Что такое адекватная самооценка и как выработать ее у подростка

Что такое адекватная самооценка и как выработать ее у подростка

Человеку свойственно непроизвольно давать оценку всему происходящему вокруг. Он оценивает поступки и поведение как чужих людей, так и свои собственные, сравнивает достижения, умения, размышляет о собственном характере, тем самым формирует о себе представление. В психологии такое поведение человека называет самооценкой. 

Самооценка является одним из ключевых качеств, которые человек использует в повседневных делах. Важно сформировать ее еще в детском возрасте. В данной статье разберемся, что такое адекватная самооценка, какие отклонения от нормы существуют, как можно это исправить.

Виды самооценки

Человеку свойственно непроизвольно давать оценку всему происходящему вокруг. Он оценивает поступки и поведение как чужих людей, так и свои собственные, сравнивает достижения, умения, размышляет о собственном характере, тем самым формирует о себе представление. В психологии такое поведение человека называет самооценкой. 

С возрастом у людей на фоне собственных успехов, способностей, открытых талантов, мнения окружающих формируется устойчивое представление о себе. Человек оценивает себя по огромному множеству признаков, развивая тем самым как завышенную, так и заниженную самооценку, которая часто с большим трудом поддается корректировке.

На основе выделенных критериев, психологи определяют несколько видов самооценки. Предлагаем ознакомиться с ними поподробнее.

Адекватная и неадекватная

Уровень адекватности в представлении о себе определяется наличием здравомыслия, умения самокритично оценивать, воспринимать себя. Очень часто мы замечаем, что человек считает в большинстве случаев себя правым при совершении каких-либо поступков, оценке собственных неудач и побед, но не окружающих.

Именно по этому признаку бывает легко классифицировать самооценку.

Стабильная и плавающая

Формирование самооценки происходит по мере взросления человека. Его достижения, неудачи в жизни, открытые таланты являются важным фактором для развития самооценки. Плавающий характер станет приобретать самооценка в том случае, если будет зависеть от настроения индивида. То есть неудачей и проигрышем в конкурсах, на соревнованиях, неприятного разговора с руководителем или, наоборот, похвалы со стороны близких, окружающих, одержанных побед, достижении положительных результатов.

Общая, частная и ситуативная

Данный вид классификации формируется в человеке за счет его ощущений от достижений и побед в какой-либо конкретной области. Однако высокая самооценка может тесно соседствовать с низкой. Например, когда индивид ощущает и признает свою несостоятельность, некомпетентность в каких- то бытовых вопросах. Случается и обратное, когда в целом человек имеет низкую самооценку, но испытывает гордость за достижения своих детей, хвалится своей фигурой, внешностью – то есть отдельной чертой характера или личности.

DSC03753.jpg

На основе вышеперечисленного формируется данный вид самооценки. Надо заметить, что нельзя сказать про самооценку то, что она может быть «плохой» или «хорошей». В психологии существует конкретные уровни оценки отношения человека к самому себе. Это повышенная (завышенная), средняя, низкая (заниженная).

Характеристика адекватной самооценки

Адекватная самооценка в человеке появляется только в случае, когда он самокритичен, оценивает свои возможности и ограничения в социальном и интеллектуальном статусе. Адекватная самооценка является неотъемлемой частью социализации, так как изначально индивид начинает формирование своего образа через других окружающих его людей, затем проверяет его через контакт.  

Индивид, имеющий инфантильную личность, станет опираться при самооценке на мнение других людей или на социальные группы, которые служат для него неким стандартом в суждениях и мышлении. Но чем больше человек развивается, проявляет самостоятельность, тем больше в нем проявляется и адекватная самооценка.         

Уровень адекватной самооценки на данный момент является важной психотерапевтической задачей. Однако она может носить и ситуативный характер. Так, например, если предложить человеку выполнить новое, неизведанное поручение или какую-либо деятельность, скорее всего он будет ощущать дискомфорт, неуверенность в себе, своих действиях. Но если это же предложить сделать в более привычной, знакомой обстановке, например, дома, появится больше уверенности, откроется больше возможностей. Именно для таких ситуативных случаев нет необходимости в психотерапевтической помощи. Так как они решаются сами по себе с изменением ситуации.

Люди, имеющие адекватную самооценку, живут в реальном мире. Их представление о себе сбалансировано. Они точно знают, в какой области они сильны, а где требуется помощь профессионалов. Адекватная самооценка помогает человеку обрести внутренний покой, удовлетворение: он не накручивает себя по всякому пустяку, не пытается никому ничего доказывать, выходя из себя. Он принимает себя со всеми недостатками и достоинствами, умеет быстро принимать решения. Человеку с адекватной самооценкой не страшны перемены, он не сделает трагедию из совершенной ошибки, а воспримет это как новый жизненный опыт, пусть даже и с отрицательным результатом. 

Люди попытаются улучшить, усовершенствовать этот навык или даже принять, что это не их сфера деятельности и даже, что никогда ею не станет. Если сравнить их с людьми с неадекватной самооценкой, последние стремятся любой ценой получить должность, с которой они, как правило, не справляются, не имеют врожденных способностей. Но вот признать этого не хотят – наоборот, прилагают массу усилий.

Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте

Первое осознание себя, понимание своих сильных и слабых сторон происходит у детей в подростковом возрасте. Такое самопознание тесно связано с самооценкой, ведь ребенок постоянно сравнивает себя с другими. Самооценка, как правило, зависит от чьего-то мнения. Это может быть высказывание значимых для ребенка людей: родителей, друзей, учителей. Так, социальные группы, окружение, уклад жизни формируют в подростках мировоззрение и закладывают основу личностных качеств. Рассмотрим несколько уровней самооценки:

1.    Адекватная самооценка. У людей адекватная и реалистичная самооценка основана на фактах, а не на домыслах. Они способны оценить свои силы, полученные знания и умения, а также соотнести их с предъявленными требованиями и задачами общества. Подростки с адекватной самооценкой, как правило, бывают развиты всесторонне, у них большой кругозор, широкий круг интересов, много друзей. Их общение и деятельность способствуют познанию как других, так и себя.

2.    Завышенная самооценка. Люди с завышенной самооценкой необоснованно самоуверенны. Они убеждены в том, что всегда правы и преувеличивают свои собственные способности и умения. Подростки, имея завышенную самооценку, неосознанно стремятся к тому, чтобы установить между окружением и собой много контактов. Но общение и контакты бывают поверхностными, некрепкими, ненадежными.

3.    Заниженная самооценка. Подростки, имеющие заниженную самооценку, часто подвержены депрессивным настроениям. Они оценивают свои возможности не в полной мере, принижают свои умения и навыки. Однако есть подтверждения того факта, что люди с заниженной самооценкой говорят о себе возвышенно. Это необходимо им, чтобы придать самому себе весомость, значимость. 

Как завышенная, так и заниженная самооценка могут приводить к агрессивному состоянию, вызывать чувство тревоги, страха. Люди с крайними уровнями самооценки не умеют оценивать и анализировать ситуацию в целом, находить пути ее решения.

Так как подросток постоянно пытается объединить представления и суждения о себе, его самооценка постоянно меняется. Если этот процесс затягивается или проходит неблагополучно, в конечном результате у него будет спутанный образ себя, своей личности. Он будет ощущать в себе внутренние конфликты, у него не будет сформировано четкое представление о себе.

 Так что же влияет на формирование самооценки подростков? Рассмотрим критерии:

1.    Подросток соотносит себя с окружением, находит в них идеалы для себя.

2.    Подросток стремится самоутвердится в значимой для него группе.

3.    В подростке начинает формироваться свой собственный «образ-я».

4.    Подросток обогащает представление о себе как о неотъемлемой, значимой части общества.

5.    Подросток устанавливает взаимосвязь между самооценкой и важными в его жизни вещами: целями, задачами, окружением, идеалам.

6.    Самооценка подростка зависит от успеха, который он может получить в социальном окружении, причем успехи в учебе на этом этапе будут не важны.

7.    Самооценка подростка будет зависеть от внутрисемейных отношений между членами семьи, от его благополучия, а также от родительского воспитания.

Как достичь адекватной самооценки

Иногда, уже взрослые люди замечают за собой то, что с восприятием происходит что-то не то, и ищут способы для достижения адекватной оценки. Но надо отметить, что в процессе жизни человек сталкивается с различными отзывами о себе, своей деятельности, поступках, попадает в разные ситуации, испытывает на себе разнообразные эмоции. Все это расширяет в человеке представление о себе, тем самым меняет самооценку. Иногда эти моменты бывают необъективны, но если человек способен меняться благодаря внешним факторам, можно направлять изменения в нужное русло.

В ребенке адекватная самооценка зависит от близких ему людей, а также от поведения взрослых. Для детей очень важно, чтобы его поступки или какие-либо другие моменты жизни были оценены родителями, близкими людьми. При этом стоит помнить, что перехваливать ребенка просто недопустимо. Для того, чтобы сформировать в ребенке адекватную самооценку, правильным будет: объяснить сложное и непонятное, подбодрить, попросить о помощи, обнять, вселить уверенность в то, что все обязательно получится.

Иногда взрослые пытаются сделать что-то сами, без помощи и объяснений, или говорят ему, что он маленький и не сможет это сделать, у него вряд ли получится. Такое четкое и уверенное отрицание взрослым на участие детей в новом деле приведет его к низкой самооценке. Если взрослые намеренно захваливают ребенка, причем незаслуженно, они обязательно сформируют в нем завышенную самооценку. 

Нередко можно наблюдать, что основой завышенной или заниженной самооценки может послужить и то, насколько в семье был желаемым ребенок, ждали его или нет, любили ли еще до рождения.

Так, во взрослом возрасте самооценка складывается уже не только из мнения взрослого окружения. Важным становится и собственное мнение о себе, а также значимых людей (к которым вы проявляете уважение). Ценным становится оценка своих качеств, стремлений, своего образа, но не изолированно от общества, а наоборот, с учетом относительных ориентиров. Человек воспринимает сам себя как  часть важного. Внутренний мир каждого человека имеет четкий образ идеала, на который он старается равняться, помогает делать над собой усилия.

Для того, чтобы формировать в себе соответствия, следует перестать сравнивать себя с другими людьми. Лучше сделать сравнительный анализ, но своих успехов за этот и прошлый год. Подытожить желания и стремления, возможности, достижения, но свои.  

Недопустимо негативно высказываться о себе. Каждый человек индивидуален. Он имеет именно эту фигуру и рост, в котором находится. Человек на данный момент имеет определенный набор знаний и умений. И часто это бывает невозможно исправить, поменять именно сейчас, а если можете измениться, то только не в настоящее время, а позже. Человеку стоит принять истину, сказать самому себе «я именно такая личность», «мой гардероб пока не идет в ногу со временем» и только после этого строить планы, принимать решения для перемен, улучшения самого себя. 

Подумайте, какая сфера деятельности больше всего вас привлекает. Вероятнее всего, именно это поможет раскрыть в вас потенциал. Может, кто-то из ваших членов семьи хочет видеть в вас плотника или слесаря, но вы понимаете, что это совсем не ваш профиль. Для того, чтобы не мучиться всю жизнь, надо честно себе в этом признаться и заняться любимым делом, а не жить по устоявшимся правилам. Только тогда вы сможете узнать, как оцениваете себя и окружение. Ведь адекватная самооценка формируется не на том, какую оценку дали вам ваши знакомые, а в первую очередь –  из практики.

Психолого-педагогические рекомендации

Не секрет, что подростковый возраст имеет такой ведущий вид деятельности, как общение. Если дети не удовлетворяют потребность в общении со значимыми для них людьми, сверстниками, они могут испытывать тяжелые переживания, беспокойство, стресс. В этот момент, в период формирования самооценки, этот недостаток перерастает в неадекватную самооценку.

Также у подростков есть потребность в самоутверждении. Это может быть спорт, увлечения, хобби. Если в этом есть недостаток, подросток скорее всего станет нарушать правила поведения. Для того, чтобы самоутвердиться среди своих сверстников, подросток может резко реагировать даже на самые незначительные замечания педагогов, выкрикивать на уроках, вести себя вызывающе. Так он пытается самоутвердиться в глазах сверстников. И именно по этой причине рождаются «трудные» подростки.

Исследования М.А. Алемаксина показали, что 92 % «трудных» подростков – это изолированные дети, не получившие полноценного общения со значимыми людьми и сверстниками. А группы их образовались из таких же подобных им подростков. 

Психологи разработали для родителей рекомендации:

1.    Эмоциональное состояние поможет наладить дополнительные внешкольные занятия. Родители должны помочь детям организовать свободное время.

2.    Не стесняйтесь сказать ребенку, за что его ценят. Напоминайте о его талантах, успехах, достижениях, хвалите его за это. Положительная оценка родителей поможет ребенку сформировать в себе хорошее самоотношение, он станет уверенно себя чувствовать. Поднять в ребенке собственную ценность можно, акцентируя внимание на сильных чертах характера.

3.    Родители должны попытаться научить ребенка выражать свои негативные чувства так, чтобы они были приемлемыми социальными действиям. Когда вы заметили, что ребенок замкнут, погружен в себя или, наоборот, раздражителен, проявляет агрессию, попытайтесь поговорить с ним, обсудить возможные варианты выхода из этого состояния и сложившейся ситуации.

4.    Взрослые должны придерживаться баланса. 

Ребенок должен знать, что родители готовы пойти ему на помощь, поддержать в трудную минуту. Говорите детям о том, что прежде чем что-то сделать, надо помнить о ответственности, которую несет сам ребенок. А особенно это касается соблюдения правил, законов.

DSC04102.jpg

Чего нужно избегать

Родители не должны применять к детям манипулятивных действий. Это может привести к тревожным и даже агрессивным состояниям. Манипуляции родителей, как контроль над детьми, скорее говорят о их бессилии, нежели о силе и власти над нами. Такое поведение взрослых отрицательно сказывается на формировании «Образа Я» у подростков.  В последствии у них может сформироваться неадекватная самооценка.

Приемы манипулятивных приемов:

1.    Очень часто родители используют прием «Манящие яблоки». Так, например: «Сходишь в магазин, разрешу поиграть на компьютере».

2.    Сравнение своего ребенка с другими детьми: «Саша умнее, чем ты, и получает пятерки».

3.    Неискренние обещания: «Вот если ты получишь в четверти пятерки, я подумаю над твоим предложением…»

4.    Шантаж: «Я обязательно расскажу отцу, как только он придет с работы, и он с тобой обязательно разберется, если, конечно, до этого времени ничего не изменится».

5.    Мнимая болезнь, как средство управления и контроля над ребенком: «Мне сейчас очень плохо, я, наверное, получу из-за тебя сердечный приступ».

6.    Любовь как контроль над ребенком: «Ты не получал бы плохих оценок, если бы любил меня».

Что нужно делать чаще

Для того, чтобы ребенок мог себя адекватно оценивать себя и окружающих прислушайтесь наших советов. Надо чаще:

1.    Разговаривать с ребенком, быть активным слушателем, рассказать о своих мыслях, чувствах, переживаниях, высказывайте свое мнение.

2.    Поговорить с ребенком о его проблемах, помочь найти пути решения.

3.    Дать ребенку возможность самостоятельно принять решение.

4.    Родителям необходимо принимать и уважать право ребенка на собственное мнение, не подавлять его.

В целом стоит относиться к ребенку не как к собственности, а как к полноправному члену семьи.

 

Читайте также

Вам может понравиться