Метод интервального повторения иностранных слов - что это, описание и правила применения

Метод интервального повторения иностранных слов - что это, описание и правила применения

Повторение считают весомой частью успеха в заучивании иностранных слов. Если правильно организовать тренировки, можно прийти к результатам за относительно небольшие промежутки времени.

Метод интервального повторения доказывает результативность при заучивании сложного материала. Этот способ помогает хранить в памяти большие объемы информации.

Суть интервальных повторений 

Чтобы запомнить материал, правильно подготовиться к экзамену, докладу или публичному выступлению, человек специально повторяет текст – так устроен человеческий мозг. Существуют разнообразные методики, повышающие эффективность повторений, исключающие забывание.

Действенный способ заучивания материала – интервальное повторение. Смысл этой методики отражен в названии. Для запоминания материала повторяют ключевые моменты через промежутки времени. Интервалы рассчитываются с учетом особенностей конкретного человека, напрямую зависят от функционирования мозга. Данные повторяют через несколько часов, затем двое-трое суток, месяцев и так далее. Этот принцип базируется на так называемой «кривой забывания».

История развития метода и кривая Эббингауза  

Повторение через временные интервалы основывается на результатах исследований Германа Эббингауза. Ученый установил, что заучивание текста подкрепляется повторением. Если не воспроизводить информацию через некоторое время, то она теряется. Чтобы убедиться в этом утверждении, Герман работал над заучиванием набора из слогов, где не было никакой логической цепочки.

Выводы по итогам исследования:

  • после первого правильного повторения слоги начинают забываться;
  • на протяжении первого часа теряется более 50 % информации;
  • на следующие сутки забывания замедляется, через неделю остается 20 % от первоначального объема;
  • те же 20 % закрепляются памятью и воспроизводятся даже через 30 дней.

Эти результаты ученый назвал «кривой забывания». По его мнению, анализ подтверждает, что мозгу необходимо повторять информацию через некоторые промежутки времени, чтобы не потерять более 50 % от всего объема.Английский.jpg

Виды и промежутки повторений

За единицу измерения берут временные периоды, поэтому различают ультра краткосрочное, краткосрочное и долгосрочное повторение. Сначала материал воспроизводят через час, затем дистанцию увеличивают на несколько дней. Если материал необходимо запомнить на долгий срок, то интервал повторения может составлять от недели и больше.

Способы запоминания:

  • с созданием ассоциативного или визуального ряда;
  • по карточкам, бумажным материалам;
  • с помощью специальных программ или приложений;
  • по первоисточнику.

Еще одна характеристика интервального повторения – это эффективность. Обычное повторение предполагает ежедневную работу над материалом. Затем используется метод постепенного увеличения временных интервалов. Здесь могут быть задействованы как ручные, так и автоматические варианты. Ручной способ – когда человек задает промежутки самостоятельно. Автоматизированный вариант предполагает использование специальных программ для установки интервалов.

Какие интервалы для повторений самые лучшие   

Временные промежутки можно обозначить лишь приблизительно, конкретных рекомендаций, подходящих для всех, не существует .Каждый случай может рассматриваться индивидуально.

При подготовке к экзаменам используют систему повторений, основанную на исследованиях ученых. Оптимальный разрыв между первым и вторым сеансом повторения зависит от времени, которое осталось до экзамена, и выглядит следующим образом.

Время до экзамена

Первый сеанс повторения

1 неделя

двое суток

30 дней

6-7 дней

3 месяца

2 недели

6 месяцев

3 недели

1 год

1 месяц

Метод Лейтнера повторений с помощью флэш-карт

Пример эффективного использования метода повторения с интервалами – карточный прием Лейтнера. Обязательные материалы – бумажные карточки. Обычно этот способ используется для изучения иностранных слов. Сначала необходимо подготовить карточки. Для этого берут карточки одинакового размера, с одной стороны пишут слово на иностранном языке, которое необходимо запомнить, с обратной стороны указывают перевод.

Следующий шаг – подготовка коробок. Нужно минимум 3 коробки, но общее количество не должно превышать 7 штук. Сначала каждую коробку пронумеровывают, затем раскладывают внутрь карточки с учетом нескольких правил:

  • Первая коробка содержит слова, которые запоминаются труднее остальных. Это могут быть слова со сложной основой или трудные по произношению.
  • Во вторую коробку убирают карточки со словами, которые были трудными при первом сеансе, но как-то закрепились в памяти, поэтому не попадают в первую коробку.
  • Третью коробку заполняют карточками, которые немного известны, хорошо понятны, не кажутся сложными.

Схема повторения основана на нескольких правилах:

  • ежедневно – коробка 1;
  • через день – коробка 2;
  • на третий день – коробка 3.

Во время сеанса карточки можно перекладывать из одной коробки в другую. Например, если во время повторения забылись слова из третьей коробки, то их нужно переложить во вторую коробку и так далее.

Благодаря этому методу, карточки повторяются через определенные временные промежутки, а слова при этом рассортированы по уровню сложности.

Эта система имеет преимущества и недостатки. Пока пишется карточка, мозг уже начинает запоминать материал. Это происходит из-за того, что в работу включается моторика, а также зрительный центр головного мозга.

Есть и минусы. Если речь идет о больших объемах информации, которую необходимо запомнить, то карточки будут занимать я много места. Помимо этого, материал всегда должен находиться под рукой, чтобы была возможность перейти к повторению.Занятия

Советы по применению методики    

Повторение считают весомой частью успеха в заучивании иностранных слов. Если правильно организовать тренировки, можно прийти к результатам за относительно небольшие промежутки времени.

Процесс изучения нового материала требует ресурсных затрат. На пути к изучению языка рекомендуют подкреплять полученные знания дополнительными приемами:

  • то, что уже выучено, нужно применять в реальной жизни;
  • использовать альтернативные источники информации: аудио и видео материалы;
  • изучать дополнительные материалы (например, социальные сети, статьи в журналах).

Метод интервального повторения относится к категории эффективных методик. Чаще всего этот прием применяют при подготовке к экзаменам, заучивании технической информации, а также при изучении иностранных языков.

 

Читайте также

Вам может понравиться