Что означает – научить ребенка чувствовать время, как это сделать

Что означает – научить ребенка чувствовать время, как это сделать

Что такое чувство времени и почему важно научить ребенка чувствовать ритм жизни, с чего начать, понятие прошлое, настоящее, будущее, часы и времена года, игры на развитие чувства времени.

Родители должны научить ребенка чувствовать время. Чтобы добиться этого, используют игры и упражнений. Закрепляют такие знания при ежедневном общении с малышом. 

Ритм и время

 Еще в утробе матери ребенок начинает осознавать время. Правда, пока малыш осваивает лишь основы этого сложного абстрактного понятия.

 После рождения дети с помощью родителей и педагогов продолжают изучать время и пространство. Сориентироваться в новых событиях и ощущениях малышам помогает ритм. Эта временная структура предполагает чередование разных форм и состояний воспринимаемых процессов.

 Каждый новорожденный осознает и изучает: режим кормления, смену дня и ночи, укачивание, колыбельные. Малыши и самостоятельно создают ритмичные процессы — качают головой и конечностями, сосут палец. Это является частью взросления и полезно при формировании способности понимать время.

Начало обучения

 Примерно с 2 лет малыш знает слова «до» и «после». Позднее он столкнется с более сложными понятиями, связанными со временем. Потребуется, чтобы кто-нибудь объяснил ребенку смысл слов: «сначала», «потом», «сейчас», «скоро», «до того», «после».

 Всегда подробно отвечайте крохе на вопросы об этих понятиях, а также закрепляйте материал в ежедневных разговорах. Общаясь с ребенком, комментируйте свои действия, используя в процессе слова, которые связаны со временем:

  • «через час пойдем в парк»;
  • «скоро будем лепить»;
  • «почитаем книжку после обеда».

 Дошкольнику также полезно, если с ним обсудят его возраст. Желательно спросить у ребенка, сколько лет ему было год назад и сколько исполнится через год.

 По утрам говорите ребенку название, число и месяц текущего дня. Эту информацию полезно написать вместе с крохой, используя магнитную азбуку. 

 Скорее всего, дошкольник не сразу запомнит такие понятия. Чтобы научить ребенка чувствовать время, занимайтесь с ним каждый день по пять минут, повторяя в игровой форме пройденный материал.

Прошлое, настоящее, будущее

 Маленький человек живет согласно режиму дня. Он по часам гуляет, играет, спит, кушает. Цикличность этих событий формируют у ребенка представление о настоящем, а также будущем и прошлом.

Чтобы закрепить эти понятия, с малышом полезно обсуждать яркие события дня перед сном. Хорошо также планировать с дошкольником будущие действия на следующий день. Например, говорите малышу: «Мы сначала ездили к бабушке, потом гуляли в парке, а завтра утром ты будешь рисовать».

Обучение

События будущего сложнее представить, поэтому понятие о прошлом развивается в детском сознании немного раньше. Однако к 4 годам большинство малышей уже хорошо понимают смысл слов «завтра» «вчера», «сегодня».

Логическая связь между временем и событиями

 С трехлетнего возраста ребенку станет интересен фотоальбом, где собраны снимки с его прогулок, мероприятий, игр. Мама или другой взрослый должны обсудить с крохой, что происходило в те минуты, когда сделаны фото. Это позволит сформировать у малыша стойкое понятие прошлого.

Хорошо показать ребенку разные виды часов. Знакомство с большим круглым циферблатом упростит изучение дробей в школе, а пока — наглядно продемонстрируют и понятия «настоящее», «прошлое», «будущее». Электронный же вариант часов — позволит осознать быстротечность времени, так как их табло изменяется каждую секунду.

 С малышом нужно проговаривать последовательность событий. Например, обсуждая сказку «Колобок», обозначить все, что там происходило по порядку. Так, сначала бабушка испекла Колобка; потом он пел песенку на окошке; затем — убежал в лес, где встретил зайца и так далее.

Времена года

 До семилетнего возраста большинство малышей неуверенно ориентируются во временах года и днях недели. Ребенок, вспоминая какое-нибудь событие, допустим, новогодний утренник, не скажет, что он произошел в прошлом январе. Для малыша такая отсылка сложна, поэтому он, скорее всего, скажет: «Это произошло в то время, когда наряжали елку».

 Ребенку еще учится понимать и осознавать временные периоды, свободно используя эти понятия в жизни. Недостаточно рассказать малышу, что есть календарь и разные времена года. Дошкольник должен запомнить, что сезоны идут чередой один за другим; а погода и природа осенью, зимой, весной и летом различны.

 Чтобы такие знания не оказались поверхностными, нужно на прогулке обращать внимание дошкольника на перемены, которые происходят и в природе, и в одежде людей при смене сезонов.

 Делайте фотографии из окна первого числа каждого месяца. Потом сравнивайте получившиеся изображения вместе с ребенком.

 Чтобы добиться быстрого прогресса, полезно возвращаться к изучению этой информации и приводить примеры в беседах с малышом. Так, говорите ребенку: «В прошлом месяце было жарко, и все ходили в летней одежде. Сейчас сентябрь, похолодало, поэтому люди уже надели куртки».

Через некоторое время кроха начнет самостоятельно выстраивать подобные последовательные цепочки событий, что ускорит у него развитие логического мышления.

Упражнения для развития дошкольника

Чтобы малыши умели ориентироваться во времени, разработано много веселых упражнений. Предложите, например, крохе засечь минуту на часах. В процессе желательно использовать таймер со звуковым сигналом, но допустимы и часы с круглым циферблатом.

Когда минута пройдет, советуем спросить малыша, считает ли он, что это время долго длилось. Потом засеките вместе с ребенком пять минут. Когда таймер сработает, попросите малыша сравнить промежутки времени в одну и в пять минут, а затем повторите такое упражнение несколько раз. После предложите ребенку определить, что он успеет сделать за минуту. Допустим, сможет ли он за минуту обуться или расчесать волосы.

Определите, как быстро ребенок выполнит задание. Скорее всего, малыш ошибется при определении времени, которое ему нужно для конкретного действия. Обратите на это внимание дошкольника, но не ругайте.

Поменяйтесь местами с ребенком и пусть теперь он следит, успеете ли вы справиться с определенной задачей или работой за минуту. Например, сможете ли вы за это время протереть полку от пыли. Если так играть каждый день, ребенок быстро научится соизмерять длительность занятия с его сложностью.

Чувство времени – абстрактное явление, которое нельзя увидеть или услышать, поэтому оно сложно для изучения. Воспитывая дошкольника, нужна помочь ему освоить этот предмет. Ведь в школе ему будет намного проще с письмом и цифрами, если родители к семи годам смогут научить ребенка чувствовать время. 

Читайте также

Вам может понравиться