Развитие мозга подростка - как работает головной мозг наших детей

Развитие мозга подростка - как работает головной мозг наших детей

Не стоит думать, что тинейджеры не могут вести себя по-взрослому разумно. Наоборот, в отдельных ситуациях они могут и взять ответственность на себя, и подумать о последствиях, и рассуждать вполне логично. Такая переменчивость связана с главной особенностью мозга в период взросления – нейропластичностью. Ученые доказали, что нейропластичность работает в обе стороны. То есть не только формирует то, что нужно, но и отбрасывает то, что не нужно и вредно. Именно с этой функцией связан тот факт, что негативный опыт, полученный в юношеские годы, так ярко запоминается на всю жизнь.

Переходный возраст – нелегкое испытание и для детей, и для родителей. Кажется, что привычный мир окончательно рухнул. 

Подростки буквально мечутся меж двух огней – им уже не хочется быть детьми, но и взрослый мир еще не до конца понятен. А родители просто живут на пороховой бочке – даже самое безобидное замечание в адрес ребенка может закончиться взрывом эмоций и громким скандалом. 

Пережить этот непростой период будет проще, понимая, что нестандартность подросткового поведения и мировосприятия обусловлены чисто физиологическими процессами. И найти ответ на вопрос, что делать, если мозг перестал соображать у подростка можно, если изучить специфику формирования коры головного мозга у взрослеющего человека. 

Добро пожаловать в неидеальный мир! Когда мозг развивается неравномерно

Человеческий мозг полностью формируется к 25 годам. А период с 11 до 19 лет – тинейджерство – наиболее важен, так как в этот момент приобретается ценный опыт, который отчасти формирует, а отчасти перестраивает нейронные связи.

Понять подростка порой очень сложно, и часто взрослые недоумевают, в чем причина юношеской неуравновешенности и вспыльчивости.

Все дело – в особенностях, условиях и периодах развития тех или иных участков мозговой коры в подростковом возрасте.

За рассудительность, разумность и осознанность отвечает префронтальная кора головного мозга. Ее полное формирование завершается к 24 годам. И до этого счастливого момента во главе угла стоит лимбическая система, центральный орган которой – миндалина. 

ВАЖНО: миндалина – небольшая область височной мозговой доли, отвечающий за эмоции, чувства и инстинкты. 

Бурное развитие миндалины и «лимбики» предопределяют характерные черты подросткового поведения:

  • импульсивность;
  • раздражительность;
  • постоянную смену настроения;
  • повышенную эмоциональность.

Родителям часто кажется, что подросток слишком наигранно и театрально реагирует на те или иные ситуации. Но о наигранности здесь не может быть и речи. Превалирование в мозговой активности лимбической системы, помимо прочего, обусловливает видение мира исключительно в черно-белых тонах и раздувание любой проблемы до невероятных размеров.

podrostkam svojstvenno dramatizirovat sobytie – eto svyazano s razvitiem mindaliny.jpg

Все же не стоит думать, что тинейджеры не могут вести себя по-взрослому разумно. Наоборот, в отдельных ситуациях они могут и взять ответственность на себя, и подумать о последствиях, и рассуждать вполне логично. 

Такая переменчивость связана с главной особенностью мозга в период взросления – нейропластичностью.

Нейропластичность мозга тинейджера – зачем это в принципе нужно

В период активного роста и буйства гормонов именно нейропластичность мозга позволяет формирующейся личности не только не сойти с ума, но и успешно приспособиться к своеобразию взрослого мира.

ВАЖНО: нейропластичность головного мозга – это способность адаптироваться под новые условия окружающей среды, благодаря быстрому выстраиванию нужных связей как между нейронами, так и их отростками.

Ученые доказали, что нейропластичность работает в обе стороны. То есть не только формирует то, что нужно, но и отбрасывает то, что не нужно и вредно. Именно с этой функцией связан тот факт, что негативный опыт, полученный в юношеские годы, так ярко запоминается на всю жизнь.

Такие высокие адаптивные мозговые функции существенно повышает способности подростка к обучению и к освоению всего нового. Отрицательная сторона познания – в 90% случаях в первую очередь тинейджеры пробуют то, что официально запрещено, – сигареты, алкоголь, наркотики.

Без сомнения, родителям всегда стоит помнить о том, какой вред могут причинить сильнодействующие психотропные вещества на формирующуюся личность. В этом случае нейропластичность мозга играет против человека – от разного рода зависимостей, приобретенных в юношеские годы, избавиться фактически невозможно.

Поэтому основная задача взрослых – направить бурную подростковую энергию в нужное русло. Занятия музыкой, спортом, изучение иностранных языков, начатые в этот период, не только будут даваться легче и развивать мышление, но и смогут стать началом блестящих успехов в будущем. 

Заложить крепкий фундамент развитой личности будет проще, если четко понимать, чего стоит ожидать от ребенка в переходный возраст из-за апгрейда психических и мозговых функций.

Как это устроено – все о функционировании мозга подростка и немного больше

Когда вчерашний малыш вдруг осознал себя взрослым, часто первая реакция родителей – страх, шок и неприятие. Поэтому в подростковом возрасте каждый второй (а может быть и каждый первый) ребенок чувствует себя одиноким.

Ведь родители – просто-напросто – не знают, что сказать и что сделать, чтобы не вызвать очередную бурю негодования или слез.

Сохранить близкие отношения с крайне эмоциональной взрослеющей личностью будет проще, если понимать, что в принципе творится у подростка в голове.

Способность мыслить сейчас на высоте

Это происходит внезапно и резко. Из-за быстрого формирования нейронных связей и утолщения коры головного мозга, тинейджер с удивлением обнаруживает, что он и может, и хочет рассуждать и принимать собственные решения.

Правда, способность рассуждать логически часто подводит из-за отставания развития той самой префронтальной коры, но желание делать это буквально изводит тинейджера каждую минуту. 

Отсюда – постоянные споры по любому поводу, доказывание своей правоты и личной точки зрения. Пусть даже объяснить, зачем это надо, подросток в 90% случаев не сможет.

Пережить это период непросто, но необходимо – как бы сложно ни было оставаться спокойным рядом с вечным спорщиком. 

Вечная раздражительность

«Как вы меня бесите» – любимая фраза тинейджеров всех поколений. Но угрюмость и недовольство всеми и вся – не что иное, как защитная реакция психики на объем новой информации.

Для подростка все вокруг становится враждебным и непонятным – меняются требования и ожидания окружающих, а в голове – каша из новых мыслей и чувств. От этого сначала становится страшно, а следующий этап – вечное раздражение и ожидание, когда это все уже закончится.

Страдают от этого – самые близкие люди, так как в окружении сверстников тинейджер всеми силами пытается выглядеть взрослее, чем есть на самом деле. И это тоже абсолютно нормально.

Психологи советуют родителям относиться к этому как к неизбежному злу и не пытаться ничего изменить. Нужно любить и принимать своего ребенка даже таким – неразговорчивым и раздражительным.

ВАЖНО: скандалы и упреки в невоспитанности – не выход в данной ситуации, равно как и всевозможные наказания. Правильный вектор поведения – спокойствие и трезвость ума.

Эмоции бьют через край

Пять минут назад он хохотал, как сумасшедший, а сейчас – кричит, что его никто не любит. И это – лишь один эпизод из обычной тинейджерской жизни.

Виновата та же «лимбика». Чрезмерное функционирование лимбической системы в совокупности с избытком гормонов от начинающегося полового созревания приводят к тому, что эмоциональные реакции экстремальны. А ребенок даже не осознает, что ведет себя неадекватно, не говоря о том, что контролировать эмоции подросток просто не в силах.

Взрослым остается только принять это как данность. Главное – понимать, что со временем и разумность, и осознанность поведения все же придет.

Кто не рискует, тот… не подросток

Тяга к острым ощущениям также можно включить в список особо экстремальных эмоций. Но это неотъемлемая часть познания мира и формирования важного жизненного опыта.

Физиологически постоянная тяга тинейджеров быть «на грани фола» объясняется ускоренными процессами возбуждения и торможения нервной системы из-за повышенной нейропластичности.

По данным психологических исследований, закончится такая постоянная жажда риска примерно в 17–18 лет. Тогда на смену сиюминутным необдуманным импульсам и желаниям придет видение последствий своих поступков.

Всем спать

Биоритмы в растущем организме также подвержены изменениям. Большинство подростков – «совы», и это вполне объяснимо с точки зрения избыточности мозговых процессов и нестабильности взрослеющей психики. Также начинается снижение мелатонина – гормона, который отвечает за сон – под влиянием активного полового созревания.

Но важно помнить о режиме дня.

Ведь хронический недосып:

  • существенно снижает адаптивную способность мозга;
  • угнетает развитие памяти;
  • повышает уровень стресса, которого в жизни подростка и так хватает.

ВАЖНО: задача родителей – совместно с ребенком разработать такой распорядок дня, чтобы времени хватало и на уроки, и на встречи с друзьями, и на полноценный ночной сон.

Кто же я такой

Вопросы самопознания и определения своего места в мире – ключевые в жизни тинейджера. Именно в этот период впервые проявляется склонность к глубокой рефлексии – правда, адекватно себя оценить подростку просто невозможно. Горячее желание все познать самому упирается в элементарный недостаток жизненного опыта.

samoidentifikaciya – odno iz harakternyh osobennostej povedeniya podrostka.jpg

Отсюда – бесконечные метания в поисках себя. Смена имиджа, круга общения, любимых занятий – все для того, чтобы найти свое место в новом непонятном взрослом мире.

От родителей требуется:

  • направлять своего взрослеющего ребенка, но не изводить нравоучениями, а учиться разговаривать на равных;
  • немного замедлять темп его жизни;
  • учить думать и рассуждать.

Но добиться этого сложно, если не знать основных секретов в формировании здорового мозга в период тинейджерства.

Только вперед. Как пережить подростковый возраст и способствовать правильному мозговому развитию

Все проще, чем можно было представить. Ответ на вопрос, что делать, если мозг перестал соображать у подростка, кроется в 5 основных факторах, которые влияют на верное образование нейронных связей.

К ним относятся:

  • формирование позитивного мышления – хвалите ребенка чаще и никогда не заостряйте внимание на недостатках и плохом поведении;
  • развитие навыков обучения – этого можно добиться, если правильно подобрать дополнительное занятие или акцентировать внимание на любимом школьном предмете;
  • верно дозированный здоровый риск – покроет потребность в экстриме и позволит получить полезный опыт взаимодействия с внешним миром:
  • развитие эмпатии и сочувствия – для лучшей социализации в обществе;
  • здоровый сон – наладить режим дня поможет ограничение активных занятий в вечернее время и дозированное использование гаджетов.

Не забывайте и о положительном личном примере – удержать родительский авторитет в глазах тинейджера бывает непросто, но это – необходимое условие здоровых детско-родительских отношений в будущем. 

Переходный возраст еще никому не давался легко. Но понимание физиологических особенностей ребенка в этот период и безусловная родительская любовь помогут сделать это время продуктивным и радостным.

Читайте также

Вам может понравиться