Медлительность у детей – довольно распространенное явление, которое родители пытаются корректировать своими силами, таким образом нанося ребенку серьезную психологическую травму. В данной статье разберемся, в чем заключаются особенности развития медлительных детей, как с ними работать, чтобы не навредить малышу.
«Медленный» ребенок – какой он?
Наступает время, когда ребенку пора идти в первый класс. К этому времени родители ищут подходящую школу, просматривают рейтинги, оценивают педагогический состав. Казалось бы, все подходит: и школа, и учителя, но мы забываем о самом главном – о собственных детях.
Очень многие родители мечтают о том, чтобы их ребенок посещал самую престижную школу или учился в лучшей гимназии. Но каждому ли ребенку это подойдет? В книге, авторами которой являются Екатерина Бурмистрова и Ксения Кнорре Дмитриева «Образовательный невроз», понятным, доступным языком рассказывается о том, как правильно выбрать школу ребенку, а также разъясняется о различных типах детей и способах подхода к ним. Особое внимание уделяется медлительным детям, обращается внимание родителей на то, что этот факт никак не связан с воспитанием данного ребенка.
Итак, что же представляет собой «медленный «ребенок? Эту особенность у детей можно заметить еще в младенчестве. Но как правило, если у родителей это первый ребенок и сравнить не с кем, они воспринимают это как его нормальное состояние. Позднее, во время прогулок, на детских игровых площадках, таких детей с легкостью можно разглядеть среди своих сверстников. И чем старше они становятся, тем ярче это проявляется, становится более заметным.
Как же это проявляется? «Медленные» дети медленны во всем. Они медленно ходят, бегают, медленно пережевывают пищу, медленно глотают, переводят взгляд с одного предмета на другой. У них замедленная разговорная речь, но при этом логопедическая помощь им не требуется. Они четко выговаривают как отдельные слова, так и целые предложения. В их речи наблюдается больше пауз, они сильно растягивают слова.
Почему ребенок медлительный
Если провести обследование такому ребенку, энцефалограммное исследование головного мозга покажет паузу между интервалом и стимулом возникновения реакции. Как следствие – это ответ с запозданием. Создается впечатление, что все вокруг движется с огромной скоростью, а «медленные» дети бегут, пытаются догнать, но все же не успевают.
Такая особенность ребенка не всегда правильно воспринимается их родителями. Они пытаются каждый раз ему сказать «давай быстрее», «скорее», «не отвлекайся, я уже тебя заждалась», одним словом – ускорить его темп действий.
К шестилетнему возрасту такие дети на самом деле выполняют все уже значительно быстрее. Но это никак не связано с «подталкиванием» со стороны взрослых. Это объясняется тем, что в нервной системе примерно к шести годам заканчиваться миелинизация, то есть покрытие нервных волокон миелиновой оболочкой. Она служит «изоляцией» наших нервов. Если сравнить это с током, то, как известно, по изолированному проводу он продвигается быстрее. Так происходит и с миелинизированным волокном – сигнал движется намного быстрее. Но даже с окончанием этого процесса «медленные» дети будут отличаться от своих сверстников. Повлиять на такой физиологический процесс, ускорить реакцию, действия, принятие решений невозможно ни при помощи поощрений, ни при угрозах и ругани. Повлиять на миелинизацию нервных волокон мы не можем.
Синдром дефицита внимания без гиперактивности
Итак, медленность ребенка возникает по некоторым причинам. Разберем подробно каждую из них. Наверняка вы сталкивались с детьми, которые ведут себя очень активно, быстро переключаясь с одного занятия на другое. Часто про них говорят, что этот ребенок как будто с мотором. Однако сконцентрировать свое внимание на чем-то одном они не могут. Активность таких детей приводит к неконструктивной деятельности.
В нашем случае, говоря о «медленных» детях, надо исключить дефицит внимания, но уже без гиперактивности. То есть дети бывают «медленные» по причине синдрома дефицита внимания без гиперактивности (СДВГ). В настоящей жизни у «медлительных» детей гиперактивность встречается крайне редко. Дети такого типа чаще бывают спокойными, тихими, мало заметными, не привлекающими к себе внимания, причем оно у них рассеянное. Учителя в большинстве случаев на уроках таких детей не замечают. Однозначно, при выполнении какого-то задания им не очень интересно, им нужна помощь, иначе они быстро «остывают» и оставляют начатое дело. Для подтверждения у «медленных» детей синдрома дефицита внимания без гиперактивности нужно, чтобы детей осмотрели врачи: нейропсихолог и психиатр.
Тревожное, обсессивно-компульсивное расстройство или фобия
Специалистами также исключается при исследовании ребенка тревожное, обсессивно- компульсивное расстройство. То есть возможное замедление у детей может возникнуть из-за страха или боязни сделать что-то неправильно, совершить ошибку и тем самым привлечь негативное внимание учителей, сверстников, услышать в свой адрес насмешки или издевки. Чтобы разобраться в «медленном» поведении ребенка, понять, связано ли оно с фобией или тревожным обсессивно-компульсивным расстройством, следует проконсультироваться с психологом, а затем, при необходимости, уже с психиатром.
Гиперопека
Когда специалисты смогли исключить в «медленном» ребенке СДВГ, а также тревожные расстройства, стоит уделить особое внимание тому, как родители воспитывают своих детей. Случается так, что заботливое отношение перерастает в гиперопеку. Вам знакома такая ситуация, когда взрослый, пытаясь облегчить жизнь своему малышу, собирает за него портфель, напоминает расписание уроков, следит за тщательной подготовкой к каждому занятию, распорядком дня, временем. Такая «забота» научит ребенка расфокусировать свое внимание. Зачем прилагать усилия, если за все в ответе мама или папа?
Что же можно сделать в этой ситуации? Незамедлительно ослаблять контроль. Ребенок должен сам научиться следить за временем, правильно его распределять, регулировать время на отдых и учебу. Результат будет достигаться через личный опыт, пусть даже не всегда положительный. Ребенок сможет научиться фокусировать свое внимание.
Врожденная особенность
У людей по-разному, со свойственной только им скоростью, обрабатывается получаемая информация. У одних она обрабатывается очень быстро, это у «быстрых людей», а у других – медленно, она свойственна «медленным» людям. Но такая быстрая скорость не всегда является показателем лучшего результата. Это всего лишь особенность организма. При общении или при работе следует учитывать это и научиться принимать ее.
Что важно знать про «медленного» ребенка?
Родителям «медленных» детей нужно жить по тому правилу, что торопить и постоянно подгонять таких детей нельзя, так как у них возникает обратный эффект – они возвращаются на начальную ступень. Если во время пересказа текста начать торопить, в итоге малыш начнет рассказывать все с самого начала. С годами этот неторопливый образ жизни не меняется, поэтому об этом надо помнить всегда. Такие дети как в детском саду, так и в школе будут все выполнять с опозданием.
Вот один пример из школьной жизни: ученик рассказывает о том, как можно решить задачу несколькими способами. Как только учитель решил попросить рассказать о вариантах решения в более быстром темпе, у ученика, достаточного умного, но «медленного» наступил ступор, а затем он начал объяснять решение с самого начала.
Взрослые, окружающие таких детей, будь то родители или, к примеру, педагоги, должны также знать, что у таких детей отсутствует двухканальное внимание, то есть, говоря простым языком, они не могут заниматься двумя делами одновременно. Например, не могут писать и слушать, что-то смотреть и одновременно принимать пищу. Действия детей не многозадачные.
Характер этих детей: спокойный, выдержанный, они самостоятельно находят себе занятия. Дети дошкольного возраста способны сами себя занять, найти игру, они прекрасные фантазеры, уже в три-четыре года имеют свои собственные мысли, благодаря богатому внутреннему миру. Однако ускорить «медленных» детей также возможно, но для этого нужна большая мотивация, которая будет приравниваться к стрессовой ситуации. Например, поторопиться для того, чтобы малыш быстро собрался в цирк. Такая мотивация станет для ребенка стрессом, но она будет носить положительный, позитивный характер.
Чему можно и нужно научить «медленного» ребенка?
Задача родителей – научить ребенка уметь себя хотя бы частично защитить от негативной реакции учителей и других детей. Для этого следует пользоваться такими фразами как: «Повторите, пожалуйста, еще раз, вы сказали очень быстро», «Я не успеваю, для меня это быстро». Чтобы не навредить своему ребенку, лучше поговорить в то время, когда он настроен позитивно, рассказать ему очень корректно о его особенности.
Неправильно напоминать о этой проблеме, когда его медлительность затянулась настолько, что скопилось сразу много дел, времени очень мало, а родители уже все «на нервах». В качестве примера сравните между собой быструю пантеру и медлительную черепаху. Ведь это абсолютно разные животные, и каждый из них имеет свое преимущество перед другими. Так, например, пантера очень быстро бегает, она прекрасная охотница. Черепаха, хоть и медленно движется, имеет на себе крепкий панцирь, который можно сравнить с броней. Также она долго живет, является очень сообразительным животным.
Напомните ребенку о его умении, например, с легкостью собирать пазлы из большого количества элементов. Или посмотрите на собранную коллекцию динозавров, о которых он знает очень много. Ведь только очень настойчивые, терпеливые люди могут это сделать. Плавно подведите ребенка к тому, что медленность в его жизни – это психологическая особенность, и это нормально.
Рассказывать ребенку о его медлительности можно примерно к шести-семи годам. Показать медлительность можно и даже нужно. Попросите его сделать еще медленнее то, что он уже делает очень медленно. Для него это будет слишком сложная задача, и только тогда он поймет, что его темп слишком медленный, по сравнению с окружающими.
Окружающие «медленных» детей люди очень часто воспринимают это проявление медлительности не всегда правильно, и у них складывается впечатление, что их специально задерживают.
Как подготовить такого ребенка к школе и к тому, что его там ждет?
Прежде чем отправить «медленного» ребенка в школу, надо помнить о том, что он может испытать очень большой стресс. К этому его надо хотя бы немного подготовить.
Система образования, как правило, идет в одном, достаточном быстром темпе. Индивидуальный подход, который должен учитываться и применяться к «медленным» детям практически отсутствует. Программа обучения определена одним темпом – быстрым. На медленных детей просто не остается времени – на то, чтобы они долго думали, медленно выполняли задание. Иными словами, школьный ритм жизни вызывает у «медленных» детей лишь стресс. Если на уроках учитель предложит в виде соревнования выполнить какое-либо задание, «медленного» ребенка это никак не мотивирует, а скорее наоборот, у него станет преобладать фаза отставания. Скорее всего, этих детей надо не торопить, а подойти с другой стороны – успокоить, подбодрить. Так как ответная реакция на стресс – это еще большее замедление.
Попадая в коллектив к детям с обычным темпом, «медленные» дети замечают, что они отстают от других, но при этом не набирают скорость, так как это не могут сделать, а замедляются. Они начинают нервничать, плачут и еще больше замедляются. Так протекает реакция на стресс у этих детей.
Внимательный педагог построит урок таким образом, что не ребенок будет подстраиваться под темп учителя, а наоборот – учитель подстроится под медленного ребенка.
Соответственно, провести урок качественно, с хорошей отдачей сможет специально подготовленный педагог, хорошо знающий методики и особенности «медленных» детей.
Что не подходит «медленным» детям?
При рассмотрении вариантов образовательных программ подготовки «медленных» детей к школе однозначно не подойдут интенсивные и насыщенные варианты, так как это может привести ребенка к неврозам и еще большему замедлению, нежели к развитию.
Очень часто родители после детского сада ведут своего ребенка еще на несколько разных занятий или секций. Если мама этого малыша может мотивировать его активность, это приносит положительный результат. Но возможен и другой исход – ребенок нервничает, становится более медлительным, а родители, чтобы как-то ускорить его, начинают активно помогать: одевают, обувают, собирают рюкзак к следующим занятиям, постоянно напоминают о том, что нужно выполнить. Складывается мнение, что без взрослого «медленный» ребенок ничего не может сделать самостоятельно. Но нагрузку при этом не уменьшают.
Не рекомендуется во время подготовки детей к школе составлять очень плотное расписание. Состояние медлительности от этого только усугубляется.
Как медленность ребенка влияет на выбор школы?
Выбирая для своего «медленного» ребенка школу, надо учитывать его особенности, это является самым главным, важным критерием, а также саму сложность школьной программы. Однозначно для первоклассника не подойдет сильно нагрузочная школа, типа гимназии, где все протекает в стремительном, быстром темпе. Она станет для него местом получения огромного стресса.
Самое тяжелое для «медленных» детей – это раннее утреннее пробуждение в школу. Поэтому лучше подобрать по возможности ближайшую школу, выбрать безопасный, короткий маршрут к ней. Также родителям не следует записывать детей во всевозможные кружки, думая, что это сделает их активными, собранными. Нет, это мнение абсолютно неверно. Этим можно только навредить.
Также родителям при выборе школы, следует обратить внимание на то, какой учитель будет работать с детьми. Медленным детям будет сложно учиться у учителя с высоким темпом. Они, как показывает практика, сами не замечают, как увеличивают темп и нагрузку.
Выбор более сложной школы с высоким рейтингом должен быть в более старшем возрасте. Для этого подойдут школьники пятых, шестых классов. К этому моменту они развиваются физиологически, становятся чуть быстрее в своих действиях и процессах мышления.
Есть еще одно важное правило, которое применимо для «медленных» детей – если вы сомневаетесь, сможет ли ребенок освоить программу обучения в школе, оставьте его еще на год в детском саду. Он окрепнет как физически, так и психологически.
Заключение
«Медленные» дети особенные, и среди них есть очень талантливые, умные и одаренные мали. Надо знать, что к ним нужно особое внимание, индивидуальный подход.