Расскажем, как поступить, если ребенок не может научиться читать, когда начинать обучение и нужно ли принуждать малыша погружаться в чтение до школы.
Когда пора учить читать
Многие родители считают, что ребенок должен научиться читать в первые годы жизни. Большинство педиатров не разделяют такого мнения и считают, что раннее обучение не стоит начинать до четырех лет. Оптимальным, по их мнению, является возраст от пяти до шести, а иногда и до восьми лет, когда малыш уже умеет различать звуки, может составить предложение самостоятельно и хорошо выговаривает слова.
Причиной, почему ребенок не может научиться читать, не обязательно может быть дислексия, но даже если это так, с такой проблемой можно справиться.
Готов ли ребенок начать читать: как разобраться в вопросе
Существует ряд признаков, которые указывают на готовность малыша к обучению чтению. Итак, он:
- свободно подключается к диалогу, может выслушать, не перебивая, ответить на заданные вопросы;
- понимает, где право и лево, разбирается, какой предмет большой, а какой маленький, владеет понятиями внутри и снаружи и может обобщать предметы, опираясь на эти признаки;
- научился строить предложения правильно и четко выговаривать слова;
- различает похожие и разные по форме вещи;
- запоминает и выполняет не меньше трех указаний по памяти;
- может сформулировать, что почувствовал, испытал, увидел;
- способен пересказать увиденную или рассказанную историю, описать, что произошло с ним;
- тянется к книгам и с удовольствием рассматривает их;
- интересуется буквами и умеет рифмовать слова;
- любит чтение вслух.
Если все эти признаки присутствуют, то можно начинать знакомить малыша с алфавитом, слогами и тем, как из них составляются слова.
Дислексия: что это такое
Человеческий мозг состоит из двух полушарий, у каждого из которых собственная задача. Левое «логичное», отвечает за восприятие цифр и букв, чтение и счет, последовательные и рациональные поступки. Правое — «творческое». Это воображение, эмоции, пространственное мышление и восприятие образов, интуитивные решения.
Когда у ребенка активнее лобная доля и правое полушарие, сфокусироваться на буквах и слогах оказывается сложнее, что мешает чтению. Многие знаки на письме кажутся картинками, за которыми не таится скрытый смысл. А чтобы запоминать, как пишутся слова, малышу приходится заучивать образ, а потом привязывать к нему конкретный смысл. Так выглядит дислексия.
Такая ситуация не похожа на нормальное развитие, но и заболеванием в прямом смысле назвать такое расстройство нельзя. Это особенность работы мозга, которая была присуща многим гениальным личностям, имена которых знает каждый, например Эйнштейну. Недостаток компенсируется в течение жизни, и дислектик способен достичь во взрослом возрасте успеха и в искусстве, и в науке, и в бизнесе.
Симптоматика и причины расстройства
На наличие дислексии могут указывать такие симптомы:
- пытаясь читать, ребенок путает буквы или слоги, меняя их местами;
- не может удержаться на одной строке, перескакивает;
- не запоминает правила и допускает орфографические ошибки при письме, даже если переписывает из учебника;
- вместо чтения старается угадать, как продолжается предложение;
- малыш не способен распознавать ранее выученные буквы и может перепутать правое и левое;
- пишет зеркально;
- отвлекается на уроке, не воспринимает речь учителя.
Причинами такого расстройства могут быть:
- наследственность: о подобной особенности можно и не знать наверняка, она способна проявить себя в роду через одно и более поколение;
- курение, наркотики и алкоголь в период вынашивания ребенка: вредные привычки сказываются на здоровье малыша;
- иные проблемы протекания беременности и осложнения во время родов: инфекционные поражения, анемия или иные неприятности могут сказаться на ребенке;
- заболевания или травмы в первые годы жизни: сотрясения мозга, инфекции и нейроинфекции могут привести к негативным последствиям, которые проявятся в обучении.
Отчаиваться не нужно, проблемы можно преодолеть.
Виды дислексии у детей в младших классах школы и упражнения для коррекции
У дислексии выделяют несколько видов:
- Оптическая проявляется при нарушении пространственно-визуального представления о цветах, величине или форме предметов. В этом случае возникают сложности в том, чтобы отобразить буквы по памяти или образцу, распознать ее или добавить недостающие элементы. Чтобы научить такого ребенка читать, нужно применять особенные методы.
- Фонематическая характеризуется тем, что малыш переставляет буквы и слоги в словах, путает звуки.
- Мнестическая осложняет усвоение алфавита, это нарушение речевой памяти, когда не получается связать между собой визуальный образ буквы и звучание.
- Аграмматическая сопровождает нарушение речи, ребенок не может сочетать слова по падежам и родам.
- Семантическая выражается в том, что при чтении не откладывается в памяти смысл прочитанного. Механический процесс не становится осознаваемым.
Что делать, если ребенок не может научиться читать: для каждого типа расстройства существуют определенные упражнения, которые помогают справиться с проблемой.
- При оптической дислексии нужно прорабатывать пространственно-зрительное восприятие: рисовать малышу буквы на спине, пока он не начнет их узнавать, складывать буквы из спичек или счетных палочек, убирать из них элементы и просить достроить их по памяти.
- Если кроха уже знаком с алфавитом, при фонематической форме расстройства полезно предлагать такое задание: выбрав старую книгу с большим шрифтом, поставить задачу вычеркнуть из абзаца конкретную букву и т. д.
- Чтобы проработать мнестическую, стоит подготовить карточки, где будут написаны разные слоги, и предлагать найти среди них лишний. Это поможет потренировать слухоречевую и зрительную память.
- Справляться с аграмматическим типом расстройства можно, читая ребенку вслух знакомые стихи и не проговаривая определенные слова, предлагая ему самостоятельно их вставить.
Чтобы справиться с семантической дислексией, нужно научить ребенка вдумчивому чтению, объясняя каждое прочитанное предложение.
Как определить, что у ребенка могут возникнуть проблемы с чтением
Заранее определить, будут ли сложности, помогут такие моменты:
- Если ребенку потребовался логопед, то занятия с ним помогут как выявить нарушения, так и скорректировать их — те, что напрямую связаны с речью.
- Занятия ручным трудом, рисование, аппликация и лепка покажут наличие проблем с мелкой моторикой. Упражнения позволят скорректировать ситуацию.
- Будущий школьник должен уметь кататься на двухколесном велосипеде без поддержки. Этот вид деятельности пригодится при освоении и чтения и письма, так как тренирует координацию и слаженность в движениях.
- Когда у малыша проблемы с ритмом, он может запутаться в сложных словах. Чтобы с этим разобраться, можно выбрать занятия танцами.
Важно понимать, левша или правша ребенок, а также оценить его зрительно и слухо-моторные координации.
Опасность принудительного раннего чтения
Как показывают исследования, сверхраннее обучение способно привести к проблемам с памятью, так как к ребенку предъявляются неадекватные требования. До шести-семи лет не до конца сформированы селективное внимание, механизмы запоминания и речь, а эти функции необходимы для чтения и письма.
В некоторых случаях, когда малыш начинает читать задолго до школы, в возрасте от 3 до 4 лет, вместо стремления действительно прочитать текст возникает угадывающее чтение. Неравномерно двигаясь по строке, он будет стараться достроить окончание по первым буквам. Это может привести и к дислексии.
Посещение специалиста при дислексии
Обнаружив у ребенка дислексию, родители должны обратиться к специалисту для быстрой оценки состояния. Самостоятельные занятия должны проводиться только с поддержкой компетентного логопеда и педагога. Для малыша требуется составить маршрут реабилитации, систематизировать процесс обучения. Мама и папа получат задания, которые и придется выполнять вместе с малышом, чтобы скорректировать существующие сложности.
Также к решению такой проблемы могут привлекаться неврологи и массажисты, нейропсихологи.
Заключение
Летний отдых для младших школьников может стать намного полезнее, если выбрать путевку на любую из площадок Спортзании. Интересные программы помогают научиться новому, раскрепощают, придают уверенность в себе, позволяют завести новые знакомства и научиться общаться с другими людьми и работать в команде.
Даже когда у ребенка дислексия, педагоги и психологи Спортзании сумеют найти к нему подход и поддержат, благодаря чему всякие трудности будут преодолены. Чтобы подросток стал самостоятельнее, преодолел природную застенчивость и проявил лидерские качества, поездка в детский лагерь подходит больше всего.