Сотрудничество родителя и ребенка — как установить партнерские отношения

Сотрудничество родителя и ребенка — как установить партнерские отношения

Разница между авторитарными отношениями, изолированностью или попустительством и партнерством состоит в том, что такое сотрудничество предполагает, что обе стороны готовы к взаимопомощи.  

Подскажем, как добиться сотрудничества родителя и ребенка, что это за модель взаимоотношений и как добиться хорошего поведения и взаимопонимания.

Партнерство родителей и ребенка: как это понимать

Традиционные методы воспитания, основанные на авторитаризме со стороны матери и отца, определенно устарели. Но и попустительство — сомнительный выбор. Родителям хочется, чтобы ребенок вырос самостоятельным и готовым к жизни, но боятся, что он сделает ошибку и не оправдает ожиданий, потому не позволяют ему действовать, как он хочет. Когда возникает несоответствие между тем, что собой представляет подросток, и то, чего от него хотят взрослые, принять правильное решение бывает сложно.

сотрудничество3.jpg

Но существует такая модель отношений, которая основывается на партнерстве и сотрудничестве родителя и ребенка. Принцип в том, чтобы взаимодействие устраивало обе стороны, позволяя каждому участнику развиваться и расти.

Модели сотрудничества взрослых с детьми

Взаимоотношения с ребенком могут выстраиваться несколькими способами. Чтобы выйти из рамок установившихся моделей, требуется работа с обеих сторон.

Изолированность

Модель, характерная для семей с проблемными детьми, предполагает формальное общение, когда старшее и младшее поколения в семье независимы друг от друга, нет совместной предметно-игровой деятельности, не сформированы эмоциональные привязанности.

Предполагаемая взаимосвязанность

В этом случае родители не представляют, как создать ситуацию совместной деятельности, не требуют ничего от ребенка, а потребность в общении не сформирована.

Речевая взаимосвязанность

Эта модель предполагает, что взрослые не уверены, что могут быть подходящими учителями для детей. Они предпочитают воспитывать, выдавая указания и не переходя в иные формы взаимодействия.

Молчаливое соприсутствие

Несмотря на то, что в этой модели родители ориентированы на интересы младшего поколения, она не способна в полной мере решить познавательные задачи. Мама и папа проявляют слишком мало эмоций в отношениях, скупы на чувства, а ребенок не знает, как обращаться за помощью, не ждет от старших оценки и пассивен.

Влияния и взаимовлияния

Этот вариант показывает взаимоотношения, в которых родители могут организовать предметно-игровую деятельность, они уверены в собственном стиле воспитания, но не до конца понимают, на что способен ребенок в зависимости от возраста. Стремясь вырастить вундеркинда, они требуют слишком многого, и это порождает протест.

Активная взаимозависимость

Чтобы ребенок развивался нормально, родителям нужно пользоваться всеми вариантами общения, делиться эмоциями и выражать адекватную позицию по отношению к малышу. Данной модели характерен уверенный стиль воспитания, хорошо организованная совместная деятельность. Это и есть партнерство.

Плохое поведение — тревожный симптом

Многим родителям кажется, что детские истерики, приступы ярости и гнева, — попытка оспорить авторитет старшего поколения. Но на самом деле это не сама проблема, а только ярко выраженный симптом, который показывает, что подростку нужна помощь. Такое поведение указывает, что он столкнулся с определенными жизненными трудностями.

К указывающим на это признакам стоит отнести также:

  • снижение успеваемости в школе;
  • потерю мотивации на учебу;
  • отсутствие близких друзей;
  • патологическое увлечение играми.

Чтобы действительно стать авторитетом, мама и папа должны научиться видеть то, что прячется за демонстративными поступками, не упрекать за дурное поведение, а находить истинные причины и своевременно помогать с решением сложных для ребенка проблем.

Первые шаги к партнерству

Чем больше приказов в свой адрес слышит подросток, тем меньше он прислушивается к словам взрослых. Чтобы прийти к сотрудничеству с ребенком, родителям нужно научиться уважать юную личность, использовать вежливые просьбы. Даже малышам дошкольного возраста неприятно, когда ими командуют. Если попросить что-то сделать,  это принесет совершенно другой результат, потому, когда общение в семье выстраивается по такой схеме, к подростковому возрасту взаимоотношения сохраняют спокойную и доверительную атмосферу.

Если в адрес детей прежде звучали только приказы, откликнуться на вежливое обращение подросток может не сразу. Помните, что привычка вырабатывается последовательным повторением.

Отличие партнерства от других способов взаимодействия

Разница между авторитарными отношениями, изолированностью или попустительством и партнерством состоит в том, что такое сотрудничество предполагает, что обе стороны готовы к взаимопомощи.  Сотрудничество родителя и ребенка возможно, если следовать таким правилам:

  • приносить пользу друг другу;
  • сохранять объективность, быть терпеливыми и не терять самообладания;
  • подключаться ровно в тот момент, когда это нужно, не лишая другую сторону возможности проявить самостоятельности.

Если возникает необходимость срочно что-то решить, родителям нужно некоторое время посвятить ожиданию и понаблюдать за ребенком, умерив собственное беспокойство. Велика вероятность, что он справится самостоятельно, найдет подходящий способ. Не нужно немедленно навязывать ему собственное мнение. Прийти на помощь можно на том этапе, когда в ней действительно возникает необходимость.

сотрудничество2.jpg

Взаимоотношения, выстроенные по принципу доверия и сотрудничества, позволяют разобраться со всеми возможными проблемами, сохранить отличные отношения с подростком. Главный плюс такой модели воспитания состоит в том, что она раскрывает позитивные черты человеческой личности, учит открыто взаимодействовать с миром.

 

Читайте также

Вам может понравиться