Подскажем, какие выбрать игры для развития эмоционального интеллекта и зачем нужно уделять этому внимание.
Эмоциональный интеллект: что это
Новое понятие в психологию ввели П. Сэловей и Д. Майер в 1990 году, определив таким образом способность выражать собственные и понимать чужие чувства и эмоции. Эмоциональный интеллект по их представлениям включает следующие элементы:
- распознавание собственных и чужих эмоций, понимание, которые из них настоящие, а какие ложные, какую потребность подразумевают;
- опора на эмоциональную сферу во время принятия решений;
- интерпретация причин проявления тех или иных чувств, возможность разобраться в противоречивых комплексах чувственных состояний;
- управление собственной эмоциональной жизнью, сознательное применение тех или иных выражений в нужной ситуации.
Детям приходится пройти долгий путь — научиться понимать свои чувства, а потом уже перенести этот опыт на восприятие эмоций у других людей. Такой навык необходим, чтобы верно выстраивать взаимоотношение в социуме.
Эмоциональный интеллект в разном возрасте
- От рождения до 3 лет малышу нужно научиться многим вещам. Первые люди, на эмоции которых он реагирует, — это мама и папа. Кроха учится улыбаться им в ответ, смеяться, когда с ним ласковы, плакать, когда страшно или в голосах родителей звучат негативные интонации.
- От 3 до 6. Дошкольники в этот период начинают сознавать себя и пробовать на вкус самостоятельность. Взрослым придется столкнуться с «кризисом трех лет», когда случаются первые бунты юной личности. Важно позволить экспериментировать и получать новый опыт, находить правильные решения. Также это время активного погружения в социальное общение — в садике, на детской площадке ребенок учится коммуницировать с другими, распознавать эмоции и выстраивать связи.
- От 7 лет и старше. Школьники погружаются не только в новые знания, но и в новый виток социализации. Тут более жесткие требования, много знакомств, новый этап для развития понимания чужих чувств. Это возраст, когда активно развивается эмпатия.
Зачем развивать эмоциональный интеллект
У ребенка обычно множество разнообразных эмоций, но контролировать их он не умеет. Этому важно научить по нескольким причинам:
- Осознавая, как рождается то или иное чувство, можно управлять им и легко выстраивать корректную линию поведения.
- Разобравшись в себе, можно понять и других людей, сопереживать им, выстраивать с ними отношения.
Это важное умение, так как помогает прогнозировать действия человека, то, как могут развиваться события и каковы будут их последствия.
Как выбирать игры для развития эмоционального интеллекта у ребенка
Чтобы помочь детям разобраться в сложном чувственно-эмоциональном мире, можно воспользоваться играми и упражнениями. Выбирая их, следует руководствоваться следующим:
- занятия должны помочь с развитием эмпатии: ребенку полезно ставить себя на место животных или других людей, чтобы разобраться, что они чувствуют;
- ролевые игры должны помогать самосознанию и самоконтролю: детям полезно научиться выражать собственные состояния вербально, объяснять словами, чтобы найти решение;
- упражнения и деятельность должна прокачивать социальные навыки и учить взаимодействовать в команде: коллективные занятия помогают воспринимать точку зрения другого человека, выражать свою и находить выход из конфликтных ситуаций.
Родителям нужно не забывать о том, что каждый малыш — индивидуальность, личность с определенными интересами и предпочтениями. Так что придется позволить ему выбирать те варианты игр, которые будут увлекать больше остальных.
Упражнения и игры, которые помогут развить эмоциональный интеллект
- Эмоциональные пиктограммы. Игра для группы детей, где один ребенок получает карточку с изображением какой-то эмоции и должен отобразить ее, чтобы остальные могли угадать, что это такое.
- «Угадай по голосу». Мама или папа произносят фразу с разной интонацией, а малыш должен понять, что за чувство слышится. Потом нужно поменяться местами.
- «Расскажи по фото». Потребуется набор фотографий с людьми, которые выражают разные чувства. Задача для дошкольника — угадать, что испытывает человек, и рассказать об этом. Это помогает научиться считывать эмоциональное состояние по выражениям лиц, обращать внимание на мимику других.
- «Ленточки чувств». Нужен набор разноцветных лент, каждая из которых будет обозначать определенную эмоцию. Дальше родитель и ребенок выбирают по одной, которая обозначает состояние, в котором они находятся. Цель этого упражнения — научиться говорить о том, что чувствуешь. Также оно показывает, что у людей могут быть разные состояния в одно и то же время.
- «Картинки и чувства». Понадобится набор изображений, где будут отражаться разные ситуации — ссора или радость, дружеские взаимодействия или печаль и т. д. Пусть малыш выберет картинку и объяснит, какие эмоции испытывают изображенные персонажи, в чем их проблема и как он может предложить ее решить. Такая игра поможет прокачать творческое мышление и научит анализировать состояние других людей.
- Кукольный театр. Выбрав какую-то историю или сказку, ребенок, используя игрушки, научится брать на себя роль разных героев, а значит — и изображать их эмоции.
- «Эстафета комплиментов». Это групповая игра, в которой участникам нужно сесть в круг и по очереди говорить соседу что-то приятное. Принимающий комплимент должен поблагодарить и продолжить эстафету добрых слов. Повторяться нельзя, но когда у кого-то не получается ничего придумать, он извиняется и просит о помощи.
- «Копилка добра». Чтобы научить ребенка совершать добрые поступки, можно поставить специальную шкатулку и подготовить бумажные сердечки, кружочки. В конце каждого дня семейным ритуалом станет подсчет количества совершенных добрых дел и пополнение копилки. Сначала придется научить малыша выявлять, какие поступки считаются, а потом это станет стимулом вести себя хорошо и проявлять эмпатию.
- «Мешок со злостью». Если у дошкольника не задался день, он расстроен или зол, можно предложить такое упражнение: сначала нужно рассказать о том, какие негативные эмоции его обуревают, а потом сложить их в специальный мешочек. Для этого также подойдут бумажные фигурки. Когда мешок заполнится, можно будет выбросить его содержание. Это поможет контролировать отрицательные состояния.
- «Если». Эта игра подходит для совместной прогулки или поездки. Начинает взрослый. Нужно выбрать какую-то эмоцию и назвать, в какой ситуации можно ее испытать: «Я разозлюсь, если мне наступят на ногу», «Я удивлюсь, если увижу птеродактиля», «Я обрадуюсь, если попробую мороженое». Задача ребенка придумать собственную ситуацию, где он испытал бы такую же эмоцию. Это возможность прокачать и эмоциональный интеллект и воображение.
- «Шарик». Надув воздушный шар, следует объяснить малышу, что он наполнен какой-то эмоцией. Предложите рассказать, как так получилось и что делать, чтобы тот не лопнул от переполняющего его чувства.
Помимо перечисленных упражнений, эмпатия и другие важные аспекты взаимодействия с людьми прокачиваются и в обычных детских играх в магазин, в доктора, а командное взаимодействие — если дети гоняют на площадке в футбол, играют в прятки или салки, занимаются танцами.