Родительский чат — это своеобразное ноу-хау, пространство для общения при помощи гаджета. В нем родители узнают важную информацию о делах класса, школы, об успеваемости и поведении своего ребенка, будущих мероприятиях, обсуждают текущие школьные дела и делятся фотографиями со школьных торжеств.
Иногда родительские чаты становятся настоящим «полем боя», где развертываются конфликты, столкновения, дебаты, что часто портит настроение всем участникам беседы и классному руководителю. Рассмотрим подробнее, для чего нужно создание этой системы коммуникации, какие правила должен иметь родительский чат, как сделать общение максимально продуктивным.
Смысл функционирования родительских чатов
Главная цель родительских чатов – получение информации о событиях, которые проходят в школе, детском саду, кружках и секциях. Родители в чатах решают разные задачи, советуются по учебным делам и обсуждают ключевые вопросы.
Вот список примерных тем, которые наиболее распространены в родительских чатах:
- выпускной и его организация;
- экскурсии;
- сбор справок;
- обсуждение будущих мероприятий;
- покупка учебников и рабочих тетрадей школьникам;
- обсуждение графика и формата учебного процесса.
В некоторых беседах присутствует учитель. Но зачастую родители класса состоят сразу в двух чатах: где присутствует классный руководитель, и где обсуждаются вопросы, не требующие участия педагога. Учитель состоит в родительском чате, где нет флуда, потому как его время – ценно, он не должен отвлекаться на обсуждение покупки цветов учителям на 8 марта. Он будет участвовать в том чате, где необходимо кратко и емко сделать важное информирование о текущих школьных делах.
Правила всех родительских чатов
В каком бы образовательном учреждении ни создали родительский чат, ко всем применимы одни и те же положения. Вот основные правила ведения родительского чата, которых необходимо придерживаться в общении:
- Уважать главную цель чата – получение важной информации о деятельности класса, школы, группы детского сада. Не надо обсуждать политику, религию, неактуальные темы и флудить в переписке.
- Не отправлять сообщения поздно вечером или рано утром: не все переводят свои смартфоны в беззвучный режим – не стоит нарушать покой родителей и учителя. Это не распространяется на срочную информацию от учителя.
- Все личные сообщения следует отправлять в приватную беседу. Не надо выставлять на всеобщее обозрение темы, которые необходимо обсудить тет-а-тет.
- Перед отправкой обязательно проверять написанное – часто Т9 исправляет слова по своему усмотрению. Следует быть внимательным с тем контентом, который будет отправлен.
- Не стоит отказывать в помощи: если участник переписки задает вопросы родителям о чем-либо, обязательно нужно поделиться имеющейся информацией, если она достоверна.
- Если возникла конфликтная ситуация у детей, обсуждать подробности проблемы следует в личном диалоге, а не на виду у всех участников родительского чата.
- Следует помнить об уважении к родителям. Участники чата должны общаться вежливо и деликатно, не заходя за границы общепризнанной этики.
Кто отвечает за информацию в чате
Управлением в чате занимается администратор. Им может стать председатель родительского комитета или любой его представитель. Он собирает коллектив в чат, контакты родителей, определяет правила переписки в мессенджере. К примеру, запрещено присылать информацию не по актуальным темам, гифки, картинки, поздравления с праздниками и рекламные посты.
Если кто-то нарушает порядок общения, администратор чата делает предупреждение. Обычно список правил выставляют закрепленным сообщением, чтобы с ними могли ознакомиться все участники и новые прибывшие.
Иногда администраторы устанавливают время активности чата: например, вечером и ночью сообщения – не присылать, не надоедать своей навязчивостью. Это объяснимо, ведь звуковое уведомление мешает отдыхать родителям.
Уместность времени и содержания
Существуют некоторые табу, которые нарушают в чате, и это серьезно раздражает участников. Следует придерживаться уместности содержания сообщений и времени их отправки. Вот основные «нельзя», что касается родительского чата:
- Многим родителям не нравится, когда сообщения в чате приходят вечером, ночью и очень рано утром (до 07:00). Необходимо с точки зрения элементарной этики понимать, что в это время люди хотят отдыхать и не желают просыпаться под звук уведомления. Беззвучный режим некоторые ставить не хотят по причине ожидания действительно срочного звонка или сообщения.
- Обилие ненужной информации, засорение чата очень часто раздражает родителей. Они просто начинают ненавидеть этот чат. Особенно, если в этой «мишуре» из сообщений потом трудно найти важную информацию от учителя. Поэтому уведомлять, к примеру, об отсутствии ученика лучше в личном сообщении учителю.
- Часто классный руководитель собирает информацию от каждого родителя, обозначив условие: присылать сведения необходимо в личку. Но некоторые упорно засоряют родительский чат в школе, начиная рассылать данные в общее пространство.
- Отправка голосовых сообщений. Даже если кому-то удобнее наговорить, чем напечатать, не факт, что тот, кому адресовано это сообщение, сможет его сразу прослушать – ситуации бывают разные. Отправленные в родительский чат голосовые не всегда возможно воспроизвести на улице, на совещании или в метро – это просто неудобно.
- Обилие ненужных знаков препинания и написание заглавными буквами. Это считается дурным тоном не только в родительском чате, но и в любой другой переписке. То же самое можно сказать о шутках и приколах – в школьный чат их рассылать просто неуместно.
- Переписка в чате не должна сводиться к задушевной беседе. Писать нужно четко и по делу. Не надо разводить демагогию, подталкивать людей к полемике и, тем более, к конфликту.
- В родительском чате недопустимы рекламные объявления, рассылки любого характера. Что касается поздравлений, открыток – лучше отправить классному руководителю одно объемное поздравление с открыткой от всего класса.
- Очень часто родители недовольны постоянно повторяющимися однотипными вопросами. Предваряя свое обращение, лучше потрудиться и скрутить чат выше – ответ будет найден.
Какой чат или мессенджер выбрать для родительского чата
Обычно вид мессенджера выбирают на собрании в классе. Это совместное решение. Если всем удобно пользоваться каким-либо мессенджером, нет препятствий для его установки и использования – значит, именно там родители и будут обсуждать школьные проблемы.
Каждый мессенджер имеет свои плюсы и минусы. Потому выбрать нужно тот, который оптимально подойдет для родительского чата и приемлемо для большинства. Наиболее популярными приложениями считаются: WhatsApp, Viber, Telegram, Вконтакте.
Имена в родительском чате
Этикет общения в чате диктует обязательно назвать свое полное имя и сообщить, чьим родителем является человек. В чате необходимо представляться настоящим именем и фамилией. Никаких «ников» и уменьшительно-ласкательных имен.
Когда родитель представляется, предпочтительнее, чтобы он помечал это сообщение хэштегом #ктоя. Так будет проще найти всех и запомнить, если это новый класс.
Если общение происходит в Телеграм, можно сделать бота, который будет отправлять каждому новому участнику приветственное сообщение и несколько общих вопросов на тему жизни класса и участия в ней. Так другие родители смогут познакомиться с новичками, и новенькие смогут легче влиться в коллектив.
Ответственность за нарушения правил чата
За нарушения правил пользователь должен нести наказание. Права администратора также должны быть прописаны в чате, ведь именно он будет в дальнейшем «карать» и «миловать». Система наказаний зависит от типа мессенджера, в котором проходят беседы. Итак, администратор имеет право:
- делать предупреждения, ссылаясь на правила, которые нарушил участник чата;
- блокировать участника на один день, если после предупреждения он продолжает нарушать;
- ставить на голосование вопрос об исключении из беседы или блокировку пользователя на большой срок, что можно сделать в Телеграме внутри чата.
Подобных мер будет достаточно, чтобы люди в переписке вели себя корректно, ведь никому не хочется попадать в черный список.
Классный руководитель в родительском чате
Часто в школе родительский чат организует сам классный руководитель. Родители, в основном, состоят в двух чатах: с учителем и без него. Чат с педагогом – это своеобразный информационный канал – он присылает туда важные сведения о жизни школы и класса. Родители стараются в таком канале быть немногословными, чтобы не засорять контент.
Все обсуждения проходят во втором чате, без учителя. Зачастую обсуждения проходят бурно и эмоционально. Но правила следует обозначить в обоих чатах. В чате с классным руководителем модератор – он сам. Но ему может помогать кто-то из родителей. Например, правильно прописать следующие правила:
- присылать в родительский чат голосовые и текстовые сообщения только с 9-00 до 18-00, исключения – срочные и важные вопросы;
- прежде чем задавать вопросы, стоит почитать раздел FAQ;
- в чат с учителем писать в том случае, если необходим ответ преподавателя всем участникам, вопросы на личную тему – в приват.
Как уладить конфликты в родительском чате
Если правила общения в чате оглашены и зафиксированы в закрепленном сообщении, довольно большой процент конфликтов уже можно исключить заранее. Но тут в силу вступает человеческий фактор: в чате всё равно могут возникать конфликты между людьми, и их надо умет разрешать.
Если в чате начались оскорбления, модератор начинает руководствоваться установленными правилами и наказывать участников конфликта. Наказания должны быть последовательными: вначале – предупреждение, затем – блокировка на определенный срок, и потом уже – навсегда.
Однако исключение из чата – мера не совсем правильная. В этом случае конфликт может разыграться уже в реальности. Ведь наказанный родитель не будет обладать информацией, и, так или иначе, может пострадать ребенок.
Чего делать точно не стоит: главные ошибки в родительских чатах
Чтобы линия коммуникации между родителями была выстроена четко, необходимо не забывать о том, чего делать не надо. Следует помнить о том, что неподобающее поведение может испортить не только репутацию родителя, но и отношение к его ребенку.
Вот перечень таких табу:
- Распространение непроверенной информации. Не надо вводить в заблуждение других родителей и поднимать бурю вопросов и обсуждения. Вначале необходимо ознакомиться с фактами, и лишь потом обращаться к остальным, облачив свой текст в емкое и конкретное сообщение.
- Оскорбление участников и переход на личности. Даже если эмоции плещут через край, следует держать себя в руках. Лучше постараться общаться в корректной форме и выражать свое несогласие вежливо, подкрепляя свое мнение аргументами. Это возымеет больше действия, чем нецензурная ругань.
- Передача сообщений и материалов из чата другим лицам. Необходимо сохранять приватность переписки. Не все сведения можно выкладывать в публичный доступ.
- Публикация длинных сообщений не по теме. В основном это размышления, мнения, мысли, которые не требуют немедленной реакции со стороны участников чата, но засоряют его.
- Обилие глупых шуток. Это не «Камеди клаб», это школьный родительский чат, и потому родителю могут сделать замечание о неуместности подобного поведения. Даже если хочется как-то остроумно отреагировать на информацию, лучше ответить нейтрально: «информацию принял к сведению».
- Указание участникам чата на неграмотность. Да, грамотно написанное сообщение читать приятно. Но не у всех за плечами — филфак. Лучше терпимо относиться к ошибкам, особенно если это граждане другого государства. Поправлять следует только фактические ошибки, чтобы избежать неточности информации. Например, если неверно указано время собрания.
- Советы, о которых не просят. Особенно этим «грешат» мамы. В родительском чате подобные советы приветствоваться не будут. Если очень хочется чем-то поделиться, можно написать личным сообщением.
- Использование ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Когда человек печатает большими буквами, у других создается ощущение, что он вещает на повышенных тонах. Лучше найти более спокойную интонацию для своего сообщения.
Используя указанные правила, родители могут вести адекватную переписку как с учителем, так и с другими участниками беседы.