Упражнения для развития пространственного мышления у ребенка

Упражнения для развития пространственного мышления у ребенка

Подключайте к развивающей деятельности математические задачи, выполняемые как в письменном виде, как и посредством объемных фигур, которые можно составлять по схеме, перерисовывать, переставлять, изменять: «Расставь квадраты, чтобы больший был справа, меньший слева».

При развитом пространственном мышлении ребенок способен представлять разнообразные по величине и форме объекты, их размещение и перемещение в пространстве. Такой тип мыслительной активности крайне важен для специалистов многих профессий, например, архитекторов, инженеров, дизайнеров, художников, спортсменов. Да и в обыденной жизни пространственные представления важны, так как соотносятся с математическим и творческим мышлением. Поэтому развить пространственное мышление у детей дошкольного возраста нужно обязательно.

Формирование пространственного мышления у детей

Пространственное мышление у детей — способность к образным представлениям, к мысленной визуализации объектов всевозможных форм и габаритов в пространстве, ориентирование среди воображаемых предметов с последующей адаптацией в реальности.

Такой тип мыслительной активности начинает развиваться уже в первые месяцы от рождения малыша, а пикового значения достигает в пубертатном возрасте. Уже в полгода ребенок воспринимает себя и окружающие предметы в пространстве, именно с этого возраста включается работа мозговых отделов, поддерживающих пространственное мышление.

У детей 2–3-летнего возраста к пространственному восприятию добавляется воздействие сенсорных органов. Появляется осознание, что ароматы, звуки, вкусовые и тактильные ощущения не локализованы, а рассредоточены в пространстве, направлены с разных сторон и источников.

В 3 года ребенок умеет анализировать свое положение в окружающем пространстве, различает фигуры и линейные формы, понимает понятия «больший», «меньший», «равный». Правда, для него пока не доступно оперирование геометрическими и математическими понятиями из-за недостаточного возрастного интеллектуального уровня. С 4-х лет дошкольник может решать задачи на пространственное представление, распределять фигуры и анализировать их размеры, рисовать образы по точкам, копировать примитивные изображения.

Пространственное мышление у детей.png

С 5-ти лет мышление развивается еще активнее. Дошкольник ориентируется в двухмерных понятиях направленности и расположения: «право» и «лево», «вперед» и «назад», «вверх» и «вниз» и прочих. С 7-ми лет навыки понимания разных понятий в рамках двухмерности продолжают совершенствоваться. Дальнейшее развитие продолжается уже при школьном обучении, младшим школьникам постепенно становится доступно восприятие трехмерности пространства. В восемь лет ребенок уже может вообразить, как выглядит предмет в других плоскостях.

Игры и упражнения, помогающие обрести навык ориентации в пространстве

Поскольку активное развитие пространственной ориентации происходит в дошкольный период, основной методикой тренировки мышления становится игровая деятельность. Чтобы развить пространственное мышление у детей дошкольного возраста, нужно опираться на игры, увлекательные задачи и упражнения, которые окажутся более эффективными, чем попытки ребенка запомнить ничем не подкрепленные понятия.

Задания для развития мышления могут быть словесными, подвижными, предметными. Главное — они должны соответствовать развивающим целям для определенного возраста. Так, занятия для малышей младшего дошкольного возраста подразумевают восприятие пространственного положения себя самого и окружающих предметов: слева или справа, вверху или внизу и так далее. Малыши склонны к активным движениям, поэтому для них предпочтительны подвижные и предметные игры.

Дети среднего дошкольного возраста интенсивно развивают восприятие окружающего пространства, для них нужны более сложные по организации и наполнению занятия. Оптимальны сюжетные игры, действия с игрушками и спортивным инвентарем. Отличный результат в развитии навыка ориентации в пространстве дает игра прятки, особенно если ребенок ищет товарищей посредством указателей или подсказок взрослого ведущего.

У детей старшего дошкольного возраста уже накоплен приличный сенсорный опыт, данных пространственных преставлений достаточно для развивающих упражнений, которые подразумевают построение ориентированных в пространстве моделей, создание изображений, анализ двухмерных направлений. Многие родители используют графические диктанты, но больший положительный эффект дают настольные и словесные игры. Последние позволят пополнить индивидуальный словарь терминов ориентировки в пространстве без заучивания.

Представляем несколько оригинальных и увлекательных методов, помогающих развивать пространственное мышление у детей.

Пазлы, танграмы, мозаики

Составление изображения из отдельных элементов — процесс, требующий концентрации внимания, развивающий пространственное мышление. Нужно определить, в каком месте должен находиться элемент, затем правильно повернуть его, чтобы он свободно встал в ячейку.

Для самых маленьких детей следует выбирать пазлы и танграмы с 4–5 элементами. Чем старше ребенок, тем большее количество элементов может быть в составе изображения. Есть даже пазлы с сотнями элементов, которые можно увлеченно собирать несколько дней. А не так давно на рынок стали поступать 3D-пазлы, из которых получаются объемные фигуры.

Географические карты

В небольшом схематичном изображении умещается огромное количество информации, поэтому изучать географические карты детям всегда увлекательно. Изучение карт не только формирует у ребенка представление о расстояниях, направлениях, пространственных размерах, но и расширяет кругозор, дополняет и систематизирует знания о мире.

Повесьте на стене в детской комнате яркую и симпатичную географическую карту. Каждый раз бросая на нее взгляд, дошкольник будет получать и закреплять новую информацию. Когда ребенку исполнится шесть лет, можно предложить ему вместе изобразить, например, план квартиры или приусадебной территории. Тогда дошкольник сможет воспринять окружающее его пространство с учетом относительного размещения объектов: какое между ними расстояние.

Математические занятия

Учить ребенка базам геометрии нужно до школы. В старшем дошкольном возрасте он уже должен иметь представление о плоских и объемных геометрических формах, чем они различаются, как изображаются.

Замечательный способ развития пространственного мышления — рисование графиков, круглых и линейных диаграмм. Для ребенка с визуально-образным восприятием это может быть самый удачный способ понимания чисел и математических соотношений. Расскажите ребенку о фрактальных числах, покажите на природных примерах. Покажите, как можно строить графики в программе Excel, это будет полезно при дальнейшем школьном и университетском обучении.

Творческие занятия

Ничто так хорошо не развивает пространственное мышление, как творчество. Занимаясь изобразительным искусством, ребенок получает умение соблюдать пропорции объектов, строить композиции с учетом перспективы. Лепка из пластилина и других пластичных материалов развивает навык создания объемных образов, конструирования, проектирования.

С ребенком старшего дошкольного возраста можно заняться трехмерным моделированием, оригами. Вообще складывание фигур из бумаги — необычайно полезное занятие. Оно не только формирует представление о преобразовании плоских форм в объемные, но и учит ориентированию в пространстве по инструкции. При регулярной тренировке к 6-летнему возрасту ребенок уже самостоятельно по текстовой инструкции без иллюстраций складывает фигуры.

Как развить у ребенка пространственное мышление.png

Развитию пространственных представлений способствует и хореография. Передвигаясь с соблюдением порядка направлений, ребенок начинает лучше воспринимать окружающее пространство.

Игры с конструктором

Если конструктор хороший, включающий множество разнообразных деталей, ребенок с увлечением будет играть с ним изо дня в день. Ведь он позволяет каждый раз создавать нечто новое, прилагая воображение. Лучшим детским конструктором уже много лет считается «Lego». Конструирование с ним легкое, а творческих возможностей он дает массу.

Продаются наборы для детей от 3-х лет. Но желательно предложить конструктор ребенку с 6-ти лет, когда детская мелкая моторика уже хорошо развита. Сначала приобретайте небольшие и несложные наборы, чтобы дошкольник разобрался в процессе. Когда ребенок начнет быстро складывать конструктор по инструкции, предложите ему изменить или дополнить фигуру, построить что-то по своему представлению.

Настольные игры

Почти все настольные игры в той или иной степени являются тренировкой пространственного мышления. Идеальная развивающая игра — шахматы. Здесь нужно запоминать ходы фигур, беспрерывно анализировать игровой процесс, уметь предугадывать действия противника, мысленно прорабатывать возможные ходы.

Игры с использованием перемещаемых по полю карточек или фишек тоже помогают развиваться пространственным представлениям. Отличный пример — игра «Колонизаторы». Выпускаются разные по сложности игры, необходимо выбрать подходящие для возраста ребенка.

Компьютерные игры

Пространственную ориентацию здорово развивают игры-стрелялки и головоломки.

Помимо стрелялок, развитию пространственного мышления способствуют все игры, в которых имеется карта игровой территории, где нужно двигаться на местности, соотносить картографическое изображение с реальным окружением. В стрелялках побеждает игрок, тщательно изучивший игровую территорию на предмет укрытий, проходов, подступов к врагу, засадных атак, удобных мест для отступления. Тренируясь делать все это в игре, ребенок развивает пространственный интеллект, поэтому стрелялки, вопреки расхожему мнению, полезны.

Стоит предлагать ребенку и головоломки, интеллектуальные игровые задания. Одна из самых распространенных и полезных головоломок, которая улучшает пространственное восприятие, — «Тетрис». Отличные варианты развивающих игр для детей разного дошкольного возраста можно найти в источниках logiclike.com, vseigru.net, igroutka.ru.

Игры на местности

Формирование пространственных представлений невозможно без практического опыта на местности. Подвижные и спортивные игры во дворе, прогулки по городу, походы в лес — увлекательное и полезное времяпровождение. Здорово, если у семьи есть квадрокоптер, тогда ребенок может соотносить картинку, которую показывает аппарат, с тем, что он сам видит, находясь на местности. Это очень эффективная тренировка пространственной ориентации.

Даже дома можно организовать интересный квест: спрятать предмет, предложить ребенку его отыскать по визуальным или словесным подсказкам.

Развитие пространственного мышления в зависимости от возраста ребенка

В возрасте до 3-х лет пользу приносит изобразительное и прикладное творчество, требующее глазомера и хорошей моторики рук. Посредством развития моторики развиваются и мозговые отделы, отвечающие за мышление. Полезно давать малышу работать с палочками и кубиками, рисовать по образцу.

В 4–5 лет полезными становятся задания, при которых ребенок должен называть место расположения объекта в пространстве. Например: «Где котенок? — Под кроватью», «Где облако? — За крышей дома», «Где яблоня? — Перед забором». О творческой работе нельзя забывать, рекомендуются аппликации, рисование, раскрашивание.

В 6 лет полезны любые развивающие настольные игры. В таком дошкольном возрасте ребенку уже можно доверить некоторые домашние обязанности — это тоже здорово развивает пространственный интеллект. Рекомендуются игры с запоминанием, где находится нужный предмет, с построением маршрутов и карт.

Далее подключайте к развивающей деятельности математические задачи, выполняемые как в письменном виде, как и посредством объемных фигур, которые можно составлять по схеме, перерисовывать, переставлять, изменять: «Расставь квадраты, чтобы больший был справа, меньший слева».

Формирование пространственного мышления у ребенка до 3 лет

В этом возрасте ребенок должен различать линейные и геометрические формы, их направленность.

Учите малыша размышлять и ориентироваться на органы сенсорного восприятия. Выбирайте простые игровые занятия для развития пространственного мышления у детей:

  • найти точку, где пересекаются линии;
  • соединять точки с образованием фигуры;
  • выстраивать из палочек для счета домик, букву, другие примитивные изображения;
  • лепить из пластилина;
  • рисовать;
  • делать простые аппликации.

Стимуляция пространственного мышления в 3–5 лет

В этом дошкольном возрасте ребенок вполне способен:

  • копировать примитивные линейные узоры;
  • анализировать и сопоставлять длину и величину разных объектов;
  • рисовать по цифрам, если уже знает их;
  • различать формы углов, степень наклона.

Развивать пространственное мышление у детей этой возрастной дошкольной категории можно посредством занятий, направленных на:

  • расположение и распределение предметов в трехмерном пространстве, «Расставь кубики по размеру правильно», «Придумай маршрут для куклы»;
  • на действия с фигурами, например, строить пирамидки;
  • на характеристику изображенных на карточках объектов, точнее, их пространственного расположения относительно других;
  • вырезание симметричных бумажных изображений;
  • дорисовывание картинок.

Развитие пространственного мышления в 5–7 лет

На шестой год жизни ребенок должен обладать следующими умениями, которые помогут ему быстрее адаптироваться к школьному обучению:

  • понимать определения величина и форма;
  • с легкостью оперировать межпредметными пространственными понятиями — больше-меньше, далеко-близко, впереди-позади и прочими;
  • различать стороны и направления;
  • корректно в мыслях сопоставлять окружающие объекты;
  • свободно ориентироваться в двухмерных значениях.

Существует множество занятий, как развивать пространственное мышление у детей, ребенку могут понравиться:

  • задания на концентрацию внимания;
  • графические диктанты и счетные задания;
  • упражнения на умение объемно мыслить;
  • настольные игры разной сложности — шашки, танграм, шахматы, лото, домино, нарды;
  • поиск спрятанной вещи по картографическому плану.

Тренировка пространственного мышления у ребенка старше 7 лет

Когда ребенок приходит в школу, развитием пространственного интеллекта у него занимаются педагоги. Проблема, с которой могут столкнуться учителя, — трудность перехода представлений школьника от двухмерных к трехмерным. Поэтому ребенок должен идти в школу уже подготовленным. В семь лет он уже должен:

  • формировать в мыслях модели пространственного положения объектов, не имея перед глазами физических образцов;
  • анализировать пространственные взаимоотношения объектов, статичные и изменяющиеся;
  • представлять образ с разных ракурсов, корректно воображать трехмерные проекции;
  • словесно описывать пространственные особенности объектов.

Вот как можно развить у ребенка пространственное мышление:

  • графические диктанты — учителя часто предлагают ученикам рисовать по клеткам в тетради, повторять предлагаемые картинки;
  • изучение географических и топографических карт — педагоги просят находить точки по условным обозначениям;
  • создание карт, планов местности, маршрутов;
  • преодоление маршрутов с препятствиями, лабиринтов;
  • наведение порядка, собирание чемодана, раскладывание вещей в правильном порядке.

Полезная информация для родителей

Ребенок развивает пространственный интеллект постепенно, в работе с дошкольником должен применяться принцип этапности. Каждый новый пласт информации должен преподноситься только после того, как дошкольник усвоит предыдущий материал. Нельзя перескакивать с простых вещей на сложные.

Когда родитель понимает, как происходит развитие детского мышления по возрастам, он действует правильно:

  • не торопит ребенка, не пытается впихнуть в его сознание аспекты, для усвоения которых требуется больший временной интервал;
  • опирается на научные определения и установки, какие знания и навыки должен получить дошкольник в определенном возрасте;
  • не срывается на ребенка, если у того возникают проблемы с выполнением заданий;
  • нацелен подготовить дошкольника к успешной учебе в школе.

К пубертатному периоду пространственный интеллект формируется окончательно, но и во взрослом возрасте каждый человек должен тренировать мышление, решая задачи и головоломки, занимаясь творчеством. Профессоры психологии из американских университетов смогли доказать, что даже старый человек, благодаря активным тренировкам, может повысить уровень всех способов пространственного восприятия.

Принципы работы с ребенком — памятка для родителей

Главный принцип, позволяющий развить пространственное мышление у детей дошкольного возраста, — сначала простая информация, затем сложная. Давайте ребенку только те задания, которые не вызывают затруднений в его возрасте. Занятия должны строиться без принуждения, давления, навязчивости.

Не торопите процесс, даже если кажется, что отстаете от плана занятий. Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе. Он усвоит сложную информацию, просто не так быстро, как вам хочется.

Третий принцип — развивающая деятельность должна быть комфортной. Дошкольнику должно быть приятно заниматься.

Для дошкольников ведущая только игровая форма развития. Для детей младшего школьного возраста можно выбрать уже иные формы заданий.

Читайте также

Вам может понравиться