Запоминание информации – важный процесс для каждого человека. В данной статье мы рассмотрим метод, использованный Цицероном, для этой нелегкой задачи.
Метод Цицерона: запоминание информации
Для запоминания информации очень часто люди применяют способ ассоциаций. Но он больше подходит для текста со средним объемом. Для запоминания произвольного текста такая техника не подойдет, так как ожидаемого результата вы не получите. Лучшим по запоминанию большого объема текста применяют метод Цицерона.
История
Свое название, «метод Цицерона», он получил благодаря римскому оратору, государственному деятелю, который мог запомнить и воспроизвести огромное количество имен, цитат, фактов – Марку Туллию Цицерону. Иными словами, он выступал на публике, держа в голове огромное количество информации, при этом не пользовался бумажными «подсказками».
Но стоит отметить, что этим методом еще до Цицерона пользовался древнегреческий поэт Симонид. В его был жизни произошел случай, который поразил его и даже вошел в историю человечества. Он присутствовал на одном из многочисленном приеме, но по стечению обстоятельств ушел раньше других приглашенных. Через некоторое время в помещении, переполненном людьми, обрушился потолок, что привело к их смерти. Симонид смог опознать всех пострадавших, воспроизведя в памяти отдельные места и залы и находившихся в них людей.
Комната Цицерона
Эта техника состоит в том, что фразы, ключевые слова «прикрепляются» в определенном порядке к предметам в хорошо знакомом помещении или другом месте, например, на письменном столе, улице.
Обходя свою комнату перед выступлением, Цицерон тщательно располагал в выбранных местах идеи речи. Это помогало ему во время выступления сконцентрироваться. Проходя мысленно по комнате, он с легкостью воспроизводил текст выступления.
Для того чтобы применять этот метод как технику для запоминания, наметьте для себя, в какой последовательности пройдет ваш маршрут, какую именно информацию прикрепите к тому или иному предмету для удобного воспроизведения. В качестве тренировки рекомендуется в первый раз пройтись по комнате, «прикрепить» к предметам фразы, ключевые слова, план выступления. Потренировавшись так несколько раз, все будет всплывать в памяти, когда вы мысленно представите это место.
Как пользоваться методом Цицерона
Есть некоторые этапы, по применению метода Цицерона. Рассмотрим их поподробнее:
- Создание неких матриц. Мы создаем образы для опоры. Ими служат уже известные предметы интерьера, к которым вы «привяжите» информацию для запоминания. Для этого можно использовать как одну комнату, так и все помещение в квартире. Образом для опоры может быть и дорога до работы, магазина или до почты. Также можно вообразить помещение, расставить мебель по своему вкусу и использовать это место для «привязки» нужных информативных сведений. На этом этапе рекомендуется запомнить порядок опорных образов и направление движения, например, строго по часовой стрелке. Если опорным образом служит улица, помните, по какой стороне вы прокладываете маршрут, например, по правой.
- Закрепление в памяти матриц. Мысленно пройдитесь по той комнате, улице, которая будет служить опорой для «нанизывания», «привязки» информации несколько раз. Обратите внимание на порядок объектов, их очередность. Например, надо запомнить такие слова: клетка, лужа, красный, хлеб. Как, используя обстановку это воспроизвести? На окне стоит клетка. Глядя в окно, я вижу дождь – на дороге образовалась лужа. Шкаф сделан из красного дерева. На полке шкафа лежит ароматный хлеб.
- Третий этап – этап привязки. Привязывать можно объемные пласты информации. Потренируйтесь в использовании созданной вами системы образов. Мысленно переставьте их на другие места, воспроизведите в памяти то, что к ним «прикрепили». Этот прием помогает ускорять процесс, который способствует возникновению мысленных образов.
Основные правила метода Цицерона
Для того, чтобы лучше разобраться в использовании метода Цицерона, рассмотрим некоторые из правил:
- Запоминать что-то новое станет легче, если информацию прикрепить к хорошо освещенным местам.
- Следующее правило также немаловажное – это изменение размера запоминаемого объекта на противоположный. Например, муравья следует увеличить до размера слова, а подъёмный кран будет по размеру как муха.
- Соединять старые образы с новыми интереснее, если применить либо незаурядное действие или яркий цвет. Например, обычную авторучку, возможно, вы не запомните, так как она у вас постоянно перед глазами и внешний вид ее обычный. Но если вы представите, что ручка – это змея, которой можно писать, или что лист бумаги имеет ярко желтый цвет, то запоминание произойдет значительно быстрее, можно сказать как бы само собой.
Научиться запоминать, используя мнемотехнику Цицерона, по силам любому человеку, так как он уникален и прост в своем применении. Стоит потренироваться несколько раз, и вы почувствуете, как образы сами всплывают в памяти. Даже те люди, которые имеют хорошую память, могут достичь еще больших результатов при применении метода Цицерона.
Пересказ текста с помощью метода Цицерона
Для пересказа также можно использовать мнемотехнику Цицерона. В качестве примера возьмем сказку известного детского писателя В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Как вы уже поняли, эта мнемотехника подходит не только взрослым, но и детям младших классов.
Выбираем место, считаем количество действующих лиц сказки. Место, к которому будем привязывать образы – это стол, на котором стоит ноутбук (дети хорошо ориентируются в этом пространстве). Теперь читаем сказку и сразу же кодируем всех персонажей:
- Главного героя муравья можно не кодировать, так как он есть в названии произведения.
- Гусеницу-землемера можно закодировать по смыслу. Например, рассматриваем макет земли, на ней линейка, сделанная из бумаги. Один край – конец линейки сгибается, перемещаясь к началу, как бы меряет землю.
- Паука-сенокосца также можно кодировать по смыслу. У человека с тремя парами рук есть коса.
- Жужелица – кодировка происходит по звучанию. Надо жужжать лицом.
- Жучок-Блошачок. Это высоко прыгающий мальчик, как блошка, на котором вместо галстука-бабочка.
- Кузнечик – так как все знают это насекомое, его не обязательно кодировать. Важно только то, что его надо правильно вставить в последовательность.
- Клопу-Водомеру подойдет кодировка в виде линейки, привязанной к ногам, еще опустим его в таз, наполненный водой. Дадим ему задание – измерить воду.
- Майский Хрущ – представим жука, который хрустит майскими зелеными листочками.
- Гусеница-Листовертка – гусеница, которая накрутила на отвертку листок.
Теперь следующий этап – подключаем воображение, по часовой стрелке располагаем один за другим закодированных персонажей сказки. Связь героя и картинки фиксируем взглядом в течении шести секунд.
Представьте в мыслях, что планета с линейкой находится на подставке под ноутбуком. Зафиксировали взгляд на этом месте. Представили код. Идем дальше по порядку, по часовой стрелке. Клавиатура ноутбука – это многорукий сенокосец, который сейчас все скосит. Блок питания – это очень большое жужжащее лицо. Из динамика показался жук в бабочке. Мышка компьютера – это всеми известный кузнечик. На коврике для компьютерной мыши ставим таз с водой, который измеряет линейкой жук-водомер. В верхнем ящике стола хрустит зелеными листочками майский жук. В нижнем ящике стола показалась с отверткой гусеница, которая закручивала листок.
Мы готовы пересказывать сказку. Придуманные нами коды будут держаться в голове каркас сказки. Так, переходя последовательно от одного столба к другому, начнет срабатывать естественная память. Возможно, названия персонажей вам будет сложно вспомнить, поэтому нам на помощь придет искусственная память.
Преимущества метода
Использовать «метод Цицерона», как вы уже поняли, можно в разных ситуациях. Но лучше всего он подойдет для того, чтобы решить более сложные задачи, такие как подготовление к выступлению на публике, закрепление рабочего плана, запоминание обучающего материала, порядок совершения телефонных звонков и многое другое.
Преимущество метода еще и в том, что для логически связанного текста (не берутся отдельные слова в данном случае) имеется возможность использовать многократно одно и то же пространство. При этом исключено смешивание выстроенных вами рядов ключевых моментов. А восстановление в памяти происходит очень легко.
Плюс, метода Цицерона еще состоит в том, что на тренировки достаточно потратить совсем незначительное время, а использовать его можно уже в любом удобном для вас месте. Также не нужно придумывать для запоминания слов и цифр специальных ассоциаций, выстраивая их при необходимости в цепочки. Достаточно вспомнить технику запоминания Цицерона и представить знакомую вам комнату или другое пространство.
Когда предстоит запомнить необходимую вам информацию, рассматривайте помещение и последовательно, по очереди «прикрепляйте» ключевые слова и фразы к предметам интерьера. Во время выступления, погрузитесь мысленно в то хорошо знакомое вам место. Предметы будут давать подсказку, а значимые мысли будут сами собой всплывать в памяти.
Когда методы запоминания беспомощны
Не во всех случаях работает метод Цицерона. Например:
- Так, если вы будете без предварительной подготовки в другом городе – вы не владеете информацией о достопримечательностях, памятных местах, эта поездка пройдет для вас в пустую. Или если вы беретесь за изучение совсем нового, абсолютно неизвестного материала, где каждое слово или выражение вам не понятны, мозгу не за что зацепиться, нет основы изучаемого объекта, нет скелета для того, чтобы сделать привязки.
- Полным отсутствием концентрации внимания является скука. Запоминание просто невозможно в таком состоянии. Поэтому создайте обстановку, которая «пробудит» и вас, и вашего ребенка. сочиняйте небылицы, смешите, двигайтесь. Положительная оценка, поощрение, похвала ребенка способны помочь ему визуализировать слова.
Заключение
В лагерях Спортзании многие задания построены на разобранном методе. Это помогает детям с легкостью усваивать материал и надолго запоминать информацию.