Как привить ребенку любовь к чтению

Как привить ребенку любовь к чтению

Чем младше ребенок, тем более яркими и красочными должны быть иллюстрации и дизайн обложки, тем более крупными должны быть буквы. Такая книга не только привлечет внимание малыша, но и будет формировать художественный вкус.

Мотивированный ребенок хочет научиться чтению сам, у него есть желание и интерес. Обучение навыку чтения — процесс непростой и беспрерывный, а увлеченность книгами помогает ребенку справляться с возникающими трудностями. Мотивация к чтению у детей важна, когда начинается школьное обучение. Если у школьника не сформируется внутреннее стремление читать, обучение чтению и письму окажется проблематичным.

Причины нелюбви детей к чтению

Причин нежелания ребенка читать довольно много, и в определенных случаях виноваты родители:

  1. Слишком ранний возраст для знакомства с книгами. В 3–4 года малыш хочет возиться с игрушками, а не изучать буквы и листать книжные страницы. Даже самая яркая книжка с картинками привлечет его внимание лишь на несколько минут.
  2. Родительское давление, наказания. Ребенок заинтересуется чтением, только если оно будет ассоциироваться с приятным времяпровождением. Принуждение спровоцирует обратную реакцию: книги будут вызывать у школьника негативные эмоции и воспоминания.
  3. Альтернативные увлекательные способы времяпровождения. Речь идет о смартфонах и подобных гаджетах, которые сегодня есть у всех детей.
  4. Широкие возможности для получения информации. Раньше школьнику или студенту нужно было сидеть часами в библиотеках, изучать литературу, чтобы подготовить курсовую или реферат. Теперь информационных источников гораздо больше, достаточно посетить несколько сайтов.
  5. Неправильный родительский пример. Если мама с папой никогда не берут книгу в руки, сами проводят досуг у компьютера или телевизора, то ребенок не поймет, почему он должен заниматься тем, что другим не интересно.
  6. Другие авторитеты в подростковом возрасте. Подростки, считая себя взрослыми, игнорируют родительское и педагогическое влияние, больше интересуются мнениями сверстников. Тинейджеру будет хотеться читать, если вокруг него правильная компания, когда друзья любят чтение, прилежно учатся.

Почему прошлым поколениям детей было проще привить любовь к чтению

Наши родители охотно учились читать, проводили много свободного времени за чтением книг. Теперь все иначе, и вот почему:

  1. Детям прошлых поколений внушалось, что чтение — занятие для умных, действенный метод знать больше, стать в будущем первоклассным специалистом. Умницей в то время стремился быть каждый школьник.
  2. Раньше люди получали информацию из книг и газет. На семейных застольях и вечерних чаепитиях обсуждали прочитанное, делились горячими газетными сплетнями. Теперь чаще можно наблюдать, как каждый член семьи сидит, уткнувшись в смартфон. Информации в избытке, а говорить не о чем.
  3. Раньше книга была одним из самых классных подарков. Каждый ребенок был счастлив, когда ему дарили энциклопедию или красочный сборник сказок.
  4. Чтение было для детей главным развлечением, помимо игрушек. Детский интерес к литературе стал снижаться как раз тогда, когда появились первые компьютерные игры, приставки «Sony Play Station». Библиотекам пришлось бороться за внимание подрастающего поколения с компьютерами, и эту борьбу они проиграли.

Полезные для детей книги

Детская литература должна быть источником позитивных идей и представлений. Выбирайте книги, в которых герои и сюжеты прививают добро, учат правильному поведению, искренней дружбе. Сюжет повествуемой истории должен быть интересным, увлекательным, динамичным, заставляющим задуматься.

Как мотивировать ребенка на чтение.png

Чем младше ребенок, тем более яркими и красочными должны быть иллюстрации и дизайн обложки, тем более крупными должны быть буквы. Такая книга не только привлечет внимание малыша, но и будет формировать художественный вкус.

Дошкольникам постарше и младшим школьникам, которые уже всерьез обучаются чтению, следует предлагать энциклопедические, познавательно-развивающие, научно-образовательные издания, соответствующую возрасту художественную литературу.

Как узнать, готов ли ребенок к обучению чтению

Сделать это легко, нужно обратить внимание на следующие признаки, проявляемые ребенком:

  • стремление к обучению, сформировавшаяся мотивация, позитивные эмоции при занятиях;
  • попытки читать и писать буквы — листание книжных страниц, рисование каракулей на бумаге;
  • внимательное и увлеченное прослушивание истории, которую читает родитель, запоминание ее и способность пересказать хотя бы в общих словах;
  • осознание, что такое книга, как ею пользоваться, как перелистывать страницы;
  • интерес к буквам, их распознавание, отождествление с окружающими объектами и ассоциативное восприятие;
  • различение прочитываемых звуков, формирование понимания фонетической структуры слов;
  • развитость речевых навыков, причем нужно учитывать, насколько минимальны дефекты произношения и ошибки в составлении слоговой структуры текстов.

Чтобы научить ребенка чтению, необходимо соблюдать этапность обучения. На первом этапе, когда возраст малыша составляет 2–3 года, нужно тренировать образное мышление. Самый простой метод — читать ребенку сказки, разглядывать и обсуждать с ним иллюстрации. Несколько позже, с 4-х лет, идет ознакомление с азбукой, можно приступать к обучению звукам и буквам. С 5-ти лет ваш ребенок уже может читать слова и даже короткие фразы, обсуждать прочитанное.

Методы стимуляции интереса к чтению

Мощный способ, как мотивировать ребенка читать книги в возрасте с 3 до 8 лет, — система поощрения. Начальной мотивацией должны стать приятные презенты за каждую прочитанную книгу. Постепенно ребенок поймет, насколько увлекательно чтение, ему больше не понадобятся поощрения, чтобы погрузиться в очередную книжную историю.

Методы, как можно мотивировать к чтению ребенка в 10 лет и старше, иные, подразумевают диалог с родителем. Вот несколько советов, как мотивировать старших детей читать:

  • спрашивайте о предпочтениях ребенка, покупайте книги, которые будут для него интересными;
  • одобрительно расскажите о книге, выразите положительные эмоции от прочтения;
  • побеседуйте с вашим ребенком о том, какие правильные чувства вызывает книга;
  • обсудите прочитанный сюжет;
  • тоже регулярно читайте.

Существуют 4 популярные и мощные воспитательные методики, как мотивировать ребенка на чтение, и желательно попробовать все, чтобы понять, какие именно подходят для вас. Тогда будет проще выбрать оптимальный вариант, или создать на его основе собственный метод мотивации.

Самостоятельно дочитывай — методика Кассиля

Это одна из методик-обманок, когда родителю нужно схитрить. Она рекомендуется в случае, когда ребенок умеет читать, но ленится делать это сам, предпочитает, чтобы ему рассказывал сказки и истории взрослый.

Выберите книгу с интересным сюжетом, который наверняка понравится ребенку. Начните ее читать, а затем прервитесь перед развязкой сюжета, уйдите из детской комнаты, сославшись на дела и хлопоты. Ребенок непременно захочет поскорее узнать, чем закончилась история, поэтому возьмется за чтение сам. Когда он прочтет книжку, обязательно его похвалите.

Методика советского педагога-психолога Искры Борисовны Даунис

Этот метод мотивации подключает к чтению игровой процесс. Однажды утром проснувшийся ребенок обнаруживает на прикроватной тумбочке письмо от любимого книжного персонажа, например, Карлсона. Первое письмо должно быть кратким, персонаж должен сообщить о желании дружить и о скромном подарке, спрятанном в укромном месте. И действительно, подарок обнаруживается там, где указано.

Следующее письмо должно быть более длинным. Потом еще и еще длиннее. В письмах каждый день персонаж может рассказывать о своей жизни, давать малышу полезные советы (но без скучных педагогических наставлений), предлагать выполнить определенные задания за призы. В итоге ребенок будет постепенно улучшать технику чтения, а также поймет, насколько это интересный процесс.

Старый метод-обманка

Нужно внушить ребенку, что книга — ценная вещь, которой нужно дорожить. Читать ее может только тот, кто умеет правильно себя вести. В этом случае малыш начнет ассоциировать книги с чем-то, чем можно пользоваться в особых случаях. Это как торт, который можно съесть только на праздник, не раньше. Тогда ребенок начнет прилагать усилия, чтобы получить заветную книгу, и научится правильному поведению.

Метод запретного плода

Еще один способ мотивации похож на вышеописанный, но подразумевает манипуляцию, поэтому практиковать его нужно с осторожностью. Родитель не разрешает малышу брать конкретную книгу, и объясняет запрет тем, что эта литература предназначена для взрослых, а детям ее читать не положено. В действительности книжка детская, но ребенок об этом не знает. Дальнейшее развитие ситуации очевидно: всем известно как малышей манит то, что запрещено.

Как еще стимулировать интерес к чтению

Отличный способ мотивации — подключение детского воображения. Объясните ребенку, как «рождаются» книги, что есть профессия писателя, что можно создавать невероятные и захватывающие истории самостоятельно. Выдумать занимательный сюжет — вполне доступное занятие для дошкольника старшей возрастной категории. Желательно, чтобы придумываемая история была как можно более подробной, содержательной, детализованной. Предложите ребенку пересказать на свой лад известную сказку или рассказ, придумать, как она закончится.

Как мотивировать ребенка к чтению 10 лет.png

Вот еще несколько методов, как мотивировать ребенка к обучению чтению:

  • организуйте дома библиотеку хотя бы с небольшим количеством книг, она не должна пылиться;
  • читайте маленькому ребенку вслух ежедневно;
  • создавайте повышенный интерес — не прочитывайте книгу за один день до конца, а переносите чтение на завтра;
  • обсуждайте вместе с ребенком каждого нового персонажа — пусть дошкольник попытается найти сходства и различия со своим характером;
  • установите на детский смартфон книжное приложение — пусть дошкольник использует гаджет для чтения, если ему так удобнее.

Рекомендации педагогов и библиотекарей

Мотивировать ребенка должны родители, а задача школьных учителей — обучать, давать базовое образование, к ним школьник должен приходить уже мотивированным. Именно родители должны прививать детям любовь к чтению, и затягивать с этой задачей нельзя. Вот несколько хороших педагогических советов родителям, которые повышают мотивацию к чтению:

  • пользуйтесь аудиокнигами — они помогают формироваться правильному произношению;
  • устройте дома тихое и уютное место для чтения;
  • переносите книжные сюжеты в реальность, например, прочитав сказку «Три медведя», свозите малыша в зоопарк, пусть увидит настоящих медведей;
  • смотрите всей семьей экранизации прочитанных детских произведений;
  • держите книги не на высоких полках, а в доступных для ребенка местах;
  • сводите дошкольника в библиотеку, расскажите, как ориентироваться в учреждении, пусть познакомится с его организацией и атмосферой;
  • просите ребенка читать ингредиенты в кулинарных рецептах, помогая вам готовить;
  • организуйте читательский клуб, пригласив друзей ребенка в гости;
  • дарите книги, чтобы ребенок понимал, что это хороший подарок.

Далее представляем ответы библиотекарей на наиболее распространенные вопросы родителей, касающиеся того, что делать, чтобы возникла мотивация к чтению у детей:

  1. Когда начинать читать? С раннего возраста, раньше трех лет. Читайте ежедневно, дома, в поездке, на отдыхе, если настроение малыша к этому располагает. Если ребенок капризничает, пытайтесь его успокоить чтением. Награждайте малыша за хорошее поведение интересной книжной историей.
  2. Как правильно читать? Выразительно, четко, меняя тембр в зависимости от персонажа, с изучением иллюстраций. Отличная мотивация к чтению у детей — разыгрывать спектакли по сюжету книг, рассказывать интересные отрывки наизусть. Дошкольник должен сам выбирать книги для чтения.
  3. Какие книги читать? С ориентацией на возрастную категорию дошкольника. Для малышей до трех лет книги обязательно должны быть иллюстрированные. Старшие дошкольники и учащиеся школы пусть выбирают любую литературу, но в их личной библиотеке обязательно должны быть энциклопедические издания, не только прозаические, но и стихотворные произведения. Текст должен быть четким и качественным.

Рекомендации психологов

Детские психологи уверены, что внушить ребенку любовь к чтению можно до десяти лет. После этого возраста мотивировать школьника читать практически невозможно. Поэтому психологи советуют повышать интерес малыша к чтению с самых ранних лет, практически с колыбели. Пусть младенец не понимает слов, но воспринимает тембры и интонации. Плюс, с восьми месяцев у малыша начинает активно увеличиваться пассивный словарный запас, и книги здорово этому помогают.

Психологи советуют каждый день уделять хотя бы несколько минут книгам. Любовь к чтению — это своего рода привычка, а для ее формирования нужна регулярность. Книжку можно взять с собой куда угодно, читать на даче, в машине, даже ожидая очереди в поликлинике. Когда малыш научится различать буквы, можно предлагать читать ему вывески и баннеры на улице.

Когда ребенок старше шести лет, выбирайте книги только с ним вместе. Пусть сам выберет то, что любит, даже если это глупый журнал комиксов. Не отговаривайте ребенка, это только вызовет протест. Просто заодно купите другие литературные произведения, которые вы считаете полезными. Правильно аргументируйте покупку книги, не давите, а заинтересовывайте. Нельзя, например, говорить: «Этот рассказ входит в школьную программу, так что прочитай его обязательно». Но можете сказать: «По этому рассказу сняли тот фильм, который тебе так понравился».

Не раздражайтесь, когда малыш из раза в раз просит перечитать одну и ту же сказку. Он либо хочет правильно понять историю, либо сюжет для него приятный, важный, приносящий удовлетворение и радость. Лучше добавьте в прочтение старой истории творческую «изюминку». Пусть малыш перескажет историю и новый лад или нарисует иллюстрации к любимой сказке.

Помните главное — нельзя мотивировать детей учиться читать, заставляя и принуждая. Категорически нельзя делать чтение дисциплинарным наказанием. Как часто можно услышать от родителей: «Пока не прочитаешь заданный на дом рассказ, гулять с другом не пойдешь». После таких требований на повышение детского интереса к чтению можно не надеяться.      

Читайте также

Вам может понравиться