Задания на внимательность для детей - упражнения для разного возраста

Задания на внимательность для детей - упражнения для разного возраста

Перед началом занятий психологи рекомендуют понаблюдать за поведением ребенка в быту, во время учебы. Это поможет четко определить, какие их качеств нуждаются в дополнительном развитии, чему важно уделить внимание в первую очередь.

Одна из ключевых функций человеческого сознания – умение сосредотачиваться, концентрироваться на определенном действии, объекте. В большинстве случаев начиная с 3 лет у детей формируется устойчивость в восприятии информации, способность плавно переключаться с одного занятия на другое. По мере взросления у ребят появляется умение заниматься сразу несколькими делами. Задания на внимательность для детей разработаны, чтобы развить или улучшить этот навык.

Характеристики внимания

Перед началом занятий психологи рекомендуют понаблюдать за поведением ребенка в быту, во время учебы. Это поможет четко определить, какие их качеств нуждаются в дополнительном развитии, чему важно уделить внимание в первую очередь. Понятие «внимание» имеет ряд характеристик, каждая из которых развита у людей в разной степени. Особое внимание стоит уделить следующим характеристикам:

  • Концентрация. Умение анализировать материал, свойства или действия объекта, сосредотачиваясь на поставленной задаче. Если у двухлетнего малыша считается нормой способность концентрироваться на одном занятии в течение 5-10 минут, то в 5 лет это время увеличивается до 10-25 минут, в 10 лет – до 20-50 минут. Все указанные показатели считаются нормой, но кардинально отличаются по длительности. Поэтому упражнения на развитие концентрации всегда актуальны.
  • Устойчивость. Практически любое занятие ребенка сопровождается большим количеством отвлекающих факторов. Это может быть что угодно: от птицы, севшей на ветку за окном, до крика приятеля во дворе. Важно уметь поддерживать концентрацию в течение долгого времени, не отвлекаясь на другие занятия и доводя начатое дело до конца.
  • Объем внимания. Аналогия с компьютерной оперативной памятью в этом случае особенно уместна. Эта характеристика позволяет оценить количество информации, которая может одновременно анализировать, обрабатывать, использовать ребенок. Этот навык особенно важен для школьников, поэтому его развитием лучше начать заниматься заранее.
  • Переключаемость. Скорость переноса внимания с одного объекта на другой, способность быстро менять вид деятельности определяет работоспособность ребенка. В ходе обучения от нее часто напрямую зависит успеваемость. Умение можно успешно тренировать с помощью развивающих компьютерных игр, выполнения многоуровневых задач на время.
  • Распределение. Способность выполнять параллельно несколько задач, переключая внимание между ними по мере надобности – необходимый навык для выполнения за сравнительно короткий срок большого количества дел. Чтобы на протяжении всего процесса поддерживать его эффективность и точность, нужно учиться грамотно распределять внимание.
Отдых влагере.jpg

Но нельзя создать оптимальные условия для развития до тех пор, пока не будут устранены причины возникших проблем. В большинстве случаев дети страдают из-за слишком высоких учебных нагрузок. Стремление родителей к всестороннему образованию не всегда позволяет ребенку обеспечить достаточный отдых. Также рассеянности, потере концентрации может способствовать неблагополучная обстановка дома или в коллективе, нарушенный режим сна, отсутствие здорового питания. До того как ситуация будет исправлена, любые методики и упражнения вряд ли помогут.

Общие рекомендации по развитию внимания у детей

Один из основных факторов, влияющих на внимание у детей, – их психологический комфорт, отсутствие стрессов. Малыш должен чувствовать себя защищенным, уверенным в близких. Речь не идет о попустительстве и отсутствии дисциплины. Но детям необходима убежденность в том, что в случае ошибки, неудачи, их поддержат, помогут. Весомых результатов добиваются в основном положительно настроенные дети, которым выбранные для развития игры и упражнения приносят удовольствие.

 Независимо от возраста, особенностей характера, базового уровня развития внимания у ребенка есть набор рекомендаций, которые позволят эффективно организовать проведение занятий:

  • Систематичность. Самые эффективные упражнения не принесут ощутимый результат в развитии внимания, если они не будут выполняться регулярно. Нужно установить удобный для всех участников процесса график и следовать ему.
  • Мотивированность. Важен индивидуальный подход к ребенку. Для одних детей интересна совместная деятельность с родителями, их одобрение, другим – маленькие поощрения или сам достигнутый результат.
  • Движение от простых упражнений к сложным. Для начала занятий важно создать атмосферу азарта, интереса, веселья, чтобы маленький ребенок увлекся предложенной игрой. Но на простых и быстро выполнимых заданиях не стоит задерживаться, чтобы не стало скучно.
  • Наглядность используемых алгоритмов. Для поддержания интереса к выполняемым действиям они должны приносить ощутимый для малыша результат. Это может быть успешно сложенный пазл, найденные отличия на картинках, собранная головоломка.
  • Оптимальная продолжительность занятий. Их время варьируется от 5-7 минут для трехлеток, 30 минут для дошкольников и до 50 минут для детей старше 9 лет. При этом сосредоточенность ребенка на одной картинке длится 3-10 минут в зависимости от возраста.

Когнитивные функции человека можно гармонично развивать только при условии его полного физического здоровья. Легкое недомогание из-за простуды может стать причиной потери способности концентрироваться. Часто рассеянность малыша становится сигналом для родителей и учителей, о необходимости обратить внимание на физическое состояние ребенка.

Практики повседневной жизни

Безотказный способ развить внимательность ребенка в повседневной жизни, чтобы занятия приносили удовольствие, выбирать упражнения, которые связаны его увлечениями. Психологи рекомендуют ориентироваться на круг интересов малыша, его любимые школьные предметы. При таком подходе не нужно будет прилагать дополнительные усилия, искать рычаги для мотивации, чтобы обеспечить собранность, концентрацию внимания на предложенном виде деятельности. 

Полезными для развития внимания может стать:

  • рисование,
  • коллекционирование,
  • головоломки,
  • рукоделие,
  • логические игры,
  • моделирование.

При желании в рамках практически любого хобби можно разработать систему упражнений, включающие перечисленные виды занятий. К примеру, если малыш – фанат океана и его животного мира, можно предложить ему собрать коллекцию фигурок подводных обитателей, сделать позже из них экспозицию, складывать тематические пазлы.

Отдых и обучение.jpg

Неожиданным для многих родителей открытием становится тот факт, что научить ребенка внимательности можно приучая его к домашним делам. Соблюдая рекомендованные принципы систематичности, мотивированности и получения наглядного результата своих действий незаметно для самого малыша, он учится выполнению простых обязанностей. Если превратить работу в интересную игру, он с удовольствием будет выполнять ежедневно небольшие задания, одновременно тренируя собственный мозг.

Игры на развитие внимания для малышей 3-4 лет

По наблюдениям психологов при регулярном выполнении упражнений устойчивость внимания, способность концентрироваться на одном занятии у крохи 3-4 лет можно успешно развивать. Но качество выполнения малышом заданий зависит от того, насколько они соответствуют его возрасту и состоянию. Важно отслеживать поведение ребенка. Если он быстро устает, не хочет заниматься, стоит внести изменения в планы, регулируя содержание и сложность упражнений.

  • «Найти отличия». Предложите крохе 2 картинки, в которых есть до 7 отличий.
  • «Что перепутано?» На рисунке изобразите предметы, у которых перепутаны местами детали, допущены ошибки в их расположении. Малыш должен показать такие моменты, объяснить их.
  • «Дорисуй картинку». Изобразите знакомые ребенку предметы, у которых не хватает деталей (уха у зайца, колес у велосипеда). Предложите крохе самому исправить ситуацию.
  • «Чего не хватает?» На столе расставьте до 7 предметов. После того как ребенок их рассмотрит, нужно попросить его закрыть глаза. Спрячьте один из них, попросите сказать, чего не хватает.
  • «Повторяй за мной». Малыш повторяет показанные взрослым простые действия или движения в той же последовательности. Их количество можно постепенно увеличивать. Такие упражнения можно делать на улице или в комнате.

Если выбранные для занятия предметы интересны ребенку, он сможет сконцентрироваться на них в течение 5-7 минут. После этого внимание спадает. Продлить его помогут яркие эмоции, которые сопровождают действие. Это может быть красивая иллюстрация, спетая взрослым песенка, мелкий приз за успешно выполненное задание (а иногда поощрение для поднятия настроения, если достичь цели не удалось, но малыш очень старался).

Упражнения на внимательность для детей 4-5 лет

При подборе заданий на внимательность для детей 4-5 лет психологи рекомендуют учитывать, что малыши смогут сохранять концентрацию на протяжении 15-20 минут. Упражнения включают творческие занятия, логические и сюжетные игры, заниматься параллельно двумя задачами, распределяя внимание. На этом этапе ребята дошкольного возраста активно формируют навык сохранения концентрации, умение переключаться с одного занятия на другое.

  • «Путаница». Малыш слушает легкое в восприятии не длинное стихотворение, которое взрослый читает вслух. В нем намеренно допускаются смысловые ошибки, на которые должен указать ребенок. Упражнение помогает тренировать логику, концентрацию, распределение внимания.
  • «Узнавай!» Взрослый называет 4-5 слов, среди которых одно относится к заранее выбранной категории (транспорт, птица, цветок). Ребенку нужно среагировать на него, к примеру, хлопком в ладоши или прыжком на месте.
  • «Отыщи всех!» На рисунке изображают до 10 предметов (животных, растений, фруктов). Все они пересекаются, накладываются друг на друга. Нужно сконцентрироваться, чтобы назвать все, что нарисовано.
  • «Покажи стихии». Упражнение направлено на развитие умения совмещать слуховое внимание и выполнять соответствующие заданию движения. Участники заранее договариваются о том, каким действиям будет соответствовать каждая из стихий. Выполнять задания можно на прогулке.
  • «Найти дорогу». Можно распечатать или самостоятельно нарисовать лабиринт, в котором нужно найти путь к цели. На начальном этапе можно облегчить ребенку задачу, помогая себе искать нужную дорогу пальчиком или карандашом.

Отличительной особенностью ребят этого возраста становится способность во время игры или выполнения действия следовать установленным правилам. Нужно развивать у ребенка внимание, выполняя задания, связанные со зрительной, слуховой, двигательной памятью. Действовать можно во всех направлениях. Главное, не перегружать малыша, не давать ему непосильные задания, стремясь быстро получить результат.

Игры и упражнения для дошкольников 5-7 лет

Для дошкольников особенно важно тренировать навыки, связанные с каждой из характеристик внимания. Психологическая и физическая зрелость ребенка в этом возрасте позволяет проводить достаточно продолжительные занятия. В зависимости от характера малыша они могут составлять до получаса, каждое отдельное упражнение при условии, что оно будет интересным, займет кроху на 10-15 минут.

Развитие качеств.jpg

В этом возрасте дети умеют самостоятельно распределять свое внимание между параллельно происходящими событиями в игре, творчестве, домашних делах. Они активно развивают навык планирования, выполнения сложных задач с перерывами в занятии. К примеру, старшие дошкольники могут рисовать один и тот же рисунок пару дней, периодически возвращаясь к нему.

  • «Не собьюсь!» Ребенок считает вслух, но после заранее оговоренного количества чисел произносит условные слова. К примеру, 1-2-3-4, «не собьюсь»!. Затем: 5-6-7-8, «не собьюсь!»
  • «Рисуем фигуры». При выполнении задания можно выбирать вместе с малышом любые простые фигуры (круги, квадраты, облака, солнышки). В один ряд рисуют 10 одинаковых рисунка. Задание заключается в том, чтобы раскрасить в нужные цвета фигуры, расположенные под определенным номером. Например, второй, четвертый, седьмой цветок в синий, а первый, пятый, восьмой – в желтый.
  • «Найти буквы». Если ребенок осваивает азбуку и счет, можно предложить ему упражнение на развитие внимания, которое одновременно поможет закрепить изучаемый материал. На листе бумаги в хаотичном порядке расположить знакомые малышу буквы или цифры, используя по несколько одинаковых. Задача заключается в том, чтобы найти все имеющиеся на изображении символы, которые просит взрослый. К примеру, все буквы «а».
  • «Прятки». Многим ребятам нравится поиск на картинке «спрятавшихся» зверей, птиц.
  • «Графический диктант». На листе в клетку малыш по заданию взрослого (или наоборот для разнообразия) выполняет простые действия: например, проводит линию влево на 2 клетки, затем вниз на 4, вправо на 5 и т. д.
  • «Таблицы Шульте». В хаотичном порядке в ячейки вносят числа от 1 до 10 или 20, если ребенок с ними знаком. Малыш должен в прямой, а позже и в обратной последовательности находить их по порядку. По мере тренировок можно начать выполнение задания на время.

При выборе заданий и наращивании их сложности в ходе тренировок родителям стоит учитывать уровень подготовки ребенка, наличие у него необходимых для выполнения задания знаний. В противном случае малыш может потерять интерес к выполнению непосильных для него заданий.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

В первые годы учебы у младших школьников особенно остро стоит вопрос о тренировке устойчивости, переключаемости внимания, развитии навыка концентрации на задании, которое дано на уроке. Для лучшего включения ребенка в образовательный процесс психологи и педагоги рекомендуют заниматься не реже 3-4 раз в неделю и дополнительно между делом в форме игры. Помочь могут простые задания:

  • раскрасить заданные взрослым фигуры среди множества других;
  • искать отличия на картинках;
  • по памяти описывать персонажа недавно прочитанной книги;
  • читать слова справа налево;
  • угадывать название предмета по описанию, данному взрослым;
  • повторение набора слов, цифр в правильной последовательности, постепенно увеличивая их количество;
  • разучивать песни на слух.

Опираясь на интересы ребенка, можно создать собственную систему тренировок, набор упражнений, который будет ему интересен. Можно зачеркивать в газете определенную букву, одновременно подчеркивая другую, писать диктант из слов-антонимов, искать слова среди написанных в ряд букв. Вариантов много, для успешных занятий нужно только найти тот, который будет интересен именно вашему ребенку.

Физическая активность

Связь между развитием нервной системы и физической активностью детей давно доказана учеными и медиками. Именно на задачах, в ходе которых нужно выполнять спортивные упражнения, основаны занятия, помогающие детям развить внимание при возникновении трудностей в учебе. Физические упражнения помогают тренировать мозг использовать одновременно оба полушария, развивая способность быстро переключаться между предложенными задачами, выполнять их параллельно.

Наиболее эффективны групповые задания на внимательность для детей. Можно предложить ребятам 8-10 лет сыграть в волейбол без использования мяча. При этом соблюдаются все правила. Разговаривать нельзя. Задача детей состоит в том, чтобы внимательно следить за участниками, обращая внимание на мимику, жесты. Как вариант, можно предложить детям «перебрасываться» воображаемыми предметами, называя при этом его название и имя ребенка, которому он отдает пас. Сложность состоит в том, чтобы суметь «подстроиться» под изменяющееся задание. Поймать змею так же, как мяч вряд ли получится.

Психологи едины во мнении, что развивать внимание у ребенка нужно постепенно, не перегружая его излишне сложными или продолжительными занятиями. Важно четко, но кратко ставить перед ним задачу. Только в этом случае удастся добиться повышения концентрации внимания, способности удерживать его (в том числе и сознательно), не отвлекаясь на происходящее вокруг. 

Читайте также

Вам может понравиться