Жоховская система обучения - два основных принципа, плюсы и минусы методики для начальной школы

Жоховская система обучения - два основных принципа, плюсы и минусы методики для начальной школы

В методике Жохова есть как положительные, так и отрицательные стороны. Но несмотря на все несовершенства программы, система «УниК» выдает положительные результаты. Жоховские школьники побеждают на олимпиадах, занимают призовые места на соревнованиях.

Наверняка многие из вас уже знакомы, а может, только слышали о системе обучения по методике Жохова. Так кто же он такой и что из себя представляет эта система обучения? Разберемся в статье.

Кто такой Жохов?

Владимир Иванович Жохов был директором Института здоровьесберегающих технологий в образовании, заслуженный учитель Российской Федерации с большим педагогическим стажем. Он разработал ряд методических пособий, а также школьных учебников, предназначенных для детей начального обучения (скончался 1 января в городе Москве на 79 году жизни).

система жохова в начальной школе что это.png

Главной идеей Владимира Жохова стало развитие творческого потенциала детей, который заложен в них уже с рождения. Официальный сайт методики Жохова говорит о том, что педагогом были использованы «последние достижения педагогики, физкультуры и психологии». Однако нет уточнений, какие именно из них брались за основу.

Владимир Иванович утверждает, что использование его методики дает детям возможность к концу первого класса полностью изучить всю программу начальной школы. Большим плюсом в его системе обучения стало то, что дети практически не болеют, так как на уроках они постоянно находятся в движении. Обучение построено на играх и разного рода упражнениях, предполагающих передвижение детей во время урока. Со второго по четвертый классы, по методике Жохова, делается упор на развитие творческих способностей детей, после чего они плавно переходят учиться в среднюю школу.

В 2007 году Жохов познакомил со своей уникальной методикой учительское сообщество города Копейска. Некоторые учителя апробировали его систему обучения. Позднее в работу стали включаться педагоги и других образовательных школ.  В 2009 году по методике здоровьесберегающих технологий работали уже девять школ.  С каждым годом все больше и больше классов переходили на обучение по этой системе. Надо отметить, что методика Жохова в полном объеме соответствует нормам ФГОС (Федеральным государственным стандартам).

Сам Владимир Иванович осуществлял методическое руководство, которое было необходимо педагогам школ. Он давал рекомендации, делился печатными материалами, организовывал показ презентаций, необходимых для проведения уроков. В свою очередь, педагоги принимали участие в научно-практических конференциях, делились опытом своей работы, печатали статьи для сборников института.

К сожалению, разработчики системы не дают подробной информации даже родителям обучающихся детей. Но из открытых источников стало известно про данную систему обучения следующее:

  1. Наполняемость класса – это разновозрастные дети от четырех до восьми лет. Такой набор учеников обусловлен тем, что старшие помогают младшим.
  2. Ежедневно есть четыре урока по расписанию. Основными предметами являются: математика, русский язык и риторика. Кроме этого, на уроках используется определенный цвет фона, размер шрифта для показа презентации – это способствует максимальному усвоению материала. Во втором классе дети начинают изучать немецкий язык. Третий класс- это изучение французского или испанского языка. Последний, завершающий четвертый класс – английский язык. Итак, ежегодно дети осваивают по одному иностранному языку.
  3. Большая часть урока отводится повторению изученного материала. На уроке каждые пять-семь минут происходит смена деятельности.
  4. Детям дается право свободно передвигаться по классу на уроках.
  5. На каждом из уроков применяется метод хорового повтора изучаемого материала.
  6. Чтение проходит по буквенной системе.
  7. Учителя проходят обучение методике преподавания у автора и создателя этой системы – Жохова. Некоторые из них даже не имеют педагогического образования.
  8. Домашние задания даются детям в качестве поощрения, если материалы урока ими хорошо усвоены. Родителям запрещено помогать малышам выполнять или проверять домашнюю работу.
  9. Существует десятибалльная оценочная система. Дети принимают активное участие в выборе оценок для ученика.                            

Принципы программы

Вся методика обучения Жохова была основана на таких принципах, как природосообразность и здоровьесбережение.

Итак, что означает принцип природосообразности? В жоховских классах обучаются дети в соответствии с имеющимся психологическим типом личности, будь то экстраверт или интроверт, а также с разным уровнем умственного и физического развития.

Дети-экстраверты очень общительны, контактны, предпочитают жить в социуме. Они живут активной жизнью, участвуют в жизни близких и родных по духу людей. Им важно жить в обществе.

Дети-интроверты очень замкнуты, предпочитают одиночество, плохо идут на контакт с другими людьми.

Как и говорилось выше, в жоховской системе обучения используется принцип здоровьесбережения. То есть дети в течении урока могут передвигаться. Такое право им дается для того, чтобы избежать проблем с опорно-двигательным аппаратом. В частности, избежать появления сколиоза, который возникает от продолжительного сидения в одной позе за партой, или проблем со зрением, которые могут развиться из-за того, что дети много записывают.

Владимир Иванович Жохов рекомендует начинать обучать детей с 5,5 лет и до 7,5 лет по своей программе. Опираясь на научные знания, мы знаем, что мозг ребенка в этом промежутке времени очень активен и способен воспринимать много информации.

Особенности программы

Методика Жохова значительно отличается от традиционных школьных программ. Например:

  1. На уроках отсутствует строгая дисциплина.
  2. Стремительное изучение материала. Всего лишь за один год обучения дети осваивают программу с первого по четвертые классы.
  3. У детей нет прописей. Первые месяцы работы проходят на маркерных досках, затем начинают писать в тетрадях в линейку и в клетку. На почерк внимание не заостряется, важность – скорость письма.
  4. Минимум учебников. Основная информация подается ученикам при помощи компьютеров, экранов и фильмопроектора.
  5. На уроках работа детей принимает командную, групповую форму. Ответы чаще всего хоровые, допускаются подсказки. 
  6. Уроки между собой перекликаются, дублируется по содержанию, выдаются ученикам блоками, они мультипредметные. В случае пропуска ребенком нескольких дней он легко может «догнать».
  7. Задания на дом в выходные дни и каникулы не задаются.
  8. Родителям рекомендовано не помогать детям в выполнении домашних зада           

Жохов утверждает, что с таким подходом к обучению дети становятся более раскрепощенными, избавляются от ряда комплексов. У них появляется осознанное желание учиться, кроме этого, дети практически не болеют.

Какие бывают классы?

Для обучения детей по Жоховской программе необходимо предоставить класс. Неважно, какой будет школа: государственной или частной. Для них могут быть как обычные классы при школе, так и автономные. Разница состоит в том, что в автономных классах все вопросы по аренде помещения для детей решают родители, создатель методики Жохов предоставляет им педагога. Также родителям детей предстоит решить ряд бытовых вопросов. Во втором варианте – школа предоставляет лишь помещение.

Плюсы методики

Программа обучения детей начальных классов по системе Жохова получила разные отзывы. Имеют место плюсы, а именно:

  1. У детей было выявлено хорошее усвоение учебного материала в короткие сроки. Так, первоклассники знают таблицу умножения, складывают цифры в столбик.
  2. Обучающиеся дети имеют сильно развитую мотивацию к учебному процессу.
  3. Дети находятся в спокойной, дружеской атмосфере. Развитие ребенка проходит всесторонне.

Минусы

Методика Жохова показала, что она несовершенна. Так как к программе было предъявлено много претензий, основывались они на следующих аспектах:

  1. Методика обучения детей была рассчитана только на начальные классы. Продолжения в старших класса не было. Специалисты уверены, что дети станут испытывать трудности с переходом в обычную традиционную школу.
  2. Роль учителя в жоховских классах сведена к минимуму, так как дети изучают материал посредством просмотра сладов, презентаций.
  3. Внимание не уделяется красивому письму, как результат – дети не могут писать разборчиво.
  4. Из-за многократного повторения материал не осознается детьми, а запоминается механически.
  5. На уроках отсутствует строгое соблюдение дисциплины. Поэтому эта методика обучения не может подойти гиперактивным детям.
  6. Если ребенок до школы не знаком с азами письма и чтения, то он будет испытывать трудности в первом классе. Он не сможет успевать за предложенным учителем темпом, которая предполагает программа обучения.
  7. У учителя нет возможности усомниться в данной программе. Он должен доверять, выполнять и следовать ее принципам.
  8. Нет материалов данной программы в свободном доступе.
  9. Очень сложно подыскать учеников или открыть класс, который мог бы учиться по этой программе.

Заключение

В методике Жохова есть как положительные, так и отрицательные стороны. Но несмотря на все несовершенства программы, система «УниК» выдает положительные результаты. Жоховские школьники побеждают на олимпиадах, занимают призовые места на соревнованиях.

методика жохова для начальной школы.png

Прежде чем отдать своего ребенка обучаться по методике Владимира Жохова, надо взвесить все плюсы и минусы и только после этого принимать решение.

Для того чтобы развить в ребенке разные черты характера, самостоятельность и другие полезные качества, можно отдать его в лагерь Спортзания. Здесь ребенка научат работе в команде, расскажут о разном через игру. Это позволит малышу получить ценный опыт и узнать много нового о мире.