Родители хотят, чтобы дети развивались разносторонне, и прибегают к разным способом. Расскажем, что такое ментальная арифметика, пользу или вред приносит ребенку, стоит ли уделять ей время и внимание и какие мифы сложились об этой технике.
Ментальная арифметика для детей: любопытные факты
Существует ряд интересных моментов, которые стоит узнать прежде, чем принимать решение о выборе такой техники для развития ребенка, как ментальная арифметика:
- Положительно влияет на мозг, стимулируя оба полушария и взаимодействие между ними. Улучшает концентрацию внимания, память, учит мыслить логически.
- Помогает развивать способность проводить быстрые и точные вычисления без использования калькулятора. От сложения и вычитания до извлечения квадратного корня.
- Позволяет значительно прокачать математическую интуицию, обрести уверенность при решении различных арифметических задач. В школе дети, которые занимаются ментальной арифметикой, демонстрируют успехи в освоении точных наук.
Техника влияет не только на развитие математических навыков, но и в целом на когнитивные способности.
Ментальная арифметика: польза или вред для ребенка
В представлении родителей занятия, посвященные ментальной арифметике, позволяют прокачать у ребенка логическое мышление, развить память, научить упорству и подтолкнуть воображение. На первый взгляд это полезно и в школе, и в жизни.
В то же время проводимые исследования, совместное изучение нейробиологами и когнитивными психологами данной методики позволяют заключить, что на подвижный интеллект и рабочую память она влияет мало. Быстрый счет действительно активизирует мозг, но только его недостаточно, чтобы добиться успеха в жизни.
Польза ментальной арифметики
Педагоги выделяют следующие положительные стороны у занятий ментальной арифметикой:
- развивают мелкую моторику. Счету дети обучаются на абакусе, где приходится передвигать небольшие косточки. Для дошкольников в 4–5,5 лет это серьезное подспорье;
- укрепляют связи между полушариями мозга. Методика построена так, чтобы задействовать и правое, и левое полушария, благодаря чему они гармонично взаимодействуют;
- повышают скорость мышления. Ребенок может считать быстрее, самооценка укрепляется, он с радостью осваивает все более сложные примеры;
- учат навыку многозадачности. Дети смешивают физическую и умственную деятельность, чтобы тренировать мозг.
Начиная занятия в дошкольном возрасте, малыш учится действиям с двухзначными и трехзначными числами, потому в школе программа не составляет для него труда.
Вред ментальной арифметики
Существуют и определенные минусы:
- на уроках скучно. Требования, которые выдвигаются к школьнику, связаны с работой, требующей усидчивости и терпения. Для тех малышей, что привыкли быстро выполнять задачи и получать новые, это непростой опыт, вызывающий отвержение и кажущийся скучным;
- трудности со школьной программой. В первом классе школьникам предстоит научиться работать с числами до 10. Но при занятиях ментальной арифметикой ребенок оперирует абакусом (счетами), где косточек 9. И это может вызывать путаницу. Решить вопрос можно: опробовать технику еще до школы или только после третьего класса;
- невнимательность. Навык быстро решать длинные и сложные примеры в уме требует высокой концентрации внимания на процессе, а не на записи результата. Несмотря на то, что дети могут считать правильно, они легко допускают помарки, неаккуратно пишут или пропускают числа при записи ответов;
- скорость логического мышления опережает задачи, которые предоставляет программа. Чем дольше ребенок занимается по необычной методике, тем сложнее задания, которые он выполняет. Когда за партой приходится вернуться к простым примерам, он может впасть в ступор, не понимая, чего хочет преподаватель.
Школьная программа рассчитана на постепенное освоение и не требует чего-то достигать. И это также может сбивать с толку.
Распространенные мифы
Разобравшись, что представляет собой ментальная арифметика, пользу или вред она приносит малышам, стоит рассмотреть и мифы, которые связаны с этой методикой:
- Подходит только одаренным. Это не так, на занятия приходят любые дети, независимо от изначальных способностей. Цель техники — максимально развить заложенный потенциал.
- Детское увлечение. Нет, заниматься можно в любом возрасте, даже подростки и взрослые смогут получить бонусы, если потренируются.
- Сфокусирована только на арифметике. На самом деле ментальная методика положительно влияет и на другие стороны развития, помогая даже учить языки или запоминать исторические факты.
Не нужно думать, что такой метод помогает только перемножать числа в уме. Отзывы педагогов показывают, что это хорошая тренировка аналитического и логического мышления.