После того как закончились выпускные в детском саду, в жизни ребенка начинается следующий непростой этап взросления – начальная школа. Первый класс встречает детей новыми сложными задачами, требованиями, обязанностями. Это огромный стресс, как для первоклашек, так и для их родителей.
Мама и папа – главные люди, призванные поддерживать и помогать своему ребенку в сложные периоды. Н что делать, если ошибки родителей первоклассников не дают в полной мере исполнять эту свою важную функцию? Разберем в статье типичные характеристики неправильного поведения взрослых.
Главные ошибки родителей первоклассников
Отказ от контроля над ситуацией
Некоторые родители считают, что школьные трудности не так уж непосильны для ребенка, при этом они зачастую переоценивают его возможности. И речь здесь идет совсем не об интеллектуальном уровне. Наоборот, считают, что их малыш – маленький гений, как раз те родители, чьи дети демонстрировали успехи в дошкольном возрасте, на подготовке перед школой. Взрослые думают: если ребенок уже бегло читает, знает английские слова, аккуратно пишет, умеет складывать и вычитать – значит, он уже будущий отличник и медалист. И в этом кроется ошибка.
В глобальном смысле школа – это целый механизм, который состоит не только из получения новых знаний на уроках и оценки усвоенного. Дети вне дома могут столкнуться с непонятной ситуацией. Например, забыл дома учебник или тетрадь – что делать? Или неправильно записал домашнее задание – как быть? Растерянный малыш может растерять концентрацию внимания, что-то пропустить из нового материала и далее иметь частые пробелы в знаниях, совершать ошибки из-за досадной случайности.
Потому родители обязаны каждый день спрашивать ребенка, как он провел день в школе, что там происходило на уроках, переменах. Также следует на первых порах осуществлять контроль над выполнением домашнего задания. Не лишним будет иметь обратную связь с классным руководителем, чтобы не упустить ничего важного из школьной жизни.
Постоянные напоминания о статусе школьника
Большинство детей воспринимают статус школьника с воодушевлением. Они идут в класс с позитивными эмоциями. Ведь они считают себя уже взрослыми! Некоторые родители, к сожалению, тоже так думают и взваливают на ребенка дополнительные обязанности, аргументируя это тем, что «он уже не маленький, он – школьник!» На школьную нагрузку наслаиваются домашние заботы, и ребенку это оказывается не по силам. Поэтому он начинает тихо ненавидеть школу и вспоминать, как хорошо было в детском саду.
Постоянные просьбы, связанные с «ты же школьник» не идут на пользу ни взрослым, ни детям. Подобные ошибки родителей первоклассников могут повлечь за собой неприятности. Да, ребенок вполне может помыть за собой чашку и прибраться в своей комнате, а также перестать озорничать. Но не стоит регулярно делать акцент на его новом статусе. Ребенок должен делать все эти несложные вещи, чтобы продемонстрировать свою самостоятельность, помочь маме и сделать дом уютнее и чище. К тому же малышу на данный момент всего лишь 6 или 7 лет. Пусть его детство продлится подольше.
Занятость
Без сомнения, ненормированный рабочий день – это не редкость. И не вина родителей в том, что им приходится зарабатывать, жертвуя своим свободным временем. Но не стоит по аналогии «сдавать детей в камеру хранения», отводя их утром в школу и забирая после продленки вечером. Одним коротким вопросом: «как дела?» тут не отделаешься. Каков бы ни был загруженный график, нужно находить время на занятия с детьми дома, на проверку их домашних заданий, на неспешный диалог о школьных делах. Ребенок должен чувствовать, что все это для родителей – важно. Это укрепляет взаимоотношения.
Критика учителей и администрации школы
Учитель для ученика должен стать авторитетом, уважаемым человеком. Первоклассник должен полюбить свою школу и гордиться ею. Бывает, что негативно настроенные взрослые при ребенке неосторожно высказываются о действиях администрации или учителей, критикуют их, распространяют слухи. Это катастрофическая ошибка со стороны родителей. Ведь ребенок начинает верить маме и папе, близко воспринимать их слова и видеть своего учителя уже не в лучшем свете.
Это может привести к неподобающему поведению и, как следствие, к массе ненужных проблем. Если поступки преподавателей действительно неоднозначны, не стоит обсуждать это в присутствии детей. И лучше воздержаться от экспрессивных высказываний.
Недооценка переживаний первоклассника
Когда малыш-первоклассник стремится к диалогу, чтобы выплеснуть свои переживания, следует оставить все дела, уделить время доверительному разговору и внимательно выслушать. Нельзя отвлекаться, отмахиваться, отделываться парой фраз. В этом случае следует быть максимально вовлеченным. Ведь у ребенка начался новый этап, сложный, неизвестный для него. Его многое тревожит, возникает множество вопросов, на которые взрослый должен дать развернутый ответ.
Малозначительных проблем не бывает. Иногда за ними стоят серьезные причины. Например, ссора с одноклассником – недостаток развития коммуникативного навыка или конфликты с коллективом; опоздал на урок – неумение планировать свое время или плохое самочувствие по утрам; плохой ответ у доски – страх публичных выступлений, волнение или сложности в освоении предмета. Простого утешения недостаточно – необходимо разобраться именно в причинах.
Поэтому следует больше общаться с ребенком, узнавать обо всех его делах в школе и за ее пределами. Необходимо задуматься, как можно помочь малышу лучше освоиться, поддержать, научить всему, что пригодится в данный непростой период: следить за временем, управлять эмоциями, правильно общаться с взрослыми и сверстниками. Возможно, не помешает обращение к психологу.
Тотальный контроль и чрезмерная опека
Многие родители привыкли вечером проверять тетради детей. Чтобы дети не думали, будто пришел инспектор, и сейчас он выпишет штраф, стоит пояснить, что все, что происходит у него в школе, вызывает интерес, ведь ребенок и все, что с ним связано – небезразличен. Это и нужно продемонстрировать школьнику: просто родитель хочет, чтобы малыш поделился своими новыми знаниями и умениями.
Важно не забывать хвалить на аккуратное ведение прописей. Проверку совсем не обязательно устраивать каждый день. Достаточно одного раза в три дня. Чтобы быть спокойным насчет своевременно выполняемых домашних заданий, лучше составить расписание на день, в котором пометить часы отдыха и часы занятий. Его можно красиво оформить и повесить на видное для ребенка место.
Школьник должен сам пробовать собирать портфель с вечера. Это первый шаг к самостоятельности. Не беда, если вначале будет получаться небрежно. Не стоит все за него переделывать. Это типичные ошибки родителей первоклассников. Лучше – подсказать, как равномерно распределить все предметы. Бросаться сразу помогать и все делать самим не нужно, если ребенок сам этого не просит.
Нездоровый интерес к отметкам
Еще одной типичной ошибкой, которую часто допускают родители, является возведение культа школьных оценок и давление на ребенка призывом «хорошо учиться». Без сомнения, родителям важно, чтобы их ребенок приносил только «пятерки» и «четверки», имел достойный уровень знаний по всем предметам. И они должны за этим следить. Однако до фанатизма это доходить не должно.
Если плохие отметки вызывают родительскую агрессию, у школьника бессознательно формируется новая фобия: он боится получить плохую оценку – потому что его могут за это ругать или даже бить. Но даже если мама и папа не используют повышенные тона, первокласснику просто страшно «не оправдать ожидания».
Безусловно, паника и стресс явно не пойдут на пользу успеваемости. Даже если учащийся хорошо подготовился, испытывая волнение, он может действительно получить неудовлетворительную оценку. А что касается позитивного отношения к учебе – об этом и вовсе можно забыть.
Поэтому не стоит сразу заводить разговор об отметках, как только школьник приходит домой. Гораздо продуктивнее будет уютная семейная беседа о том, как прошел день, что нового было в школе и нужна ли ребенку помощь в чем-либо или просто мудрый совет.