Воспитание ответственности у детей является важной целью для каждого родителя. Это помогает детям развить важные жизненные навыки: самодисциплину, умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
Что такое ответственность и зачем ее развивать
Ответственность – это прежде всего навык принятия решений. Далеко не каждый человек готов отвечать за свои поступки, рисковать собой и своим статусом ради результата, который невозможно гарантировать.
Развитие ответственности важно, потому что она помогает людям стать более уверенными в себе и независимыми, способствует этичному поведению и помогает принимать лучшие решения. Кроме того, ответственность помогает повысить самооценку и самоуважение. Ответственные люди с большей вероятностью добьются успеха в личной и профессиональной жизни. Это также ключевой аспект в построении доверия и уважения в отношениях.
Когда начинать развивать ответственность у ребенка
Важно начинать учить детей ответственности в раннем возрасте. Примерно в 3-4 года ребенок может начать осваивать основные обязанности – уборку за собой, соблюдение элементарных правил.
По мере того как дети становятся старше обязанности могут постепенно увеличиваться, включать другие задачи – выполнение домашних заданий и работу по дому. Последовательность и четкие ожидания являются ключевыми в развитии чувства ответственности у ребенка. Также важно обеспечить положительное подкрепление для их действий.
На каждый возраст – свои обязанности
Развитие ответственности – комплексный и длительный процесс. Освоить этот навык моментально нельзя. Более того, невозможно в полной мере научить ребенка ответственности, нагружая его задачами, которые ему не под силу. Он не сможет их выполнить, будет недоволен собой и начнет избегать всякой ответственности.
Поэтому в каждом возрасте важно обозначит границы ответственности. Выделить область задач, в которой ребенок сможет проявить себя. Для детей каждого возраста список задач может существенно отличаться:
- Маленькие дети могут выбрать, кушать ли им самостоятельно или с помощью родителей. Какую книгу послушать, какой мультфильм посмотреть, что надеть.
- Дошкольники получают дополнительную зону ответственности. Они могут выбирать с кем дружить, сколько есть, какую одежду носить.
- Дети из начальной школы могут выбрать, какую прическу носить, как тратить личные деньги, когда выполнять домашние задания и каким спортом заниматься.
- У подростков еще больше ответственности. Они могут выбирать компанию для прогулок, способ ухода за собой, время пробуждения. Они также решают, как тратить деньги, чтобы на все хватало. Также могут начать подрабатывать, менять что-то в своей внешности – например, красить волосы.
Важно помнить: нельзя пропустить этап перед школой или первые несколько лет обучения, а потом дать ребенку максимальную подростковую ответственность. Из этого ничего хорошего не получится. Зона ответственности должна расти медленно, но неуклонно.
Как научить ребенка ответственности
Любое обучение – это практика, личный опыт и много работы. Обучение ответственности – не исключение. Разумеется, можно рассказать ребенку о важности данного качества, и он все поймет, но едва ли станет ответственным человеком после этого.
Нужен более комплексный подход, который включает в себя целый ряд практик.
Личный пример родителей
Дети учатся, копируя родителей. Поэтому лучшим методом обучения является личный пример. Нельзя говорить ребенку об ответственности, а после не соответствовать своему же требованию. Он поймет, что правила можно игнорировать.
Поэтому личный пример – лучший учитель. Нужно всегда выполнять свои обещания, не отказываться от своих слов. Тогда ребенок поймет, что это норма и станет вести себя также.
Право на ошибку
Если за каждую неудачу ребенок будет получать строгое наказание, у него не будет мотивации ошибаться. Следовательно, не будет мотивации что-либо делать. Без ошибок и провалов жизнь невозможна, поэтому с детства нужно объяснить это ребенку.
Так у него будет мотивация брать на себя ответственность. Он поймет, что неудача – это не приговор, а возможность научиться чему-то большему, а после попробовать заново и преуспеть.
Ошибки не должны поощряться. Не нужно сурово наказывать за них, предлагать помощь в решении задач, мотивировать попытаться снова. Не стоит закрывать на провалы глаза.
Последовательный подход
Зона ответственности должна расти постепенно. В идеальных условиях родитель понемногу увеличивает количество задач, в которых ребенок сможет проявить ответственность.
Такой подход не принесет плоды завтра. И даже через месяц прогресс, если и будет ощутим, не впечатлит. Но у родителей и ребенка есть годы на изучение этого навыка.
Если начать медленно, но сейчас, то через 5 лет вырастет гармонично развитая личность, которая будет готова брать ответственность за каждый из своих поступков.
Поощрение самостоятельности
Ответственность и самостоятельность тесно связаны. Поэтому так важно поощрять хорошие поступки ребенка. Даже если они кажутся не самыми разумными.
Если он решил научиться скейтбордингу и потратил свои карманные деньги на доску, его не следует ругать. Он поступил самостоятельно и лично принял решение обучиться чему-то новому.
Также не стоит ругать ребенка, если он самостоятельно принял решение отказаться от чего-то. Например, решил не ходить в музыкальную школу, потому что ему нравится бокс.
Чем больше самостоятельных поступков начнет делать ребенок с раннего возраста, тем независимее и свободнее он станет. Родителям это, как правило, не доставляет особой радости, но они не могут быть со своими детьми вечно, поэтому нужно привыкнуть, что ребенок сам принимает решения.
Установление связи между поступком и следствием
В раннем возрасте отсутствуют причинно-следственные связи с событиями, которые происходят не друг за другом, а с временным промежутком в день/неделю.
Например, ребенок не поймет, что у него сильно болит живот, потому что вчера он злоупотреблял конфетами. В силах родителей это объяснить, рассказав, что у каждого действия есть своя цена.
Это позволит малышу чаще задумываться над своими действиями, быть рассудительнее, осторожнее и умнее.
Отказ от сравнений
Сравнивать ребенка с другими детьми – порочная практика. Ни родителю, ни ребенку на самом деле нет никакого дела до сына маминой подруги, поэтому обращать на него внимание бессмысленно.
Каким бы умным и талантливым ни был человек, всегда найдется кто-то лучше него. По такой логике каждого человека на Земле можно клеймить неудачником.
Но это не мотивирует, а раздражает и вызывает апатию, так как смысла стараться нет. Тем более, каждый человек индивидуален, а значит, сравнения не имеют особого смысла. Пусть сын маминой подруги – круглый отличник; это не значит, что он так же хорош в других вещах.
Права = обязанности
У ребенка должны быть не только обязанности, но и права. Более того, в идеальных условиях количество прав должно быть пропорционально количеству обязанностей.
Если в обязанности ребенка входит стирка и глажка своей одежды, у него может быть право на выбор одежды, которая ему нравится, в рамках установленного бюджета.
Если в обязанности ребенка входит учеба на «отлично», он может посвящать компьютерным играм достаточное количество времени. Однако следует помнить: права исчезают вместе с обязанности. И ребенку нужно это понять. Так он в полной мере осознает, что такое ответственность за свои поступки.
Как научить ребенка ответственности в учебе
Ответственность и самостоятельность не означают отсутствие контроля. Деятельность ребенка, особенно в учебе, следует контролировать.
Важно учитывать несколько параметров:
- Отсутствие завышенных требований. Обучение в школе не дается всем детям одинаково легко. Следует смириться с мыслью, что ребенок может быть не отличником.
- Постепенное обучение. Нет ничего зазорного в помощи. Ребенку может быть важна поддержка родителей в решении некоторых задач.
- Контроль за процессом. Доверие не означает проверку выполнения домашних заданий.
- Систематичность. Важно приучить ребенка к выполнению задач в определенное время.
Также ребенок в процессе учебы должен понять, что его провалы и промахи – его зона ответственности. И если он систематически не справляется с задачей, не пытается исправить ситуацию, он лишается части прав, которые у него есть.
Как объяснить ребенку последствия безответственности
Говорить о том, что у каждого поступка есть своя цена – бессмысленно. Наибольший эффект будет, если ребенок почувствует это на своем опыте.
Например, он забыл поставить будильник и опоздал на уроки. Это его проблема, которая привела к негативному результату – получил плохую оценку, потому что не подготовился к урокам.
Вариантов может быть много, но есть тонкая грань. Существуют поступки, ответственность за которые ребенок не ощущает, так как родитель установил правила на ходу.
Например, ребенку купили новый телефон, а после получения годовых оценок забрали его, так как результат учебы не устроил родителя. Чадо не сможет осознать ответственности за свои поступки в этом случае, потому что такого правила не существовало ранее.
Если подобные практики в ходу, следует объяснить правила заранее, чтобы от них был хоть какой-то эффект.
Советы родителям
Воспитание ответственности – комплексная задача. И она индивидуальная для каждого. Не существует универсального рецепта, потому что все люди имеют свои особенности. Кому-то решение одних задач дается проще, чем иных.
Но есть несколько советов, которые будут эффективны почти всегда:
- Заранее обговорить правила. Рассказать о делах, которые придется делать ребенку.
- Не пытаться взвалить на ребенка задачи, которые он не сможет выполнить.
- Не нужно делать за ребенка то, что он в состоянии выполнить самостоятельно.
- Не говорить, а показывать, подавать личный пример.
- Читать вместе с ребенком книги об ответственности и самостоятельности.
- Дать ребенку право ошибаться.
- Не сравнивать ребенка с другими.
- Быть последовательным в воспитании.
Самая главная проблема обучения ответственности – это родители. Быть внимательным, уделять ребенку достаточное внимание, работать над своими ошибками – тяжелый труд.
Но любовь, желание вырастить достойного человека и упорство помогут достичь всех поставленных целей.