Не всегда изучение английского языка проходит легко. Существуют разные методики обучения, разные возможности, да и сами люди не одинаковы: кто-то все схватывает на лету, а кому-то приходится много раз повторять одно и то же, чтобы новая информация отложилась в памяти.
Если школьник не видит результатов своих стараний, его энтузиазм в учебе может угаснуть, и он просто забросит обучение.
Необходимо разобраться, в чем причины медленного продвижения в освоении иностранного языка, почему нет прогресса в английском, как преодолеть эти сложности.
Причины отсутствия прогресса при изучении английского языка
Обозначим основные причины, почему нет прогресса в английском во время его изучения. Их довольно много.
1. Отсутствует мотивация. Ученик понимает, что знать английский язык важно и нужно, но во время процесса ему просто скучно. Он постоянно хочет переключиться на другие дела. Следует четко поставить цель: зачем необходимо изучение иностранного. Чем конкретнее поставлена цель, тем активнее человек будет к ней продвигаться, и достигнет результатов. Например, удачная сдача экзамена, работа за границей, поступление в зарубежный ВУЗ, переезд на ПМЖ в другую страну. Обязательно нужны мотивирующие факторы.
2. Неверный выбор пособий и методов обучения. Прежде чем начинать обучение, следует корректно подойти к выбору учебных материалов. В идеале учебник должен быть написан носителем языка, т.е. быть аутентичным. Методика, изложенная в нем – с грамотной подачей. В пособии обязательно должны быть упражнения разного типа. Например, хорошие учебные материалы выпускают такие издательства, как Oxford, Longman или Cambridge.
3. Отсутствие системности. Это наиболее распространено, когда человек пытается изучать сложный английский язык самостоятельно. Он не умеет подбирать пособия, не закрепляет знания упражнениями, перескакивает с темы на тему без связи между ними, не применяет методы повторения на новых занятиях. В этом случае лучше пользоваться одним современным пособием, а другие применять в качестве дополнения.
4. Отказ от педагогов, курсов, общений с носителями. Без преподавателя учащийся взваливает на себя непосильную ношу – «заниматься самостоятельно». Такое могут практиковать и продвинутые студенты, и начинающие школьники. Они лишают себя внешнего контроля. Но одного изучения теории будет недостаточно. Самому себя адекватно проверить довольно трудно. Здесь есть выход: найти товарищей среди носителей языка. Они помогут советом, как улучшить речь, укажут на распространенные ошибки. Однако не все англоговорящие грамотны – впрочем, как и носители русского не всегда имеют пятерку по родному языку в аттестате.
5. Нерегулярность обучения. Если в занятиях происходят длительные перерывы, это не идет на пользу прогрессу. За это время можно забыть теорию новые слова. Приходится вспоминать и учить все это заново. Если учащийся занимается раз в две недели, продвижения в иностранном можно ожидать очень долго, и так и не дождаться. Появляется эффект плато – застой на месте.
6. Игнорирование домашних заданий. Чтобы хорошо усвоить новую тему, следует закреплять ее при помощи упражнений, тренировок, аудирований, повторений. Без выполнения домашних заданий прогресса также можно не заметить. Школьник будет «зависать» на одном уровне. К урокам следует приходить подготовленными, а потому игнорировать домашние упражнения не стоит.
7. Нет контроля над успеваемостью. Человек должен понимать, хорошо ли освоена новая тема. Если он просто заучивает правила, делает упражнения и идет дальше – сложно сказать о том, насколько прочны знания в его памяти. Материал должен проверяться. Ведь знания необходимо употреблять не только в заданиях учебника, но и в речи.
8. Отсутствие погружения. Прогресс в английском может не наблюдаться, если на занятия отводится строго определенное время. Необходимо уметь переключаться на английский язык в разных сферах жизни: слушать новости по радио на английском языке, смотреть передачи, фильмы, сериалы, читать книги, газеты. Требуется максимальное погружение в иностранный язык. Даже свои мысли можно научиться формулировать на английском.
9. Нехватка общения. Важно регулярно общаться на английском языке. Лучше, если это будут носители языка. В интернете можно познакомиться с англоязычными иностранцами и переписываться на форумах по интересам, общаться в Skype. Если посчастливилось отдыхать за границей, можно попрактиковать живое общение. Носители языка всегда относятся к изучающим их родной язык с пониманием и с радостью помогают.
10. Слишком завышенная оценка своих знаний. Если только проскакивает мысль о достижении вершин в знаниях, занятия сразу отодвигаются на второй план. Человек перестает стремиться улучшать свое владение английским, забывает пройденное, остается на месте и не совершенствует свои навыки. Но на самом деле, чем глубже учащийся продвигается в изучении языка, тем яснее приходит понимание того, что иностранный язык в своей целостности бесконечен для познания. Его лексика постоянно обновляется, появляются новые термины, сленг, особенности. И сразу все охватить просто невозможно. Понадобится не один год.
11. Слишком заниженная оценка знаний. Школьник говорит о неспособности к языкам, жалуется, что у него ничего не получится. Однако врожденные способности имеются у всех людей. Просто их нужно грамотно развивать. И нельзя без внимания оставлять все вышеперечисленные причины отсутствия прогресса в обучении. В любом деле главное – положительный настрой. В изучении английского языка это также работает.
Как определить, что нет прогресса, признаки
Понять, что прогресс в изучении английского языка отсутствует, можно по следующим признакам:
- обучение проходит по четко построенному плану, но уровень владения английским не повышается;
- учащийся думает, что лексических запас уровня «Intermediate» является потолком его достижений;
- весь новый материал, который был изучен ранее, постепенно забывается;
- ощущение неуверенности в правильном выборе английских курсов.
Основные способы для решения проблемы отсутствия прогресса в изучении английского
Если нет прогресса в английском, следует как-то решать эту проблему. Для борьбы с застоем в обучении лучше всего обратить внимание на следующие рекомендации. Их можно сочетать или использовать все в совокупности:
1. Сделать паузу. Как показывает практика, перерыв в занятиях помогает отвлечься, заняться чем-то другим в свободное время, пережить застой и далее вернуться к обучению в прежнем темпе. Однако перерыв не должен длиться более недели.
2. Поменять методику обучения. Например, выбрать другие курсы английского, где избрана совсем другая тактика, кардинально отличающаяся от прежней. Главное, чтобы школьнику не было скучно.
3. Заняться самопроверкой. Например, пройти тесты для оценки собственных знаний. Если тест покажет хорошие результаты, это вернет ученику уверенность в своих силах.
4. Практика общения. В непринужденной обстановке стоит попробовать пообщаться с носителями языка в каком-нибудь специальном языковом клубе или в интернете.
5. Использование ИИ. Современные технологии могут обеспечить учащегося виртуальным собеседником. Он сможет поддержать диалог на английском языке.
6. Игра в Scrabble с друзьями.
7. Записаться на уроки английского языка с преподавателем-носителем. Групповые или индивидуальные занятия помогут прогрессу и достижениям.
8. Обратить внимание на источники информации на иностранном языке. Можно выбрать темы по интересам, чтобы этот процесс стал увлекательным: смотреть фильмы, передачи на ютуб, слушать англоязычную музыку и читать статьи.
Указанные советы позволят добиться прогресса в английском языке, даже если на данный момент наблюдаются сложности.