В Юго-Восточной Азии есть небольшой остров, который славится своей системой образования, признанной лучшей в мире. Это Сингапур. Школьники демонстрируют блестящие успехи на математических и естественнонаучных олимпиадах, прекрасно владеют искусством коммуникации, применяют свои креативные навыки. Поэтому подросшие сингапурцы являются востребованными кадрами в любых специальностях.
В этой статье расскажем, что такое сингапурская система образования, каковы ее особенности, специфика, структура, чем она отличается от отечественной, как учителя проводят учебную и воспитательную работу, чтобы вырастить таких замечательных детей.
Структура системы образования в Сингапуре
Уровни обучения в Сингапуре чем-то напоминают российские: начальная школа, средняя и старшая. Начальный курс длится 6 лет: 4 года дети изучают английский язык, родные языки, математику, литературу, искусство, науки, есть уроки физкультуры.
Следующие 2 года позволяют школьникам выбрать дополнительные предметы по своим способностям или интересам. Также в программу обучения включены уроки кибербезопасности, информатики, здоровья ментальной сферы, гражданского образования.
После окончания начального уровня ребенок должен сдать экзамен и пройти далее, в одно из трех направлений:
- Экспресс – ученики обучаются в ускоренном формате.
- Обычное направление обучения: академическое – упор на гуманитарные дисциплины (родной язык, английский, математика, биология, история, физика, география); техническое – компьютерная сфера.
К основным предметам предлагаются прилагающиеся элективы, которые можно выбирать.
Старшая школа длится 1–3 года. Она основывается на британской системе образования. Это означает, что для поступления в ВУЗ необходимо сдавать экзамены A-Level. Но в Сингапуре, помимо университетов, имеются техникумы и колледжи и другие специальные учреждения.
Специфика системы обучения в Сингапуре
Стоит перечислить и расшифровать, какие же особенности новая сингапурская система обучения определяет как основу:
- Регулярная адаптация к условиям новой реальности. К примеру, вместо того чтобы запрещать использование сотовых телефонов на уроках, учителя организуют процесс обучения с помощью гаджетов. Дети не поднимают руку, а просто дают ответы в «Твиттере» или ставят теги. Также школьники принимают участие в мобильных викторинах из приложений телефона, выполняют задания, а результаты показывают на доске.
- Учет международного опыта. Сингапурское Министерство образования мониторит другие мировые страны, которые являются лидерами в сфере обучения: какие стандарты стоит позаимствовать и что еще взять на вооружение из их сильных сторон.
- Повышенные требования к преподавателям. Власти и министерства Сингапура много вкладывают в высококачественную подготовку педагогов: прокачиваются их профессиональные навыки и умения, повышают знания. Поэтому к учительскому составу предъявляют крайне высокие требования. Это постоянно стимулирует их к повышению квалификации. Кроме того, учитель в современном Сингапуре – это довольно высокооплачиваемая профессия.
- Централизованная сингапурская система. Министерство образования разрабатывает планы по улучшению функционирования школ. Это установка единых стандартов для общеобразовательных заведений, финансовое обеспечение, контроль над содержанием дисциплин и ходом сдачи экзаменов, подбор хорошего педагогического состава, администрации и повышение квалификации каждого. Министерство финансово поддерживает семьи с низким доходом, обеспечивает их бесплатным питанием и учебниками.
- Самостоятельная работа. Учителя в Сингапуре призывают к самостоятельности: школьники стараются сами осваивать новые темы учебного материала. Например, дети часто работают в парах друг с другом: один выступает в роли учителя, а другой – ученика, потом они меняются ролями. Педагог корректирует их диалог при необходимости. В результате школьники привыкают к работе такого рода.
- Развитие навыков, необходимых в будущем. Методика обучения в Сингапуре направлена на развитие важных для жизни и работы скиллов – креативности, коммуникативных навыков, критического мышления, взаимодействие в другими людьми. Потому учащиеся добровольно посещают факультативы: театральные уроки, детскую йогу, математические кружки, программы развития обоих полушарий мозга.
- Ценность каждого школьника. Педагоги делают акцент на том, что каждый ученик в классе достоин уважения. Прививается чувство равенства среди детей.
- Обратная связь в постоянном режиме. Школьники получают оценки не только на контрольных или экзаменах. Учителя стараются отмечать положительные и отрицательные изменения в детях и сообщают эту информацию родителям.
Сингапурская методика: некоторые приемы
Грамотная система образования в Сингапуре имеет огромные преимущества. Но нельзя не сказать еще об одном важном аспекте сингапурской системы – это повышение интереса и мотивации учащихся к урокам в школе. Преподаватели используют свыше 250 приемов.
Перечислим самые распространенные и эффективные методы сингапурской системы. Каждый прием имеет определенное название:
- Manage mate (управление) – команда из четырех учащихся сидят лицом друг к другу по парам. При таком положении они становятся партнерами по лицу и по плечу. Все парты повернуты к столу учителя.
- High Five (просьба о тишине) – в начале урока эту фразу произносит учитель и поднимает руку. Дети в ответ делают то же самое. Так они концентрируют свое внимание на педагоге и готовятся получить задание.
- Jot Thoughts – дается общая тема и предлагается записать про нее 4 слова на листах бумаги. На каждом листе – только одно слово. Каждая команда выдает по 16 слов.
- Clock buddies – школьник на листе пишет человека, с которым он хотел бы общаться и время – это помогает формировать пары для дальнейших обсуждений.
- Tic-Tac-Toe – для развития критического и креативного мышления. Дети составляют предложения с тремя словами и работают по предложенной учителем схеме.
- Stir the Class – преподаватель позволяет школьникам перемещаться по классу, чтобы взаимодействовать с другими учениками.
- Corners – ученики занимаются в группах, располагаясь в углах класса.
- Team Cheer – ученики делают физические упражнения – эта технология важна для «перезагрузки» и поднятия настроения.
- Round Table – своеобразный интересный прием, при котором письменную работу делают все участники команды на одном листе, соблюдая очередность.
- Rally Robin –учащиеся занимаются в парах, а потом обмениваются листами с короткими ответами друг с другом.
Плюсы методики
Можно выделить четыре преимущества сингапурской методики преподавания:
- Обучение детей командной работе. Сингапурская система – это «синоним» работы в команде. В школе и за ее пределами, во взрослой жизни – везде человека окружает коллектив. Умея работать в группе, легче вливаться в любой коллектив, стать его частью и понять, что ожидают от человека другие люди, и что он сам может ценного привнести в общество.
- Создание дружелюбной атмосферы поддержки. После выполнения каждого задания дети используют жест High Five, обращенный друг к другу. Так они благодарят своих одноклассников за совершенную работу в паре или группе. Также они могут обниматься, ободряюще похлопывать по плечу. Даже если кто-то ошибается или что-то не получается. Все хотят помочь решить проблемы другого человека.
- Активизация внимания каждого ученика. Состав групп, в которых взаимодействуют школьники, всё время меняется. Когда учитель дает задание, ученики не всегда знают, с кем им придется работать, сотрудничать. Потому они всегда сконцентрированы и не отвлекаются.
- Всегда есть право на ошибку. Главное в разных аспектах обучения – обозначить проблему и добиться, чтобы учащиеся обсудили эту проблему, совместно нашли ее решение и огласили его. Неважно, если оно будет ошибочным. Каждая команда предлагает свое решение, и в конце все приходят к единому мнению.
Недостатки
Помимо положительных моментов, которые выделяют сторонники сингапурской системы, ее противники указывают на факты, демонстрирующие, что данная методика имеет и недостатки.
Например, этой системе следует вначале научить учеников и учителей. Затрачивается время для обучения на уроках. Без такого условия командная работа может быть неэффективной.
Организация детской групповой работы потребует от учителя специальных умений, усилий, затрат времени. Если групповая комплектация не продумана, некоторые школьники будут пользоваться навыками и знаниями более сильных учащихся класса.
Преподаватель не ищет больше пути подачи информации – он просто подбирает подходящие модули для занятий и группирует их в разных комбинациях. Обычно они нацелены на взаимодействиях учеников и ученика с учебным материалом, а не на модели «педагог – ученик». Сингапурская система образования «натаскивает» школьников на автоматизм при выполнении действий.
Особенности использования в России
В России сингапурская методика активно продвигается при помощи президента Союза преподавателей Сингапура Тирумана Майка Марияппы.
Одна из первых данную систему начала внедрять Республика Татарстан. Там разработали даже особую систему обучения школьных преподавателей. Проект подготовил примерно 20 тыс. учителей – тьюторов – по этой системе. Они начали работать по сингапурской методике. В настоящее время сингапурская модель обучения охватила весь Татарстан. Проводятся открытые уроки, пишутся методички, выпускаются пособия.
В 2013 году тем же путем пошла и Удмуртия. А в 2014 году сингапурской методикой и ее продвижением занялся институт «Эврика» (Москва). В 2015 году 80 учителей из Тюмени прошли стажировку у методистов из Сингапура. Эту методику ввели в некоторых школах, но многие родители скептически отнеслись к подобному эксперименту.
Высшая школа экономики в 2016 году выступила в поддержку системы образования Сингапура. В 2018 году две общеобразовательные школы Красноярска полностью перешли на подобных формат.
В России апробируется сингапурская идея учительского роста. Основные технологии сингапурской системы пытаются «подогнать» под наш родной менталитет. Ведь чтобы учить детей по данной методике, вначале следует самим учителям овладеть ею и начать мыслить по-другому.
Заключение
У нас в России также имеются свои «школы будущего». Например, SportZania, которая уже давно стала целой образовательной платформой для обучения детей и подростков. Учителя руководствуются принципами современного образования, которые призваны улучшить навыки и способности каждого ребенка до нового уровня.
Педагогу – определить сильные стороны и интересы ребенка, а школьнику – познакомиться с форматом обучения позволит бесплатный вводный урок. Подобная диагностика позволит определить дальнейший путь развития каждой маленькой личности.
На выбор – групповые и индивидуальные уроки. Применяется персональный подход к каждому ученику. Есть возможность определиться с расписанием – оно гибкое. Учителя стараются мотивировать своих воспитанников, чтобы они быстрее достигли отличных результатов.
Обучение серьезным важным дисциплинам сочетается с игровым форматом, чтобы заинтересовать детей и удержать этот интерес. Вдохновляющая и принимающая среда, созданная организаторами Спортзании, построена на принципах гуманной педагогики.
Важный аспект обучения – понимание школьником своих сильных сторон. Это помогает в дальнейшем не потерять мотивацию и учиться с интересом.
В SportZania проводятся курсы, на которых учителя стараются развить hard skills и soft skills свои подопечных. Эти навыки пригодятся не только в учебе и общении со сверстниками, но и во взрослой жизни, и в профессиональном росте. В этом аспекте сингапурская система образования созвучна с русским педагогическим взглядом на обучение.