Многие родители задаются вопросом о том, как научить ребенка пересказывать текст. На первый взгляд, кажется, что ничего сложного в этом нет. На самом деле этот навык необходим для формирования вербальных, логических и критических возможностей человека. В статье мы разберем несложные, но результативные приемы, помогающие удерживать в памяти прочитанное и ясно излагать свои мысли.
Почему важно научить ребёнка пересказывать тексты?
Научить ребенка пересказывать прочитанное – значит, сформировать его когнитивные способности и коммуникативные умения:
- Речевое развитие. Обучение пересказу побуждает активно пользоваться словарным запасом, выстраивать фразы и логично объединять друг с другом. Как итог, речевые навыки улучшаются, язык становится богаче и выразительнее.
- Укрепление памяти. Необходимо запоминать и передавать информацию, тем самым производя тренировку кратковременной и долговременной памяти.
- Формирование осознанного чтения. Для пересказа текста нужно его понимать. Сам процесс побуждает к развитию аналитические навыки и причинно-следственные отношения, учит выделять приоритеты.
- Подспорье в учебе. Умение рассказывать прочитанный текст необходимо для изучения почти всех школьных предметов.
- Формирование критического мышления. Анализ информации, отделение фактов от суждений, выделение ключевых мыслей становится основой развития критического мышления.
- Коммуникативные способности. Четкое и структурированное изложение мыслей делает ребенка уверенным в себе, помогает адаптироваться в социуме.
- Развитие фантазии. Пересказ художественных текстов учит ребенка мысленно представлять содержание книги, развивает творческую жилку и воображение.
Помимо этого, во многих профессиях умение кратко излагать значительные объемы данных является ключевым. Развитый с детства навык в дальнейшем пригодится для показа презентаций и публичных выступлений.
Трудности, с которыми сталкиваются дети при пересказе
К сожалению, у многих детей возникают трудности с освоением навыка:
- Недостаточный словарный запас: наиболее распространенная проблема. У ребенка не получается выразить мысль подходящими словами и возникают затруднения: он заменяет сложные слова простыми, искажая смысл, запинается и замолкает при подборе нужного выражения, пользуется словами-паразитами, упрощает или пропускает трудные в описании ситуации.
- Невнимательность: малыш не в состоянии сосредоточиться на тексте во время чтения. Такие дети испытывают затруднения с концентрацией внимания: отвлекаются, пропускают куски текста, быстро утомляются, теряют мысль.
- Неспособность отделять главное от второстепенного связана с неразвитыми аналитическими навыками. Неумение выделять главное приводит к нарушению логики повествования, трудностям с краткостью изложения, перегруженностью ненужными подробностями.
Родители и педагоги, понимающие проблемы, смогут эффективнее помогать детям.
Как выбрать подходящий текст
Зачастую родители заставляют ребенка читать сложные для его возраста тексты, не обращая внимание то, что ему непонятен смысл прочитанного. От чтения неправильно выбранного текста нет никакой пользы.
Текст, подобранный в соответствии с возрастом, призывает проанализировать прочитанное. Пяти- и семилетним детям подойдут народные сказки, рассказы Ушинского, Толстого – авторов, у которых небольшие истории с увлекательным содержанием.
В выборе подходящей детской литературы с учетом интересов школьника помогут списки сказок, рассказов, повестей с опорой на общеобразовательную программу.
Как научить ребёнка пересказывать текст: 5 шагов
Чтобы обучить ребенка навыку пересказа, потребуется системная методика и запас терпения. Разберем пошагово.
Чтение вместе с ребёнком
Выбирайте соответствующие тексты с коротких и несложных, постепенно увеличивайте объемы. Подбирайте книги с интересующей ребенка тематикой.
Подыщите укромное местечко, где никто не будет отвлекать, с хорошим освещением и удобным сиденьем.
Практикуйте комбинированное чтение вслух поочередно с ребенком, так можно удержать внимание и останавливаться на неясных моментах.
Подберите комфортный темп: при быстром чтении теряется внимание, при медленном – интерес.
Следите за интонацией – при выразительном чтении услышанное лучше запоминается.
Обсуждение прочитанного (задавайте вопросы)
Для начала задавайте общие вопросы: «О чем сказка?», «Как звали главного героя?». Затем попробуйте уточнить: «Почему героиня так сделала?», «А что случилось потом?».
Приучайте ребенка мыслить аналитически: «Что бы ты сделал на месте героя?». Обязательно объясняйте значение непонятных слов, приводите примеры.
Сопоставляйте прочитанное с детским опытом: «Кого тебе напоминает герой рассказа?».
Пересказ своими словами
Попросите пересказать прочитанное: важно рассказать основной смысл в событийной последовательности. Не приучайте к дословному повторению, пусть учится говорить своими словами. Так развивается речь и лучше усваивается информация. Даже если ребенок останавливается и делает ошибки, старайтесь не перебивать его, чтобы он по возможности закончил свою мысль. Задавайте наводящие вопросы, помогайте вспомнить нужные сведения. При нарушении хронологии событий мягко направляйте ребенка в нужное русло.
Пересказ с опорой на ключевые слова
По началу вместе с ребенком выделяйте ключевые слова. После прочтения рассказа стоит выписывать 5-6 слов, определяющих главные моменты. Объясните малышу, каким образом с помощью ключей можно выстраивать пересказ.
Попросите ребенка составить предложения с каждым из слов, а затем пересказать текст с опорой на эти слова. Постепенно уменьшайте количество ключей, так малыш быстрее научится видеть главное.
Повторение пересказа через время
Выберите удобный промежуток времени (день, неделя) и попросите пересказать ранее прочитанный текст.
Придумайте ситуацию с игрой, например, пересказать кукле Маше интересную сказку.
Проведите сравнение с прошлым пересказом, проговорите с ребенком, какие части текста требуют более пристального внимания. Обязательно хвалите за улучшение навыков!
Техники и способы обучения
При пересказе истории многие дети теряют ключевые моменты, с трудом разделяют события, не понимают смысл прочитанного. Воспользуйтесь рекомендациями, как юному читателю научиться пересказывать, избегая ошибок.
Способ «Ладошка»
По этой увлекательной методике каждый палец руки представляет собой составляющую единого целого:
- большой – кто главные герои;
- указательный – место и время, где произошла история;
- средний – в чем проблема главного героя;
- безымянный – события в начале и в конце истории;
- мизинец – конец истории и решение проблем.
Такая методика помогает юному сочинителю визуально отслеживать последовательность своего рассказа.
Способ «Стикеры»
Эта методика предназначена для уже читающих детей. Понадобятся три разноцветных стикера, обозначающих начало, середину и конец текста.
При использовании стикеров разного цвета юный читатель видит визуально сюжет частями, поочередно. Когда ребенок при пересказе пропускает подробности, взрослый может помочь ему наводящим вопросом.
Способ «План текста»
Этот способ поможет научиться пересказу любых сложных текстов, будь то история, рассказ, сказка. Во время чтения или слушания ребенок записывает или зарисовывает план, например:
- На летние каникулы ребята приехали в деревню.
- Ребята пошли на рыбалку.
- Устроили соревнования по ловле рыбы, кто больше поймает.
- Весь улов поделили поровну.
План лучше составлять тезисно с упором на события в тексте. Для тренировки навыка начинать лучше с коротеньких рассказов. Для мотивации внимательно выслушивайте ребенка и чаще хвалите.
Упражнения для легкого пересказа
Написать предложение, разрезать по словам и предложить ребенку собрать его.
Приготовить небольшой текст с законченным смыслом. Предложить ребенку зачеркнуть лишние слова с сохранением смысла.
Упражнение наоборот: прочитать текст и подчеркнуть ключевые слова для его воспроизведения.
При подборе книг для чтения ориентируйтесь на объем текста, чтобы юный читатель смог осилить его за один прием, например, стихи, небольшие сказки или рассказы.
Умеющий читать и пересказывать ребенок легко справляется с любыми предметами в школе.
Понимание прочитанного построено на памяти, внимании, логике, мышлении. Для формирования этих способностей на развивающих платформах размещено множество заданий.
Почему ребенку лучше учиться пересказу вместе со взрослым
Без контроля со стороны взрослого юному читателю сложновато самому выучиться пересказывать. Ему неясен алгоритм и смысл прочитанного.
Допустим, ваша дочь своими силами прочитала рассказ за 5 минут. После выполнения задания она уверенно рассказала содержание. Как оказалось, сюжет произведения не имеет отношения к ее вымыслу. На повторное чтение дочь потратила времени уже больше времени, после чего пересказала текст в подробностях.
Этот пример свидетельствует о том, что необходимо обратить внимание на совместное прочтение книг.
Что будет, если не развивать навык пересказа
Отсутствие умения рассказывать текст скажется на учебе уже в начальной школе. В первых классах нет диктантов, но есть задания прочитать текст и пересказать его. По литературному чтению школьники выполняют итоговое тестирование за учебный год, с которым не всегда могут справиться даже хорошие ученики.
В средней школе ученики на уроке литературы затрудняются написать сочинение по картине. А ведь итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе, в качестве допуска к ОГЭ, включает примерное задание по описанию картины.
К сожалению, правильно сформулировать вопрос, построить логично обоснованный ответ или сложносочиненное предложение не по силам даже некоторым выпускникам.
Как научить ребёнка анализировать текст?
Чтобы воспитать вдумчивого читателя, необходимо помочь ребенку в освоении приемов анализа текстов. Так он будет уметь выделять основные мысли, разделять текст на части по смыслу для лучшего запоминания, сравнивать прочитанное с личным опытом.
Приемы обучения пересказу:
- определение темы и основной мысли;
- составление плана, наброски вместе с ним иллюстраций;
- составление тезисных цепочек и важных моментов;
- постановка неоднозначных вопросов, рассуждение;
- фантазии на тему, как бы я поступил, будучи героем.
Для тренировки навыков анализа текста используется простой способ – решение текстовых задач. Дети размышляют о сюжете, находят верные ответы, вырабатывают алгоритм решения.
С сервисом дополнительного образования и досуга детей SportZania вы сможете задать своему ребенку должный вектор на жизненную перспективу. Высококлассные педагоги помогут родителям с воспитанием, поддержат ребенка в развитии и становлении личности.
SportZania дополнит классическое школьное образование эффективными коммуникациями и опытом работы в команде. Для каждого ученика составляется персонифицированная программа обучения с учетом талантов и интересов вашего ребенка.