойное общение способствуют развитию доверия и продуктивного взаимодействия.
Для тренировки когнитивных навыков амбидекстров полезны различные упражнения, направленные на развитие координации и способности переключаться между видами деятельности. Важно помнить, что дети с амбидекстрией быстрее учат новое, могут выполнять несколько задач одновременно, но для этого их нужно правильно направлять и давать дополнительные задания, чтобы избежать скуки и потери интереса к обучению.
Владение двумя руками: преимущества
Амбидекстрия, или способность одинаково эффективно использовать обе руки, дает множество преимуществ. Мозг человека работает с активностью обоих полушарий, что способствует улучшению координации и общих когнитивных способностей.
Это позволяет амбидекстру быстро адаптироваться к новым условиям и задачам, а также легко переключаться между различными видами деятельности. В будущем такие люди могут более успешно работать в областях, где требуется высокая ловкость и координация обеих рук, например, в спорте, музыке или хирургии.
Кроме того, амбидекстрия развивает различные виды мышления, включая логическое и творческое, так как оба полушария мозга активно участвуют в процессе обработки информации.
Недостатки амбидекстрии
Работа обоих полушарий мозга одновременно может привести к перегрузке, что затрудняет сосредоточение внимания и снижает концентрацию в некоторых ситуациях. Амбидекстрам может быть сложнее выбрать, какая рука будет доминировать, что иногда вызывает путаницу и трудности в освоении привычных навыков.
Кроме того, в процессе развития амбидекстрия может вызывать некоторую нервную нестабильность и гиперактивность, так как обе стороны мозга постоянно активны, что требует большего усилия для достижения баланса. Недостаток четкого доминирования в одной руке также может замедлить освоение привычных навыков, таких как письмо или выполнение точных движений.
Можно ли стать амбидекстром
Хотя большинство людей склонны к доминированию одной руки (правой или левой), тренировки могут развить способности к использованию обеих рук.
Для этого нужно активно тренировать «недоминантную» руку, выполнять задачи, которые обычно выполняет доминирующая рука, начиная с простых действий, таких как написание, рисование, пользование инструментами или даже выполнение спортивных упражнений. Регулярные тренировки с обеими руками могут привести к улучшению координации и способности использовать обе руки с равной ловкостью.
Стать полностью амбидекстром, как это бывает у ребенка от природы, очень трудно, поскольку работа полушарий мозга при обучении не всегда идеально сбалансирована. Однако развить определённую степень амбидекстрии вполне возможно, и многие люди достигают этого с помощью целенаправленных упражнений.
Тест на амбидекстрию
Чтобы проверить, насколько у ребенка развиты оба полушария мозга, можно провести тест, предложенный Владимиром Пугачом. Для этого возьмите лист бумаги и две ручки. Попробуйте одновременно написать одно слово двумя руками, двигаясь в разные или в одну сторону. Если вам удастся сделать это сразу или после небольшой тренировки, это свидетельствует о склонности к амбидекстрии.
Как развить в себе «двурукость»
Полностью стать амбидекстом нельзя. Потому что мозг уже создан определенным образом — на 100% поменять его не получится. Но можно добиться заметных результатов, используя несколько простых упражнений:
- Начните с простых движений. Для начала можно тренировать недоминантную руку в повседневных задачах, таких как чистка зубов, открывание дверей или вытирание пыли. Постепенно такие действия станут более привычными, и вы начнете чувствовать, как рука становится более послушной.
- Не начинайте с опасных задач. На начальном этапе обучения избегайте сложных и потенциально опасных действий, таких как приготовление пищи, если вы правша и тренируете левую руку (или наоборот). Это поможет избежать травм, пока не приобретется уверенность в новых движениях.
- Переходите к письму. Когда освоите простые повседневные задачи, начните тренироваться в письме. Возьмите прописи и учитесь обводить буквы той рукой, которая не является доминирующей. После этого можно попробовать писать слова и фразы, постепенно увеличивая сложность.
- Практикуйтесь регулярно. Чем чаще вы будете тренировать свою недоминантную руку, тем быстрее она развьется. Старайтесь писать и выполнять другие задачи с «нерабочей» рукой, чтобы закрепить навык и сделать его более естественным.
Если вы занимаетесь спортом, попробуйте выполнять привычные движения второй рукой. Это поможет развить координацию и укрепить навыки работы обеими руками.
Упражнения на развитие способностей
Если ребенок-амбидекстр — переученный левша, его творческие способности и правополушарное мышление обычно более развиты. Важно развивать у него логическое мышление, предлагая задачи на логику и математику, а также обучать шахматам.
Если ребенок изначально амбидекстр, важно развивать и логическое, и творческое мышление, предлагая разнообразные задания. Это обеспечит наиболее всестороннее развитие ребенка.
Для улучшения координации работы обоих полушарий мозга полезным будет упражнение, которое можно выполнить как с амбидекстрами, так и с обычными детьми. Попросите ребенка взять в обе руки фломастеры и рисовать одной рукой круг, а другой — квадрат. Также можно рисовать геометрические фигуры в воздухе разными руками. Усложнив задания, например, рисуя ромбы, прямоугольники или зигзаги, вы дополнительно развиваете синхронизацию полушарий.
Компенсируем слабые стороны амбидекстра
Амбидекстры нуждаются в заданиях, которые помогают развивать концентрацию внимания и способность к саморегуляции. Особенно у дошкольников часто наблюдается повышенный интерес ко всему вокруг, поэтому важно не терять из виду ребенка и направлять его активность с осторожностью и терпением.
Когда ребенок начинает расстраиваться, важно сохранять спокойствие, говорить мягким голосом и помогать ему разобраться в причинах волнения. Родители могут служить примером, как конструктивно справляться с эмоциями.
Также следует избегать давления при выборе ведущей руки. Не нужно настаивать, какой рукой ребенку следует писать или есть. Важно наблюдать за его природными склонностями и поддерживать его выбор, будь то правая или левая рука, когда он тянется за ручкой или ест.