Второй иностранный язык в школе обязателен или нет

Второй иностранный язык в школе обязателен или нет

В большинстве региональных школ ученикам не предоставляют выбор, какой второй язык изучать. В расписание автоматически проставляются те предметы, по которым есть учителя.

С нового учебного года родители школьников столкнулись с очередным нововведением Минпросвещения РФ – возможностью избежать изучения второго иностранного языка в школе. Этот вопрос будет решаться администрацией школы с учетом интересов учащихся. Подробнее о последних изменениях федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и том, когда начинается их вступление в силу, рассказывается далее.

Причины, по которым его ранее вводили

Обязательное изучение второго зарубежного языка было введено в 2021 году, хотя во ФГОСах необходимость обучения этому предмету была прописана значительно ранее. Еще с 2010 года его начали повсеместно внедрять с пятого по одиннадцатый классы. Основным оставался английский. Вторым ученики могли выбрать:

  • немецкий;
  • французский;
  • испанский;
  • китайский.

Однако должная организация языкового обучения на практике удалась далеко не всем школам по причине нехватки педагогических кадров. В итоге в школах дополнительный иностранный язык мог:

  • являться обязательным предметом;
  • отсутствовать;
  • изучаться по желанию.

ФГОСы третьего поколения должны привести реальное положение дел в учебных заведениях в соответствии с нормативными требованиями. Теперь изучение второго иностранного языка в школе будет определяться внутренними актами учебного заведения.

с какого класса второй иностранный язык в школе.png

Интересно! Ввиду нового курса государственной политики с начала учебного 2023 года стартует новый проект. Суть его состоит в том, что в средних учебных заведениях начнут изучение африканских языков (суахили, амхарский). Пока инициатива будет тестироваться на 3-х школах Москвы № 1517, 1522 и еще одна СОШ.

Что дает ученику изучения двух языков?

Второй иностранный язык в школе дает ребенку некие преимущества перед другими детьми. Зачем нужно его учить:

  1. Дополнительное стимулирование мозговой активности, создание новых нейронных связей.
  2. Упрощение понимания второго языка за счет выстраивания цепочек сходств и различий лексики.
  3. Повышение престижа полученного образования.
  4. Расширение кругозора + знакомство с чужой культурой.
  5. В перспективе ученик становится более конкурентоспособен на рынке труда.

Внимание! Проведенные исследования установили положительное влияние изучения нескольких иностранных языков на головной мозг. Это способствует развитию когнитивной функции, улучшает память, а также с возрастом снижает риск деменции.

У обучения двойному иностранному есть и недостатки:

  • высокая умственная нагрузка;
  • размытие собственной культурной идентичности;
  • путаница, мешающая формированию прочной лексической базы в голове ученика.

Поэтому решать, сможет ли ребенок осилить двойную нагрузку должна школа совместно с родителями ученика.

Последние изменения ФГОС

Корректировки документа, произошедшие в начале 2023 года, окончательно определили, будет ли второй иностранный язык в школах. По новым правилам в России второй иностранный стал необязательным. Соответствующий приказ подготовило Министерство просвещения РФ.

Чуть ранее – в 2020 году – английский убрали из числа предметов, по которым ученики обязательно проходят государственную итоговую аттестацию.

По новым правилам учащихся будут разбивать на подгруппы. Критериями деления станет их общая успеваемость, интересы и образовательные потребности. Сформированные по такому принципу языковые группы смогут выбрать второй иностранный и дальше изучать его как обязательный предмет. Для остальных 1–5 классов вводить новый язык дополнительно не будут.

Для информации! В 2023–2024 учебном году ученики с пятого по девятый класс будут изучать новый предмет – «Основы культуры народов РФ».

Почему убрали второй обязательный иностранный?

Отмена предмета произошла по причине внесения изменений в действующий образовательный стандарт. Корректировка учебной программы произошла по причине повышенной загруженности учащихся. Учить сразу два языка, успевая при этом по остальным школьным предметам проблематично. Часто это снижает скорость освоения основного, более ценного в современных реалиях английского.

Плюс никто не отменял необходимость учить другие предметы. Ситуация усугубляется тем, что не каждая школа способна найти специалистов по ведению языковых уроков (больше всего сложностей с испанским и китайским).

Процедура отказа от второго иностранного в школе

По новым правилам решать, будет ли второй иностранный язык в школе, должны родители учеников. Возможность отказываться от него получат ученики 1–9 классов.

Как нужно отменять второй иностранный в школе:

  1. Родителям необходимо написать заявление об отказе от него.
  2. Дирекция школы рассматривает заявление.
  3. В личное дело учащегося вносится соответствующая запись.
второй иностранный язык в школе обязателен или нет в 2023 году.png

Важно! Вместо второго иностранного ученик должен изучать другой предмет по выбору. Осваивать он его будет в том же часовом объеме, что изначально предполагался учебным планом.

Как быть тем, кто уже учит второй язык?

Еще в прошлом 2022 году школьники, которые уже начали изучение второго иностранного языка, обязаны были посещать этот урок. Однако с 1 сентября 2023 года и они перешли на обучение по ФГОСам 3-го поколения и предмет теперь учить необязательно. Поэтому ученик вправе от него отказаться.

Как не ошибиться с выбором второго иностранного

В большинстве региональных школ ученикам не предоставляют выбор, какой второй язык изучать. В расписание автоматически проставляются те предметы, по которым есть учителя. Если же ребенок посещает учебное заведение с сильной лингвистической подготовкой, то до 5 класса нужно определиться с выбором второго иностранного.

Критерии выбора языка:

  1. Чтобы ребенок не путался, стоит выбирать максимально непохожие языки (например, комбинацию английский – китайский).
  2. Отдавать предпочтение лучше самым востребованным в мире языкам.
  3. Учитывать личные потребности учащегося (необходимость общения с родственниками-иностранцами, перспективы и условия дальнейшего обучения и прочее).

Если ребенок планирует связать свою будущую профессию с юриспруденцией, ему стоит выбрать французский в качестве дополнительного предмета, так как он считается международным дипломатическим языком.

Таким образом, уже с этого года изучение второго иностранного языка в школе кардинально изменится. Если раньше это был обязательный предмет, теперь необходимость его освоения определяют сами ученики с родителями.

Читайте также

Вам может понравиться