Как научить ребенка учиться самостоятельно

Как научить ребенка учиться самостоятельно

Что такое самостоятельность и нужно ли помогать ребенку делать домашнее задание, шаги к самостоятельной учебе, эффективные способы мотивации, советы родителям по привитию самостоятельности.

Выполнение домашнего задания для многих школьников — неприятная рутина, которая утомляет, не вызывает интереса. Родителям приходится сидеть с ребенком за учебниками, чтобы он не отвлекся на более интересное занятие. Но научить ребенка учиться самостоятельно не так сложно, как кажется, для этого нужна грамотная организация рабочего процесса.

Что такое самостоятельность

Говоря о самостоятельности, родитель чаще всего подразумевает, что его ребенок способен делать домашние задания сам, не нуждается в помощи взрослого для выполнения любых дел, соответствующих возрастному уровню. В действительности детская самостоятельность — более развернутое понятие, включающее:

  • ответственность, серьезное отношение к своим обязательствам и обещаниям;
  • стремление к достижению поставленной цели, понимание того, что результат определяется приложенными усилиями;
  • уверенность в себе, способность адекватно оценивать возможности и навыки;
  • умение проявлять инициативу;
  • способность принимать решения без зависимости от мнения и требований взрослого.

Достичь полного соответствия таким личностным качествам могут даже не все взрослые. Но развивать их нужно обязательно, без них невозможно правильное взросление, становление личности. Причем приучать ребенка к самостоятельности нужно не со школы, а с раннего дошкольного возраста, когда он активно изучает окружающий мир, учится обслуживать себя в быту. Тогда в школьные годы он сможет заботиться о себе и товарищах, принимать верные решения в сложных ситуациях, у него не будет проблем с дружескими отношениями.

Почему ребенок должен делать домашнее задание сам

Когда родители регулярно помогают школьнику выполнять домашнее задание, ненормально. Ребенок должен учить материал дома без сидящей над душой мамы, которая проверяет и исправляет каждую написанную строчку. Он должен садиться за уроки по собственной инициативе, не дожидаясь напоминаний и криков родителей. Самостоятельному школьнику не нужны репетиторы, чтобы овладеть нужными знаниями.

Домашнее задание — не просто закрепление материала, пройденного в школе. Это получение навыков и личностных качеств, которые здорово помогут во взрослой жизни.

Самостоятельный школьник

Многие родители так щепетильно относятся к обучению ребенка, что выполняют с ним задания до самого выпуска из школы. Ими движет желание «слепить» отличника. Но это дурная услуга. Да, родительская помощь помогает поднять аттестат, вот только выпускник оказывается совершенно не приспособленным к взрослой жизни. Он испытывает затруднения и в студенческие годы, и при построении дальнейшей карьеры.

Не столько школьные знания обеспечивают дальнейшую благополучную жизнь, сколько самостоятельность, организованность, целеустремленность, желание совершенствоваться и учиться.

Стоит ли делать уроки с ребенком

Опасения родителей понятны: если ребенку не помогать, он наделает много ошибок, не выучит заданный параграф, забудет положить в портфель нужные принадлежности и учебники. Результатом станут замечания в дневнике, неприятные разговоры с учителем.

Но ведь ничего хорошего не получается, когда мама трясется над ребенком, заставляет его учиться, грозит наказанием за невыполненный урок. Любая работа, выполняемая принудительно, без желания, оказывается бесполезной. Родитель должен не заставлять учиться, а вызывать интерес к учебе, организовывать процесс, создавать необходимые условия.

В организации домашнего обучения важную роль играют доверительные и адекватные семейные взаимоотношения. Школьник должен понимать, что отношение к нему мамы и папы не определяется стоящими в дневнике оценками, что он может в любой момент обратиться за советом и поддержкой.

Родители же должны помнить, что научить ребенка самостоятельности можно, только если они сами являются положительным примером. Если взрослые не могут распланировать дела, постоянно опаздывают, забрасывают домашние хлопоты, то ожидать самостоятельности и организованности от наблюдающего за этим школьника не приходится.

Как только ребенок отправится в 1-ый класс, нужно установить правила учебы. В последующие годы обучения вопрос решается посредством установления мотивации, в том числе поощрительной. Вот несколько советов, помогающих научить ребенка учиться самостоятельно:

  1. С первоклассником нужно действительно заниматься. Но не делать с ним уроки, а лишь контролировать организационные моменты. Важно научить первоклассника правилам, которые помогут сделать процесс обучения более продуктивным и быстрым. Так, первым нужно выполнять письменное задание, потом устное. Решать задачи нужно на черновом листе перед переносом в тетрадь.
  2. Рабочее пространство для домашних занятий должно быть хорошо освещенным и полноценно организованным.
  3. Определите точное время для выполнения домашних заданий. Хорошо выполнив все заданное в течение этих часов, школьник может быть свободен, заниматься любимыми делами.
  4. Не игнорируйте просьбы школьника о помощи. Подсказывать можно, нельзя полностью выполнять уроки за ребенка.

Шаги к самостоятельной учебе по возрасту ребенка

Родитель должен объяснить ребенку важность обучения, тем более самостоятельного. Школьник должен осознать выгодность самостоятельной работы. Он должен понимать, что у него есть выбор: учиться или нет. Но также у него должно быть представление о последствиях отказа от учебы.

Важно установить границы ответственности школьника. Он должен четко понимать, что обязан делать самостоятельно, в каких случаях может надеяться на родительскую помощь. Например, школьник должен прочитать заданный на дом параграф, попытаться его проанализировать. Если возникают затруднения с пониманием прочитанной информации, он спрашивает у родителя. Получив ответ на четко и конкретно заданный вопрос, продолжает самостоятельную работу.

Для младших школьников

Вот несколько рекомендаций родителям, которые помогут научить ребенка учиться самостоятельно:

  1. Поначалу, когда ребенок пошел в первый класс, садитесь заниматься с ним вместе. Постепенно отлучайтесь на все более продолжительное время, аргументируя это домашними хлопотами. Настроившись выполнять задание, первоклассник обычно не дожидается ушедшую маму, а доводит дело до конца.
  2. Следите, чтобы школьник не сидел за домашкой несколько часов без передышки. Пусть через каждые полчаса встает, разминается, делает небольшую зарядку. Это полезно не только для здоровья, но и для сохранения заинтересованности в учебе, концентрации внимания.
  3. Контролируйте комфортность микроклиматических условий в детской комнате. Неблагоприятные условия вызывают быстрое утомление.
  4. Определите, какой процент работы школьник успевает делать за определенное время. Так проще распланировать время после школы.
  5. Составьте таблицу, в которой распишите, что ребенок должен сделать, в какое время.
  6. Обращайте внимание, какое настроение у школьника при выполнении тех или иных заданий, какие предметы вызывают у него интерес. Это поможет в дальнейшем определиться, к каким наукам тяготеет учащийся: гуманитарным, точным или естественным.

Для средней школы

После перехода школьника в 5-ый класс предпринимайте следующие шаги для приучения его к самостоятельности:

  1. Научитесь договариваться. Придумайте поощрения за сокращение времени, отводимого на нелюбимые уроки.
  2. Поощрение категорически не должно быть денежным. Это приведет к шантажу и регулярным капризам.
  3. Особое внимание уделяйте планированию времени. Подавайте положительный пример.
  4. Определите, какие предметы вызывают затруднения, поэтому требуют особого внимания.

Для подростков

Старшеклассник уже должен иметь навык самостоятельной работы. Не старайтесь помочь, пусть подросток попробует разобраться сам в своей ответственности, даже ценой временного снижения успеваемости. Важно понять, что именно вызывает проблемы: непонимание дисциплины, неорганизованность, слишком большая учебная нагрузка, что-то иное. Когда проблема будет устранена, старшеклассника будет проще научить самостоятельной работе.

Принимайте во внимание интересы и стремления подростка. Не запрещайте иметь досуг, заниматься хобби. Замечательно, если родители интересуются увлечениями ребенка, вникают в его интересы. Если старшеклассник занимается изобразительным искусством, мама и папа должны помогать с организацией выставок, с участием в конкурсах. Если ребенок — спортсмен, родители обязательно должны посещать соревнования.

Важно донести до подростка, что если он нуждается в помощи, то может сам попросить. Он не должен скрывать проблемы. А для этого в семье должны поддерживаться доверительные отношения.

Как родители могут помочь обрести мотивацию к учебе

Если у взрослых мотивация связана с денежным вознаграждением и карьерным ростом, то у школьника все иначе. Ребенок мотивируется тяготением к получению новых знаний, желанием делиться информацией путем общения, стремлением получить похвалу, а также попытками развиваться, определить направление для собственного будущего.

Помощь в обучении

Эти мотивационные факторы взаимодополняемые и взаимозаменяемые. Если школьника, например, не заботит родительская похвала, можно делать упор на любознательность, желание изучать окружающий мир.

Есть несколько способов привить мотивацию к учебе:

  • приводите в пример успешных личностей, знаменитых общественных и культурных деятелей, великих ученых;
  • помогите ребенку оформить домашнее рабочее место, считаясь с его вкусом и желаниями, используйте элементы оформления, например, фотографии, которые будут напоминать о мечтах и стремлениях;
  • не зацикливайтесь на оценках, уделяйте больше внимания интересам и стремлениям ребенка;
  • объясните, как полученные в школе знания пригодятся в будущем, почему даже нелюбимые и непонятные предметы принесут пользу во взрослой жизни;
  • показывайте пример интереса к учебе, занимайтесь с ребенком исследованиями и экспериментами, читайте, играйте в интеллектуальные игры, выбирайтесь всей семьей на природу для изучения живого мира;
  • не говорите негативные фразы, например, «из тебя ничего путного не выйдет», «в кого ты такой бездарь уродился»;
  • вдохновляйте школьника, хвалите, убеждайте работать дальше, позволяйте ошибаться, анализировать свои ошибки, поощряйте за достигнутые успехи;
  • при возможности применяйте игровую форму домашней работы, так учебный материал легче усваивается.

Советы родителям по привитию самостоятельности в учебе

Нельзя резко отказывать ребенку в помощи. Это не менее вредно, чем создание «тепличных условий». Не нужно надеяться, что, оказавшись один на один с проблемами, юная личность сможет самостоятельно разобраться. Наоборот, в этом случае ребенок оказывается еще менее подготовленным к жизни, чем чрезмерно опекаемый. Помогать с уроками нужно, но только если ребенок попросит.

Контролировать правильность выполнения заданий нужно только у первоклассника, поскольку в силу возраста он еще не может адекватно оценивать результаты собственной деятельности. Но сидеть с ним от начала до конца выполнения домашней работы не стоит, это вредная практика.

Если родитель видит, что ребенок выполняет работу неверно, не нужно его прерывать. Пусть, закончив работу, сам поймет, что ошибся, попытается исправить сделанное. Такой метод придает школьнику уверенность в себе, развивает творческий и экспериментаторский интерес.

Если начинать приучение к самостоятельности довелось с запозданием, начальная школа уже позади, то этот процесс должен двигаться медленно, исключительно позитивно, с делением на несколько этапов. Важно дать ребенку понять, что у него все получится, вселить уверенность, потому что у учащихся, привыкших к чрезмерной опеке, зачастую снижена самооценка. 

Читайте также

Вам может понравиться