Педагоги начальных классов рассказали, как научить ребенка быстро писать. Это важно. Ведь медлительность тормозит процесс обучения. Узнайте, что именно провоцируют медленное письмо, и как помочь ученику начальных классов успешно справляться с задачей.
Почему ребенок пишет медленно
Медленное письмо у учеников 1 класса не считается отклонением. Они только осваивают навыки, необходимые для аккуратной скорописи. Большинство детей увеличивают темп и скорость ко 2 классу.
Факт! Преждевременно бить тревогу не стоит. Но если пустить дело на самотек, можно столкнуться с негативными последствиями. Поэтому нужно помочь младшему школьнику втянуться в процесс.
Преподаватели начальных классов назвали основные причины замедленного письма, не зависящие от возрастных особенностей. На них стоит обратить внимание, если ситуация не исправилась и ко 2 классу. Рассмотрим каждый случай отдельно.
Возрастные особенности формирования навыка письма
Для ученика первого класса нормой считается письмо со скоростью до 20 символов в минуту. В среднем дети успевают написать 10-15 символов.
Ко второму классу почти все школьники справляются с написанием 20 букв за 60 секунд и даже превышают это значение. Не ждите, что малыш начнет быстро писать после пары занятий.
Физиологические причины
Младшие школьники пишут медленно из-за неразвитой моторики и неуверенной координации рук. Родители могут помочь школьнику, предложив ему различные мозаики, пазлы, конструкторы и прочие настольные игры и упражнения.
Психологические факторы
Некоторые дети пишут медленно из-за неуверенности в себе. Они боятся сделать ошибку, путаются или отвлекаются на посторонние дела. Нужно убрать факторы тревожности и учить концентрировать внимание на выполнении поставленной задачи.
Неправильный захват ручки и неудобное положение тела
Неумелый захват ручки и неверная поза влияют на скорость письма. У ребенка просто нет возможности и условий для того, чтобы формировать навык быстрого письма.
Большинство грамотных педагогов выявляют факторы медленного письма и устраняют их. Ребенок начинает писать в более быстром темпе. Классу не приходится его ждать.
Методы улучшения качества и скорости письма у детей
Такие методики можно применять, как в школе, так и дома. Ребенок обретет уверенность в себе и станет писать быстрее. Упражнения доказали свою эффективность. Многие педагоги применяют их на практике.
Занятия для улучшения мелкой моторики
Предложите ребенку скатать жгутики из цветного пластилина. Как правило, детям нравится лепка.
Для развития мелкой моторики полезна штриховка. Ученик должен аккуратно заштриховать фигуру, не выходя за ее контуры.
Купите малышу раскраску с узорами из точек. Пусть он обводит орнаменты.
Кроме того, можно вышивать, вязать, собирать конструкторы и даже сортировать крупы. Попросите ребенка отделить рис от гречки, например. Такие задания вызывают интерес к занятиям. Они проходят весело и увлекательно.
Приобретение качественных принадлежностей для письма
Пластмассовая ручка с резиновой накладкой либо карандаш с тремя гранями и грифелем средней жесткости – лучшие варианты для того, кто только начал осваивать написание букв.
Подготовка рабочего места
Установите рабочий стол с наклонной столешницей — так будет удобнее писать буквы и цифры. Откажитесь от кресел и табуретов. Подходят только стулья с жесткой спинкой. Следите за осанкой обучающихся во время занятия.
Коррекция захвата ручки или карандаша
На первых порах поправляйте ручку или карандаш. Акцентируйте внимание на правильном захвате. Со временем ученик привыкнет держать письменные принадлежности правильно.
Основные упражнения для развития красивого и быстрого письма
Детям, которые медленно пишут, рекомендованы специальные упражнения. Они помогут повысить скорость письма. Воспользуйтесь советами. Задания можно выполнять не только на уроках русского языка, но и дома.
Написание отдельных элементов
Дайте ребенку задание написать отдельный элемент буквы, который тяжело дается. Медленное письмо может быть связано с тем, что у малыша просто не получается та или иная часть знака.
Трафареты букв
Обводить буквы любят все дети. Они даже не догадаются, что занимаются. Предложите ребенку обвести буквы разноцветными ручками. Время для него пролетит незаметно.
Слоги
На уроках русского языка и дома практикуйте написание отдельных слогов. Это могут быть самые разные комбинации букв. Начните с таких элементов, как:
- «ЯЯ»;
- «МЯ»;
- «КЛ»;
- «ОЯ»;
- «АЯ».
Можно писать слоги с шипящими. Обычно дети пропускают соединения или пишут лишние элементы, а значит, скорость письма замедляется.
Увеличиваем скорость
Предложите малышу интересную игру. Возьмите в руки секундомер и засеките время. Ребенок должен написать как можно больше слогов, букв или слов за тот или иной промежуток. Заведите дневник наблюдений. Так вы оцените результат.
Что делать, если дети медленно пишут?
Если первоклассники медленно пишут, нужно работать над развитием скорости письма. Важно не вызывать у школьников страх перед письмом. Не ругайте отстающих, не торопите, не ущемляйте их самолюбия. Превратите каждое занятия в игру.
Предложим несколько упражнений для скорости письма.
- Штриховка. Штрихуйте кривые и прямые линии. Чтобы ребенку было интересно, можно использовать цветные карандаши.
- Письмо в ритме. Включите веселую музыку. Предложите малышу писать под ритм любимой мелодии.
- Письмо по точкам. Соединяйте узоры или фигуры по точкам.
Эти простые и увлекательные упражнения помогут малышу научиться писать красиво и быстро.
Работа над мелкой моторикой
Делайте пальчиковую гимнастику, лепите, собирайте мозаику или пазлы. Девочкам понравится бисероплетение, а мальчикам — сборка мелких конструкторов.
Задания для зрительно-моторной координации
Такие упражнения помогают «соединить» работу рук и глаз. Удается достичь гармонии. Хорошие результаты приносит игра «Найди отличия». Можно начертить длинную и извилистую линию и попросить ребенка вести по ней ладонью или пальцем.
Чем и как помочь ребенку научиться писать быстрее?
Лайфхаки от опытных педагогов и родителей помогут школьнику научиться писать быстрее. Воспользуйтесь проверенными методиками.
Лайфхак №1 «Помоги рыцарю»
В разных углах чистого листа рисуют дракона и рыцаря. Ребенок должен построить мост из букв. Так, он сможет спасти принцессу из лап злого дракона.
Лайфхак №2 «Дневник»
Предложите вести дневник. Ребенок должен описывать лучшее событие, которое случилось в течение дня. Не забываем иллюстрировать!
Лайфхак № 3. «Крестики-циферки»
Дайте детям цветные карандаши. Они должны писать цифры. Каждый ученик пишет «свою» цифру «своим» цветом. Добиваемся полного заполнения листа.
Лайфхак № 4. «Элементы скорописи»
Предложите придумать букву самостоятельно. Пусть он фантазирует и создает новый знак из уже знакомых элементов.
Лайфхак № 5. «Волк и цифра»
Сообщите детям о том, что в одной половинке клетки сидит волк. Если цифра не уместится на одной стороне и перейдет к волку, он ее съест. Вы увидите, что первоклассники будут стараться «спасти» цифры или буквы.
Лайфхак №6. «Вода-вода»
Упражнение подходит неуверенным детям, которые боятся совершить ошибку. Малыш должен писать буквы кистью, смоченной в воде. Следов нет, а значит, нет и разочарования.
Лайфхак № 7. «Гиганчисла»
Цель: записать цифры под диктовку. Числа должны быть большого размера. Ведь так интереснее!
Ошибки родителей при обучении письму
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был лучшим. И это его ошибка. Ваш первоклассник уникален в любом случае! И скорость письма не сделает его умнее, вежливее или счастливее.
Внимание! Не бейте по самооценке малыша. Не критикуйте и не сравнивайте. Дайте ему время, и все получится!
Когда нужна помощь специалиста?
Перечислим ситуации, когда нужно обратиться к специалисту:
- Скорость письма не изменилась ко 2 классу.
- Отмечается путаница парных или похожих букв, например, «б» и «д», «б» и «п».
- Буквы выходят за строки, наблюдается «зеркальное письмо».
- Пропуск или дублирование слогов — постоянное явление.
Специалист установит истинную причину подобных ситуаций. Он предложит альтернативные занятия по обучению письму. Не стоит игнорировать тревожные сигналы. Чем раньше вы получите квалифицированную помощь, тем легче будет ребенку постигать азы грамоты.