Почему ребенок не запоминает материал на уроках - семь возможных причин и пути решения проблемы

Почему ребенок не запоминает материал на уроках - семь возможных причин и пути решения проблемы

Однако не все дети способны легко активизировать свою память. Некоторым заучивать материал дается очень непросто. В этой статье разберем основные причины данной проблемы, и узнаем, почему ребенок приходит из школы и говорит: «Я ничего не запоминаю на уроках».

Школьное обучение предоставляет учащимся очень большой объем знаний. И всю эту информацию ребенок должен запоминать и воспроизводить. Школьники учат стихи, математические формулы, географические названия, исторические даты, готовят пересказы текстов. 

Однако не все дети способны легко активизировать свою память. Некоторым заучивать материал дается очень непросто. В этой статье разберем основные причины данной проблемы, и узнаем, почему ребенок приходит из школы и говорит: «Я ничего не запоминаю на уроках».

Почему школьник плохо запоминает новое? Семь распространенных причин

Внешние раздражители

Внешними раздражителями могут быть любые звуки и объекты. Например, уведомления на смартфоне, передача по телевизору, домашние животные, дрель соседа за стеной. Если постараться убрать как можно больше отвлекающих факторов, можно повысить продуктивность обучения.

Если школьник поставил задачу серьезно освоить какой-либо материал, подготовиться к контрольной – внимание должно быть сосредоточено максимально.

Специалисты по менеджменту из Калифорнии рекомендуют использовать метод «привязки к мачте». Его суть заключается в полном неконтакте с посторонними  раздражителями: выключить смартфон и телевизор, убрать из комнаты домашнее животное, закрыть дверь и попросить никого не заходить. В этом случае эффективность заучивания повыситься во много раз. Но стопроцентной не будет. Убрать звуки и объекты – мало. Помимо внешних раздражителей, есть еще  внутренние: разные мысли, нервозность, хронический стресс. Поэтому фраза «я ничего не запоминаю на уроках» иногда означает: «меня что-то тревожит». 

pamyat'.jpg

Еда

После плотного обеда или, наоборот, с голодными спазмами приступать к учебе нельзя. В обоих случаях запоминать информацию будет сложно. Самое оптимальное время для занятий – спустя час после приема пищи. Употребление продуктов с высоким гликемическим индексом также плохо влияет на «разгон» памяти. Поступление сахара (глюкозы) в организм обеспечивает очень кратковременный приток энергии. И далее человека ждет «откат» – ему просто хочется спать или снова есть. Поэтому чтобы запоминание было продуктивным, лучше снизить сахар в своем рационе до минимума. 

Недостаточный сон

Во время ночного сна головной мозг активно работает: он преобразовывает полученную информацию за прошедший день и строит новые нейронные связи. Качество сна влияет на наше настроение, восприятие жизни, стрессоустойчивость, нервную систему. Если человек не высыпается – его память отказывается работать, как того требуют цели и задачи.

Перед подготовкой к экзамену студентам рекомендуется прерываться на дневной сон, а вечером ложиться спать вовремя, чтобы ночью выспаться. Если же продолжать бодрствовать и сидеть за книгами допоздна – усталость не даст усвоить весь материал целиком. 

Здоровый полноценный сон способствует улучшению сообразительности, если необходимо срочно принять важные решения. Также он благотворно действует на моторные навыки. Например, заучивать новые движения в танцах: после хорошего сна можно обнаружить, что все новые па освоены, и отлично получаются.

Нет мотивации

Головной мозг активнее осваивает новый материал, если понимает, что в результате будет какое-то вознаграждение. Стимулировать мотивацию можно просто написав список положительных моментов, которые ожидают после запоминания информации. К примеру: «если выучить информатику на «отлично» –  можно найти престижную работу с высокой заработной платой», «если стать в школе медалистом – можно поступить в ВУЗ на интересную специальность».

Зубрежка вместо запоминания

Зубрежку обычно применяют, если необходимо выучить материал быстро и задержать его в памяти ненадолго. К примеру, 10 новых английских слов. Когда список иностранной лексики будет расти, первая заученная десятка начнет стираться в памяти. Поэтому вместе с изучением нового ребенок должен повторять и старое.

Качественное запоминание можно подкреплять мнемотехниками. Именно с помощью разных способов этой методологии информация отложится в долговременной памяти и останется там надолго. 

Отсутствие повторений

Информация, которую запоминает человек, вытесняется из его памяти согласно определенной закономерности. Прочитанный параграф из учебника через полчаса будет забыт наполовину. Через неделю из этого материала запомнится около 20% – самых ярких определений, примеров и терминов. Этот процент не является одинаковым для всех. Ведь каждый человек применяет свои способы запоминания. Однако забывание все же будет происходить. 

Как можно добиться преобразования новых сведений в долговременную память и минимизировать забывание? Есть одно классическое правило: материал необходимо повторять тогда, когда он начинает забываться. Потому в этом случае так хороша методика интервального повторения. Ее суть состоит в том, чтобы повторять информацию спустя 10 минут после учебы, далее – на следующий день, потом – через неделю и, наконец, через месяц, 2 месяца и 6 месяцев.

Перечитывание вместо самопроверки

Какой метод лучше всего избрать для повторения? В основном люди занимаются чтением и перечитыванием материала, который нужно выучить. Некоторые составляют конспект и учат по нему. Психологи утверждают, что таким образом запоминание – менее продуктивно, чем самопроверка.

Ученые утверждают, что достаточно очень хорошо один раз прочитать текст, чтобы он закрепился в памяти, если после этого периодически проверять себя вместо повторного чтения. Поэтому лучше на практике проверять полученные знания. Это будет способствовать более эффективному заучиванию. 

Аудиальный, визуальный и кинестетический подходы

Современная психология делит учащихся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Чтобы определить свою принадлежность, потребуется специальное тестирование. Каждому типу восприятия помогают свои методы по запоминанию материала. 

Для аудиалов:

  • слушать информацию и проговаривать ее вслух для наилучшего запоминания – задействовать свой слух по-максимуму; 
  • использовать метод teach to learn, суть которого заключается в том, чтобы вначале прочесть материал самому, а затем объяснить другому человеку;
  • проводить занятия лучше всего с такими же аудиалами, пересказывая друг другу полученные знания;
  • расширять познания в изучаемой теме при помощи аудио- и видеоформатов, например, использовать youtube. 

Для визуалов:

  • ведение конспектов; 
  • изготовление карточек с правилами, датами, новыми иностранными словами – их лучше всего развесить на стенах; 
  • записывать информацию в виде развернутого ответа; 
  • во время лекции концентрировать внимание на говорящем.

Для кинестетиков:

  • во время заучивания новых сведений не надо ограничивать свои движения. Например, полезно пройтись по комнате;
  • на уроке в школе можно делать гимнастику для пальцев, размять шею, подвигать ногами;
  • во время выполнения домашнего задания можно фоном включить спокойную музыку, чтобы сосредоточиться; 
  • важно, если у кинестетика будут красивые канцелярские принадлежности, тетради, обложки.

Общие техники запоминания

Существуют общие техники, которые помогают в запоминании новых знаний. Они не зависят от типа восприятия. Они одинаково будут полезны и аудиалам, и визуалам, и кинететикам, и смешанным типам:

  1. Ведение конспектов. При этом их лучше писать вручную, а не набирать на компьютере. Написание от руки позволяют задействовать определенные отделы мозга и лучше запомнить темы. К конспектам всегда можно обратиться в любое удобное время: пересматривать, вспоминать информацию в сжатом виде. 

  2. Подключение фантазии. Например, при изучении исторического события можно вообразить его в голове, как будто это съемка фильма. 

  3. Метод ассоциаций. Он хорошо помогает при запоминании английских слов, дат, терминов. Ассоциации могут быть различными, но понятными для человека. 

Лечение плохой памяти у детей

Педиатры часто сталкиваются с беспомощностью родителей, которые жалуются на то, что ребенок в начальной школе ничего не может запомнить, и потому плохо учится. В таком случае лучше всего обратиться в специализированный центр для своевременной коррекции. Специалисты смогут определить причину и  подобрать соответствующие методики в индивидуальном порядке. Самое главное – не пускать проблему на самотек и не надеяться, что это «пройдет само». Если малыш говорит: «Я ничего не запоминаю на уроках» – необходимо серьезно обратить на это внимание.

Методы для улучшения свойств памяти для ребенка могут быть следующими:

  1. Стимулирование когнитивных центров головного мозга при помощи специальных упражнений. Чем лучше развивается нужный навык, тем качественнее будет результат.

  2. Лечение заболеваний, которые влияют на работу мозга и ухудшают его работу.

  3. Подбор нужного распорядка дня, при котором учитываются физиологические особенности ребенка и его потребности в активности и отдыхе.

  4. Лечение при помощи лекарственных средств, которые показаны для улучшения кровоснабжения головного мозга и защиты его защиту. Ноотропы и нейропротекторы стимулируют активность нейронов, что, в свою очередь, способствует улучшению памяти. 

  5. Включение в рацион биодобавок, которые восполняют дефицит полезных для организма витаминов и микроэлементов.

  6. Подбор специального режима питания. Рацион должен состоять из определенного количества калорий, необходимых веществ. При этом следует употреблять меньше сладкого и жареного.

  7. Физиопроцедуры, которые в короткий срок повышают активность клеток головного мозга.

razvitie pamyati u rebenka.jpg

Стойкий хороший результат можно увидеть, применяя все виды данных методов в комплексе. Самолечением заниматься нельзя. В лучшем случае это не поможет, а в худшем – навредит.

В детском возрасте происходит формирование навыков и способностей, которыми человек будет пользоваться во взрослой жизни. Поэтому отсутствие коррекции или неправильные методы лечения могут негативно повлиять на личность в дальнейшем. 

И если при обследовании будет выявлена неврологическая патология, с ней можно успешно работать, сгладив до минимума, так как ткани в этом возрасте еще очень пластичны.

Заключение

Образовательный комплекс Sportzania представляет собой онлайн-школу, которая обучает и развивает детей и подростков от 7-ми до 14-ти по разным направлениям. Он насчитывает свыше 30-ти программ. Обучение проходит как в индивидуальном формате, так и в группах. Расписание занятий Спортзании можно удобно спланировать. Опытные преподаватели высокой квалификации найдут подход к любому ученику. 

Чтобы определить, как строить программу преподавания, как выбрать способы мотивации, заинтересовать для дальнейшего пути к цели, узнать сильные стороны ребенка, вначале учителя рекомендуют записаться на вводный урок. Он предоставляется бесплатно. 

Основные задачи в процессе бесплатного вводного урока:

  • проведение научно-обоснованной диагностики склонностей ребенка;
  • определение траектории развития учащегося;
  • создание вместе со школьником первого мини-проекта.

Таким образом можно вовремя уловить факторы, которые тормозят память, и уже сейчас начать работать над их устранением. Занятия на уроках Спортзании помогут развить необходимые навыки для стимулирования памяти. Педагоги предлагают разные методики, упражнения, задания для того, чтобы в будущем ребенок смог легко запоминать любую новую информацию 

 

Читайте также

Вам может понравиться