Организаторские способности: что это, как развить

Организаторские способности: что это, как развить

Организаторские способности у детей: основные составляющие, способы развития у детей и подростков.

Организаторские способности — это ключевая составляющая деятельности руководителя. Детей родители в будущем хотели бы видеть успешными людьми, потому задумываются о развитии полезных задатков заблаговременно.

Организаторские способности: что это

Какой бы стиль управления ни был близок конкретному человеку, придется распределять обязанности и задачи между сотрудниками. Встать на позицию лидера может не каждый организатор, но любой руководитель должен обладать организаторскими способностями. От эффективности действий напрямую зависит продуктивность выполнения работы и успех предприятия, а иногда и возможность выжить в среде жесткой конкуренции.

Отдельные качества можно считать врожденными, но большинство придется развивать, улучшать. Пусть темперамент и некоторые другие психические особенности действительно важны, стать хорошим организатором может каждый.

Главными чертами являются:

  • твердость характера, благодаря которой подчиненные понимают, что распоряжения следует выполнять, не оспаривая;
  • умение взаимодействовать с другими людьми и сглаживать конфликты, поощрять при необходимости;
  • высокие коммуникативные навыки;
  • справедливость по отношению к членам коллектива;
  • делегирование полномочий;
  • строгость, сподвигающая сотрудников качественно выполнять работу;
  • предвидение в отношении проблем и возможных помех;
  • самоорганизация и грамотное планирование;
  • спокойное отношение к критике и альтернативному мнению.

Руководитель — это не просто высокопоставленное лицо, обладающее определенным авторитетом. Это в первую очередь человек, способный взять на себя ответственность и суметь контролировать действия других.

Организаторские способности у детей

В подростковом возрасте ребенок попадает в условия, подходящие для формирования организаторских способностей, а также развития личностных качеств, направленных на социальные взаимодействия.

Будущий руководитель должен обладать определенными умениями:

  • устанавливать контакты в коллективе, как товарищеские, так и деловые;
  • проявлять инициативу и находчивость;
  • оказывать психологическое воздействие на другого человека;
  • вовлекаться в групповые мероприятия;
  • активно взаимодействовать во время совместной деятельности.

Возможность достигнуть высокой ступени в управленческой среде открывается тем подросткам, которые уделяют время работе над собой, прилагают усилия для саморазвития и обладают рядом определенных качеств:

  • требовательность как к себе, так и к другим;
  • тактичность;
  • критичность;
  • инициативность;
  • самообладание;
  • практический ум;
  • настойчивость.
Конкурс

Психологи разработали ряд тестов, чтобы определить, существуют ли у ребенка организаторские способности, это важный аспект, которому желательно уделить внимание. Своевременно понять, какие стороны личности нужно развивать, жизненно необходимо.

Что важно при организации

Способности — индивидуальные личностные характеристики, которые раскрываются в определенной деятельности и показывают насколько легко, быстро и качественно человек способен ее выполнять. К организаторским относят умение корректно установить задачу перед коллективом и проконтролировать, как она будет выполнена. Исходя из этого, руководитель должен:

  • сохранять спокойствие и самообладание даже в сложных ситуациях, которые вызывают сильные эмоции;
  • доносить информацию до других людей, грамотно объяснять, что от них нужно;
  • четко представлять, что именно требуется от подчиненных;
  • самостоятельно выполнять поставленные задачи при необходимости;
  • установить обратную связь, убедиться, что поручениями занимаются качественно и добиваются нужного результата;
  • конструктивно критиковать, дополняя высказывание претензий альтернативными предложениями;
  • контролировать других, предотвращать конфликты, находить компромиссы, взаимодействовать с разными людьми, понимать их.

Организатором может стать каждый человек, если в глазах других обретет авторитет. Но лидерами становятся те, у кого можно отметить определенные врожденные особенности.

Способы развить организаторские способности ребенка

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда без их поддержки малыш теряется и как будто не способен выполнять простейшие действия. Проблема не в отсутствии организаторских способностей, а в избытке контроля, из-за которого дети не могут развивать собственные навыки. Справиться с этим помогут следующие правила:

  • Научите использовать календарь и планировать с его помощью расписание.
  • Создайте вместе с ребенком актуальный чек-лист для повседневных дел и обязанностей.
  • Чтобы подогреть интерес к самоорганизации, введите систему поощрений.
  • Подготовьте вспомогательные инструменты, которые подстегнут будущего организатора: красивые папки для выполненных уроков, стильные канцелярские принадлежности, с которыми хочется взаимодействовать аккуратно.
  • Вовлекайте малыша в решение задач, способствующих развитию надлежащего типа мышления: планирование дня рождения, составление списка покупок, приготовление блюда по рецепту.
  • Не пытайтесь оградить от неудачи. Чтобы понять, чем хороша организация, ребенку нужно столкнуться с реальными последствиями ее отсутствия, научиться на собственном опыте.

Практикуйте сами, чтобы стать примером, и подталкивайте его к позитивному образу мыслей. Поощряйте у подростка проявления эмпатии, стремление понять другого человека, здоровый альтруизм. Обращайте внимание на творческие особенности и позволяйте заниматься разными видами деятельности, чтобы расширить кругозор. Только так получится вырастить амбициозного и целеустремленного будущего лидера.

Развитие организаторских способностей подростков

Чтобы ребенок получил определенные социальные навыки и развил врожденные способности, родителям желательно опираться на несколько принципов:

  • Организаторские способности — это не только некая одаренность, не стоит ждать, что они раскроются самостоятельно или проявятся со временем, если подросток будет наблюдать за другим человеком. Чтобы это на самом деле произошло, воспользуйтесь специальной педагогической техникой — непреднамеренным научением, предоставив свободные структуры, случайные подсказки и знаки, на основании которых и будет возможно развитие необходимых умений.
  • Родителям нужно придерживаться реалистичных ожиданий, принимать во внимание возраст ребенка и его личные психологические характеристики.
  • Тренировать организаторские навыки следует во внешней среде. Маме и папе понадобится систематизировать и организовать окружение, чтобы создать обстановку, подходящую для развития нужных качеств.
  • Задачи, которые ставятся перед малышом, нужно изменять так, чтобы они соответствовали его возможностям. Уровень сложности будет повышаться по мере взросления.
  • Эффективность обучения возрастает, когда используются дополнительные стимулы, понятные награды. Также подросток должен ощущать поддержку, которая поможет добиться успеха в выбранной деятельности самостоятельно. Эти моменты необходимы до тех пор, пока навыки и умения не будут развиты в должной мере. В дальнейшем можно будет ослабить воздействие.

Тренировкой для ребят становится поездка в лагерь, особенно если там предлагается соответствующая программа для тренировки коммуникативных и лидерских качеств. Общение с другими людьми, новая обстановка, требующая определенных навыков самоорганизации, благотворно влияют на личность и помогают в развитии желаемых сторон. В процессе игры дети обучаются быстрее и эффективнее. 

Читайте также

Вам может понравиться