Согласно утверждениям психологов, творчество полезно в любом возрасте. Но проще развить творческие способности ребенка, нежели в зрелом возрасте.
Зачем вообще нужно творчество
Творчество и креативность – синонимы. Согласно мнению психологов, есть несколько причин включить творчество в жизнь ребенка и развивать этот навык. Это:
- Польза для психики – такая терапия успокаивает, помогает избавиться от стресса, негативных эмоций, агрессии.
- Помощь в учебе – терапия разгружает мозг, развивает эмпатию. Успокоившись, человек может найти выход из сложной ситуации, принять верное решение.
- Способ самовыражения. С помощью творчества познается мир, а человек познает себя. В этой области можно экспериментировать, не боясь, что кто-то поймет тебя неправильно или осудит.
Условия для развития творческих способностей
Чтобы навыки в творчестве развивались успешно, нужно соблюдение нескольких условий:
- Занятия физическим развитием ребенка своевременно и в нужном возрасте.
- Включение творческих занятий в младшем возрасте.
- Создание обстановки, способствующей развитию творческих способностей – эмоционально спокойный микроклимат в семье и коллективе, создание атмосферы для творческого поиска.
- Поддержка со стороны родителей.
- Занятия только в игровой форме. Детская психика устроена так, что в младшем возрасте информация воспринимается и запоминается только через игру. Проводить скучные уроки не имеет смысла.
- Постоянное развитие – применение различных методик. За каждый результат ребенка нужно хвалить.
- Занятия нужно проводить регулярно и систематически. Даже если ребенок болеет и пропускает детский сад или кружок, дома нужно продолжать заниматься.
- Помощь со стороны взрослых, своевременная и дозированная.
- Терпение к творческим «мукам» ребенка – если малыш долго сидит над каким-то проектом, не нужно его подгонять.
- Стимулирование ребенка, при возможных неудачах малыша не нужно ругать, а нужно поддержать и похвалить.
Дети младшего возраста охотно вовлекаются в творческий процесс в силу своей любознательности, желания познать мир и интересу к себе.
Как приобщить ребенка к творчеству
Есть несколько общих советов, к которым родители могут прислушаться, если хотят развить творческие способности ребенка:
- Важно найти хобби по интересам. В творчестве много граней, которые можно успешно развивать – лепка, коллажи, рисование, бижутерия, рукоделие, прочее. Задача родителей – направить творческий потенциал в нужно русло.
- Вдохновение. Творчество нужно постепенно внедрять в жизнь ребенка. Возможно, какое-то направление ребенку понравится, и он захочет что-то повторить. Поэтому стоит посещать выставки, мастер-классы различных направлений, музеи, экспозиции и прочее.
- Нельзя критиковать работы ребенка. Если у малыша что-то не получается, не нужно «обрезать ему крылья». Если он хочет творить, пусть творит.

Каждый родитель должен понимать, что не бывает неспособных и нетворческих детей. У каждого ребенка есть какой-то талант, нужно его найти и развить. Неправильный подход со стороны родителей, школы, общества может «убить» в ребенке креативность и желание творить.
Развитие творческих способностей в каждом возрасте
Каждая возрастная группа детей характеризуется своими особенностями. Их нужно знать и правильно применять при развитии творческих навыков. Младший дошкольный возраст делится на 2 группы:
- 1–2 года. В этом возрасте дети активно проявляют интерес к музыке и рисованию. Лепка доставляет меньшее удовольствие, но ближе к 2 годам интерес усиливается, а к музыке, наоборот, постепенно снижается.
- 3–4 года. В этом возрасте у детей пик творческой активности. В рисунках уже можно узнать предметы, фантазии до сих пор очень много.
Дети старшего дошкольного возраста (5–6 лет) уже могут работать над поставленной задачей. Творческие задания можно постепенно усложнять, добавляя новые мотивы. Также в этом возрасте дети учатся адекватно справляться с неудачами.
Младший школьный возраст (7–8 лет) характеризуется увлечением музыкой, театром, рисованием. Ребенок уже может самостоятельно определить, что ему больше интересно, чем он желает продолжить заниматься. Родителям нужно только поддержать.
Игры и упражнения для развития творческих способностей
Занятия по развитию творческих навыков нужно проводить в форме игры. Несколько простых упражнений:
- На что похожа фигура? Игра для детей 5–6 лет. Взрослый показывает ребенку различные картинки, ребенок смотрит на них и говорит, что они ему напоминают. Во внимание принимаются абсолютно все варианты, но самые креативные поощряются.
- Сочиняем историю. Это игра подходит для детей от 5 лет. Взрослый произносит фразу «жили–были», а потом подключаются дети со своей фантазией. Каждый ребенок по очереди произносит одно предложение, так получается история.
- Мозаика. Лучше использовать зерна или семена. Кроме творческих навыков, работает мелкая моторика пальцев. Детям предлагается сложить из зерен и семян любую фигуру на выбор. Если играет несколько детей, можно сложить единую картину из их работ.
- Волшебные кляксы. Смысл такой же, как у предыдущего упражнения. Дети могут самостоятельно ставить ручками ставить кляксы, изучать полученный рисунок, а потом придумывать на что это похоже.
- У кого какой характер? Взрослый подготавливает картинки с изображениями различных неодушевленных предметов (молоток, карандаш, кровать). Дети думают, и наделяют каждый предмет чертами характера. Также нужно предложить детям пофантазировать на тему, как работает грустный молоток или веселая подушка.
Все упражнения подходят для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Детям чуть старшего возраста такие занятия будут менее интересны и эффективны. Но это не значит, что с детьми 7–8 лет не стоит заниматься развитием творческих навыков. Нужно подобрать другие упражнения.
Хорошо с ролью «учителя» справляются театральные кружки. Отдать ребенка на занятия можно с 2–3 лет. Кружок будет развивать не только творческие, но и ораторские способности. Совокупность знаний не даст ребенку бояться публичных выступлений, поможет осваивать школьную программу, сделает его успешным и самостоятельным.
Идеи для развития творческих способностей
Творческие навыки и креативность нужно развивать. Только у малого процента детей с маленького возраста наблюдаются способности к творчеству и креативности. Поэтому задача родителей – самостоятельно заниматься с ребенком, прежде чем отдать его на какие-то кружки. Несколько идей:
- Рисование. С малого возраста можно давать детям карандаши, краски, бумагу. Дети очень легко втягиваются в рисование, потому что полученный результат удивляет их самих. С 3–4 лет рисование приобретает осмысленность, ребенок уже может выразить свою мысль через рисунок.
- Лепка, кроме творческих навыков и креативности, развивает еще и мелкую моторику рук, а также тренирует память и зрительное восприятие. Полученный результат в поделке стимулирует детей к экспериментам.
- Аппликация. Суть занятий – вырезать фигурки и приклеить их на бумагу. Подходит для развития чувства цвета, формы, ритма, симметрии. Вместе с этим дети обучаются плановой организации работы.
- Нетрадиционное рисование. Детям более старшего возраста уже не интересно рисовать просто карандашами и красками. Они выбирают методы нетрадиционного рисования – парафиновыми свечами, ватными палочками, расческами, зубными щетками. Такие занятия способствуют снятию детских страхов, развивают уверенность в себе, помогают достичь внутренней гармонии.
- Музыка, чтение и литературное творчество. Эти дисциплины пересекаются между собой. Чем старше ребенок, тем более серьезные музыкальные и литературные произведения ему стоит изучать. Также очень интересно пение.
- Театрализованная деятельность. Детям очень интересно перевоплощаться в различных персонажей. Но чем старше становится ребенок, тем сложнее ему это дается. Поэтому оптимальный возраст для посещения театрального кружка – 3–4 года. Потом сложнее раскрепостить ребенка.
Развивать творческие и креативные навыки можно в любом возрасте. Главное – правильно подобрать занятия и упражнения.