Наличие правил поведения в повседневной жизни ни для кого не секрет. Однако не все знают, что существует сетевой этикет. А ведь именно он регулирует нормы интернет-общения. И если в привычном всем этикете имеет значение внешний вид, жестикуляция, поведение, то в сети важна культура переписки, созвонов и конференций. Однако это вовсе не упрощает соблюдение правил. Мы подготовили информацию, которая поможет освоить столь важные нормы.
Что такое сетевой этикет
Сетевой этикет – свод правил и советов для коммуникации с другими пользователями в интернете. Предназначением этой системы является обеспечение безопасного, эффективного и безвредного взаимодействия между людьми. Следование сетевому этикету позволит исключить недоразумения, конфликты и юридические сложности.
Правила могут различаться в зависимости от типа общения: личное, деловое, разделяющееся по сообществам и системам в интернете. Однако можно выделить общие нормы, которым стоит следовать всем.
Общие правила сетевого этикета
Основные нормы, которые необходимо знать даже детям:
- Перед тем, как начать переписку с незнакомым человеком (вне зависимости от того, какая цель при этом преследуется) стоит пробить его данные в поисковой системе и изучить полученные сведения. Так стоит просмотреть его страницы в социальных сетях, комментарии, посты и прочее.
- При первичном контакте в сети нужно представиться и написать, что именно необходимо от человека.
- Не нужно тратить время собеседника. Некоторые могут написать «Привет» и прекратить общение сразу. Либо человек может начать общение издалека, не желая переходить к сути вопроса. Не нужно посвящать незнакомого человека во все свои проблемы.
- Необходимо поинтересоваться у собеседника, какую именно форму общения предпочтительнее использовать в общении с человеком. Возможно ему комфортнее проговорить голосом, либо видео, а быть может он предпочитает переписку в мессенджере.
- Изначально стоит общаться с человеком на вы, вне зависимости от его возраста. После, по обоюдной договоренности, допускается перейти на ты. Причем вы не нужно писать с большой буквы, это распространенная ошибка.
- Допускается переписка в рабочее время, к примеру, с 9 до 19 часов. Связь в раннее либо позднее время уместна лишь по предварительной договоренности в определенных случаях.
- Не нужно пересылать сообщения всем без разбора. Вся информация признается личной, и делиться ею допустимо лишь по соглашению. Также не стоит забывать, что ваши сообщения могут также пересылать либо обсуждать.
- Важно помнить, что разглашение коммерческой информации влечет наложение штрафа либо привлечение к уголовной ответственности.
- Не приветствуется злоупотребление своими возможностями. К примеру, модератор чата может блокировать пользователей без разбора. Но зачем это делать? Ведь гораздо лучше выработать правила общения, следовать им и призывать всех поступать аналогично.
- Не стоит вступать в споры и скандалы в сети. В случае получения негативного отзыва, лучше вести конструктивное общение. А выяснение правоты в интернете никогда не закончится, поэтому не нужно тратить на это время.
- Необходимо сохранять вежливость в сети. Любое оскорбление может привести к получению повестки в суд. Рассмотрение и доказательства вины в таких делах – процесс трудоемкий, долгий и сложный. Однако сделать это можно.
- Очищение сетевого пространства – обязанность всех адекватных пользователей. Для этого достаточно оставлять жалобы на публикации, которые оскорбительны, несут спам либо нарушают действующее законодательство РФ.
- Не стоит открывать о себе слишком много информации. Выкладывать личные документы, номера карт, пароли, адрес – это лишнее.
Сетевой этикет в деловой переписке
К деловой переписке относят не только рабочие письма, но и другие сообщения, не предназначенные родным либо друзьям. Так, к деловому общению относят письма:
- руководителю;
- учителям;
- всем официальным компаниям;
- магазинам;
- соседям по дому в чате.
Место общения не имеет значения. Это может быть электронная почта, мессенджеры или смс-сообщения. Нормы актуальны всегда.
Помимо вышеперечисленных правил, для норм деловой переписки актуальны следующие рекомендации:
- Перепроверяйте адресатов до отправления письма. Ситуация, когда человек путает чаты и направляет сообщение ошибочному человеку, совсем не редкая.
- Голосовые сообщения – не лучший выбор. В деловом общении этот формат недопустим. Ведь крайне сложно найти необходимую информацию, для того, чтобы понять о теме вопроса. Для этого придется переслушать всю беседу. Если общаться голосом все же удобнее, тогда стоит позвонить собеседнику.
- Применение эмодзи в деловом общении неуместно.
- Не нужно торопить человека. Для деловой переписки ответ в течение суток – норма. Беспокоить человека до истечения этого срока – неуместно.
- Нельзя оставлять сообщение непрочитанным. Если возможности ответить нет, то необходимо оповестить об этом собеседника. Достаточно написать «Сейчас занят, отвечу позже».
Правила сетевого этикета для личной переписки
- Прежде всего, стоит объяснить незнакомому человеку, откуда у вас его контакты и с какой целью вы связались с ним.
- Не нужно ждать мгновенного ответа. Собеседник имеет право не отвечать, даже он в онлайне. Существует правило 24 часов для ответа на письмо.
- В свою очередь не стоит оставлять сообщения без ответа продолжительное время.
- Не нужно в каждом сообщении отправлять одно слово. Безусловно, отправлять короткие сообщения проще. Однако телефон человека при этом постоянно вибрирует, он решит, что вопрос очень срочный. А на деле же окажется, что это не так.
- Не нужно писать по работе в позднее время, ранним утром либо в выходной день.
- Не стоит отправлять голосовые либо видео сообщения, без предварительного согласования.
Правила сетевого этикета для общения в сообществах
При общении на форуме, в чате собирается большое количество людей. По этой причине там действуют дополнительные нормы:
- Прежде всего, важно уважать правила сообщества. Эти нормы, как правило, закрепляют в описании либо чате. Важно ознакомиться с ними и впоследствии им следовать.
- Не нужно переходить на личности. Даже если ваша точка зрения не совпадает с мнением собеседника, переходить на личности либо обсуждать автора публикации не стоит.
Сетевой этикет на видеоконференции
Пандемия сделала общение по видео обычным делом. Но и оно имеет свои правила:
- Важно заблаговременно проверить настройки камеры и микрофона. Если планируется проведение конференции в новом приложении, то инсталлировать его нужно заблаговременно.
- Стоит обратить внимание на свой внешний вид, а также на фон позади себя. Все должно выглядеть уместно и прилично.
- Окружающих стоит предупредить о предстоящем сеансе связи, чтобы они не входили в кадр и не издавали дополнительного шума.
- В моменты молчания лучше выключать свой микрофон, чтобы внезапный шум не мешал другим участникам конференции.
- Неуместно есть в течении созвона, такие звуки не всем комфортны.
- Если в созвоне участвует много человек, то перед тем, как выступить, лучше поднять руку.
Сетевой этикет: защита детей
Родители, которые позволяют своим детям пользоваться интернетом, должны предварительно ему рассказать о вероятной опасности в сети:
- Не разглашать личные данные. Важно, чтобы персональные данные были сохранены в секрете. Никогда нельзя сообщать кому-либо пароли, личные данные, адрес, название и номер школы, секции и прочее.
- Псевдонимы должны быть нейтральными. Они не должны раскрывать личность ребенка.
- Ботов и троллей лучше избегать.
- Нельзя доверять участникам чата. Ребенок должен скептически относиться к незнакомым людям в интернете.
- Равенство должно преобладать, нельзя чтобы кто-то ощущал себя чужим. Базовой ценностью сетевого этикета признают терпимость.
- Изъяснение должно быть четким и по делу. Письма, ответы и комментарии должны быть короткими и понятными.
- Сетевой этикет для детей и онлайн обучение взаимосвязано. Необходимо объяснить ребенку, что одноклассников на занятии необходимо поддерживать. Не нужно записывать урок без согласования с преподавателем. Общаться во время урока необходимо вежливо. Все пароли, которые дала школа необходимо сохранять в секрете и не передавать третьим лицам. К занятию важно предварительно подготовится. После высказывания или ответа микрофон необходимо выключить.
- Ребенку нужно доверять. Не стоит его постоянно контролировать. Лучше всего позволять ему обучаться на своем опыте.
Следование правилам сетевого этикета позволит наладить комфортное онлайн-общение. Ваши собеседники непременно оценят адекватное, уважительное поведение. Дети должны осваивать правильное поведение в сети с ранних лет. Ведь в современной жизни социальное взаимодействие в интернете также важно, как и в обычной жизни.