Имеет ли право учитель забрать телефон у ребенка на уроке

Имеет ли право учитель забрать телефон у ребенка на уроке

Необходимо четко понимать, если у ребенка учитель или иной представитель школьной администрации отобрал телефон на целый день, такие действия расцениваются как неправомерные, нарушающие статью 35 Конституцию РФ. И если разбираться детально, можно заявить о посягательстве на чужую собственность и фактической кражи устройства. Поэтому лучше не доводить ситуацию до подобных крайностей, а совместными усилиями учителей и родителей принять разумное решение. Главное – действовать в рамках закона. И здесь все зависит от компетенции педагога.

Использование учениками смартфонов в школе – камень преткновения и родителей, и педагогов. Все осложняется тем, что проблема не имеет единого решения.

Новые школьные стандарты однозначно не закрепили запрет на пользование гаджетом, а указали на то, что смартфон нельзя использовать как средство обучения. Но это не значит, что телефон нельзя приносить в учебное заведение в принципе.

И возникает резонный родительский вопрос – имеет ли право учитель забрать телефон у ребенка на уроке или он должен ограничиться замечанием.

Смартфон в школе – запретить нельзя разрешить. Как поставить запятую

У мобильных телефонов по всему миру есть и армия поклонников, и ярые противники. Ровно такая же ситуация и при определении границ использования гаджетов школьниками по время обучения.

Большинство преподавателей и родителей против засилья гаджетов на уроках. Мотивация в этом случае довольно ясна:

  • снижается концентрация внимания и, соответственно, освоение учебного материала;
  • распространение сайтов-шпаргалок дают возможность списать любое задание;
  • вглядывание в мелкий шрифт на экране снижает зрение и портит осанку;
  • велика вероятность потери столь дорогостоящего устройства. 

Но и среди родителей, и среди педагогов есть сторонники смартфонов как многофункциональных и чрезвычайно удобных гаджетов.

Нет смысла отрицать, что современные мобильные устройства позволяют и быстро найти интересующую информацию, и сохранить данные, и определить геолокацию школьника.

Единого мнения по этому вопросу нет и на уровне законодателей.

Но в 2022 году в стандартах школьного образование было определено, что смартфон не является средством обучения. 

Трактуется это следующим образом – девайсом нельзя пользоваться непосредственно во время учебного процесса. Даже учитель не может ничего показать с экрана телефона, а обязан использовать планшет определенного размера или интерактивную доску.

Но данное условие никак не запрещает пользоваться гаджетами на перемене, и не дает конкретных указаний, а как организовать ограниченное использование гаджетов.

Каждое образовательное учреждение получило простор действий по этому вопросу.

Было реализовано несколько вариантов:

  • большинство учебных заведений прописали в уставы условия про пользование смартфонами;
  • педагогам было предписано провести беседы с родителями, чтобы последние в принципе не давали гаджеты в школу;
  • в некоторых учебных заведениях дети сдают телефоны в специальный кейс или коробку и забирают по окончании уроков.

Последняя инициатива пришлась по душе даже министру образования. Однако идея – весьма спорная. Ведь в данном случае устройства сдаются «добровольно – принудительно». 

ВАЖНО: ни в законе «Об образовании», ни в образовательных стандартах не прописано, что учитель имеет право забрать у учащегося телефон на уроке. 

И родительское сообщество, и учительский состав в этой ситуации должны быть юридически грамотными.

И вроде ушел со смартфоном, а связи нет. Могут ли в школе забрать мобильник на целый день

Прежде всего, необходимо четко понимать, если у ребенка учитель или иной представитель школьной администрации отобрал телефон на целый день, такие действия расцениваются как неправомерные, нарушающие статью 35 Конституцию РФ.

И если разбираться детально, можно заявить о посягательстве на чужую собственность и фактической краже устройства.

mozhet li uchitel zabrat telefon u rebenka na celyj den.jpg

Естественно, что преподаватель сделал это «не корысти ради» и поэтому уголовно наказуемого деяния совершено не было. Но последствия могут быть неприятными. 

Поэтому лучше не доводить ситуацию до подобных крайностей, а совместными усилиями учителей и родителей принять разумное решение.

Главное – действовать в рамках закона. И здесь все зависит от компетенции педагога.

ВАЖНО: преподаватель может воздействовать на учеников лишь в пределах этических и законодательных норм.

В ситуации с использованием смартфона на уроке учитель может:

  • попросить убрать гаджет, но не вырывая из рук;
  • пригласить упрямого ученика вместе с родителями на беседу с директором;
  • провести родительское собрание и донести до родителей положения об использовании смартфонов в стенах школы. 

Последний вариант может оказаться самым действенным, так как некоторые родители настаивают, что ребенку жизненно необходим телефон – причем и на уроках тоже. Мотивируется это тем, чтобы школьник мог в любой момент связаться с семьей в случае возникновения нештатных ситуаций

При встрече с педагогом нужно не стесняться, а напрямую задать интересующие вас вопросы, и, в том числе, имеет ли право учитель забрать телефон у ребенка на уроке.

Понимание юридических тонкостей вопроса помогут преподавателю не попасть в неприятную ситуацию, а родителям – защитить права школьника.

Что гласит буква закона

Юристы рекомендуют обратиться к положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Конституции РФ, принимая во внимание то, как это происходит в конкретном учебном заведении.

Имущество ученика

Первый момент, который необходимо прояснить, лежит в области имущественных прав и прав собственности.

Как появляется у ребенка телефон – ответ очевиден. Его покупают и дарят родители.

Юридически, в этом случае имеет место простой договор дарения (без привлечения нотариуса), в результате которого права собственности на гаджет приобретает ребенок.

Согласно статье 209 ГК РФ, собственник имеет право распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению – если это не нарушает закон.

У многих взрослых возникает вопрос – а можно ли в принципе считать несовершеннолетнего собственником?

Законодательство в этом случае однозначно.

Согласно положениям статей 21, 26 и 28 ГК РФ, школьники признаются дееспособными, то есть имеют гражданские права в полном объеме соответственно возрасту. А значит – их можно считать такими же полноценными собственниками имущества, как и взрослых.

Поэтому получив от родителей в подарок очередной айфон, ребенок уже самостоятельно несет ответственность и за законность его использования, и за его сохранность (ст. 210, 211 ГК РФ).

А вот насильно отнять имущество у собственника возможно лишь по решению суда. Это уже известная статья 35 Конституции РФ.

ВАЖНО: ребенок имеет полное право принести в школу смартфон и отдавать его – кому бы то ни было – может только добровольно! Поэтому учитель не может забрать у школьника телефон ни в какое время.

Итог этого один – свой мобильник ученик может сдавать преподавателям только по собственному желанию. 

С точки зрения закона такое действие расценивается как прием чужого имущества на хранение.

Не просто убери в коробку, а сдай на хранение

Мало кто из педагогов задумывается, что когда весь класс перед уроком кладет мобильные устройства в нарядную коробочку, они становятся сторонами и участниками юридически значимой сделки.

Рассматривая ситуацию буквально, одна сторона – поклажедатели – передает другой стороне – хранителю – свое имущество.

Звучит совсем не по-детски. 

Но поклажедатели – все те же школьники, хранитель – школьный учитель. И взаимоотношения между ними регулируются уже с точки зрения положений ГК РФ.

Принимая от учащихся гаджеты, преподаватель берет на себя общую ответственность за сохранность принятого имущества, то есть по факту заключается договор хранения в устной форме.

Главное условие такого договора – возврат хранителем принятого имущества в целости и сохранности (ст. 886, 900 ГК РФ).

Когда что-то пошло не так

Казалось бы – ничего сложного – положи мобильник в кейс, а потом возьми обратно.

Но как быть в ситуации, когда телефон из коробки возвращается сломанным или пропадает вовсе. Выходит, что учитель нарушил свои обязательства по договору и должен быть привлечен к ответственности.

Первая мысль в этом случае – о возмещении ущерба.

И действительно, согласно статье 902 ГК РФ, при безвозмездном хранении имущества возмещается:

  • при утрате вещей – их полная стоимость;
  • при поломке и повреждении – разница, на которую снизилась первоначальная цена.

Но это не значит, что человек безоговорочно вернет деньги за дорогостоящий смартфон.

Сначала – согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ – учитель должен доказать наличие или отсутствие своей вины.

Не стоит забывать, что иногда школьники горят желанием отомстить нелюбимому преподавателю, и могут нарочно подбросить в коробку испорченный девайс, или, улучив момент, взять и спрятать его.

Что можно посоветовать преподавателю

При возникновении такой неприятной ситуации педагог должен четко знать порядок действий.

В первую очередь необходимо:

  • сообщить о случившемся администрации – если в учебном заведении был разработан и зафиксирован порядок хранения девайсов, то ответственность за порчу и утрату в этом случае будет нести школа;
  • уведомить родителей ребенка;
  • при проведении соответствующей проверки нужно быть готовым дать подробные объяснения с привлечением свидетелей.

Легче всего прояснить ситуацию, если во всех кабинетах установлены видеокамеры.

Учащиеся тоже могут рассказать, что случилось. Правда, если дело дойдет до суда, показания учеников не воспримутся всерьез. Ведь до 10 лет ребенка нельзя в принципе считать свидетелем. А до 14 лет дети дают показания только в присутствии взрослого, и то – часто могут приукрасить действительность.

Докопаться до правды в итоге получится, но репутация преподавателя может быть безнадежно испорчена.

ВАЖНО: главный совет учителям – никогда не забирайте у учащихся телефоны насильно – на это нет законодательных прав. Метод убеждения – лучшее, что можно посоветовать в данной ситуации.

Поэтому если учебное заведение всерьез нацелено на то, чтобы ученики сдавали мобильные устройства на время обучения, нужно продумать весь процесс в деталях, не забывая и про ответственность за сохранность вещей, и про согласие школьников. Нелишним будет зафиксировать положения письменно.

Более простое решение вопроса – не отнимать гаджеты, а ограничить их применение.

Ограничения доступа, а не лишение собственности

Наиболее мудро поступили те школы, которые прописали в свои нормативные документы условия об ограничении использования гаджетов, но ничего более.

ogranichenie polzovaniya telefonom v shkole – pravomerno ili net.jpg Это может быть записано непосредственно в уставе учреждения или в специально разработанных Правилах внутреннего распорядка для учащихся

В этом случае, при поступлении в такое заведение родители ознакамливаются с документами и обязуются выполнять все положения.

Ограничения могут быть следующими:

  • не вынимать устройство из портфеля на время урока;
  • поставить устройство на беззвучный режим;
  • не приносить девайсы в школу на время итоговой аттестации и контрольных работ.

В отдельных случаях могут запретить приносить в школу все, что не относится к учебному процессу.

А что с хранением

При ограничении доступа мобильник остается в собственности ученика, который сам отвечает за его сохранность и несет ответственность в случае поломки или пропажи (статья 211 ГК РФ).

Поэтому, если ребенок потеряет смартфон в школе, претензий к образовательному учреждению выдвигать безосновательно.

Носил и буду

Всегда найдется принципиальный ученик, который не захочет, чтобы его в чем-то ограничивали.

Преподаватель в такой ситуации должен:

  • напомнить о положениях школьного устава, регулирующие пользование мобильников;
  • в случае неподчинения – написать замечание в дневник;
  • вызвать родителей на беседу совместно с учеником и администрацией школы;

Нужно понимать, что при многократном нарушении положений устава образовательного учреждения, учащегося могут исключить. И это будет на вполне законных основаниях

На заметку

Но даже в том случае если в документах школы ничего про смартфоны учеников не записано, учитель может попросить ограничить использование гаджета, опираясь на требования Роспотребнадзора.

В 2019 году были разработаны соответствующие Методические рекомендации этого ведомства. В соответствии с ними преподаватель имеет право попросить ученика убрать телефон, чтобы он не мешал обучению.

От ученика в этом случае требуется либо выключить девайс, либо включить беззвучный режим.

Давать или не давать ребенку телефон в школу – каждая семья решает самостоятельно, опираясь и на свои убеждения, и на требования образовательного учреждения, и, естественно, на нормы закона. Но важно четко понимать, что учитель не имеет права насильно забирать смартфон у ученика ни на уроке, ни на перемене. В свою очередь, ученики и родители должны соблюдать положения устава школы и не мешать полноценному учебному процессу.

Читайте также

  • Борис Николаевич 21.02.2024
    Следующий вопрос насколько недопустимо  использование гаджетов ( телефонов ) на занятиях по самоподготовке

Вам может понравиться