Когда появились первые оздоровительные лагеря в России

Когда появились первые оздоровительные лагеря в России

На сегодняшний день нет единой системы детских лагерей, как в СССР. Тем не менее, многие современные организации в плане управленческой структуры и досуга до сих пор придерживаются некоторых ключевых аспектов той эпохи. Как, например, деление на отряды и вожатых.

Лето – это время детских лагерей, где школьники разных возрастов могут весело и с пользой провести несколько недель в кругу сверстников. Это довольно популярное явление не только для России, но и для всего мира. Только вот кто придумал школьные лагеря и правда ли, что советские пионеры являлись идейными продолжателями скаутского движения?

История развития детских лагерей в России

Детский лагерь – один из самых популярных видов отдыха у детей, где подростки могут поправить свое здоровье, пройти дополнительное обучение, подтянув школьную программу, и просто развлечься со сверстниками. Обычно школьников туда отправляют во время летних каникул. Хотя некоторые учреждения, как «Артек», «Сириус», «Орленок» и «Океан», работают в течение всего года.

В детских лагерях подростков учат самостоятельности, помогают социализироваться в обществе, расширить кругозор, развить интеллектуальные и творческие способности.

кто придумал школьный лагерь в россии.png

Лагеря в РФ различаются по расположению – пригород, в черте города, возле моря; по продолжительности смен – от недели до месяца; по тематике – научные, спортивные, языковые и т.д. Тем не менее, в каждом из них воспитанникам гарантируется сбалансированное четырехразовое питание, медпомощь и охрана.

Активный отдых в деревне

Идея организации школьных лагерей принадлежит пастору Герману Вальтеру Биону, церковнослужителю одного из рабочих районов Цюриха. Он был первым, кто еще в 1876 г. придумал собирать детей летом в небольшие группы и вывозить за город, где под присмотром взрослых те помогали по хозяйству, ходили в походы и участвовали в разных развлекательных активностях, предложенных воспитателями. Именно этим и занималась первая набранная им группа из 68 детей и 10 взрослых-добровольцев. А по возвращении домой пастор и родители отметили, что свежий воздух и полезная физическая активность оказали весьма благотворное влияние на здоровье подростков. В дальнейшем идею Биона переняли и другие европейские страны.

Скаутское движение

Скаутское движение зародилось летом 1907 г. в Великобритании. Его создателем является лорд Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл. К тому моменту он уже на протяжении нескольких лет работал над идеей скаутинга, но именно в том году решил на практике проверить свои наработки, собрав для этого на острове Браунси группу из 20 подростков и организовав для них недельный курс военно-патриотического воспитания. Детей учили выживать в дикой местности, «читать» следы, оказывать друг другу первую медицинскую помощь и т.д. При этом все занятия проходили в игровой форме. За всю неделю Баден-Пауэлл не прочитал детям ни одной лекции. Спустя год он издал книгу «Скаутинг для мальчиков», которая получила большую популярность не только в Англии, но и во многих других странах мира.

Также Баден-Пауэлл разработал и основные атрибуты скаутского движения, такие как зеленый галстук, отрядный флаг и девиз «Будь готов!» , а еще ввел традицию подведения итогов прошедшего дня у вечернего костра.

Пионерское движение в СССР

В 1909 г. с книгой Бадена-Пауэлла ознакомился полковник Олег Пантюхов и уже летом 1910 г. в Царском Селе собрал первую русскую скаутскую дружину. Но этим все не ограничилось и в последующие годы возникла еще масса подобных отрядов с военно-патриотическим уклоном в воспитании.

Однако в 1919 г. по решению новых властей скаутские отряды были распущены. Правда, уже в 1922 г. их заменили пионерской организацией. Считается, что «изобрела» советских скаутов Надежда Крупская, согласно мнению которой быть пионером – значит, участвовать в улучшении окружающей жизни. Фактически же чиновники нового социалистического государства просто полностью переняли идею Бадена-Пауэлла, изменив только зеленые галстуки на красные и девиз с «Будь готов!» на «Всегда готов!». В дальнейшем пионерам придумали и отдельную форму: красную пилотку, белую рубашку и голубые шорты или брюки для мальчиков и юбки для девочек. И на долгие годы это стало основным школьным стилем одежды во всех школах Союза. При этом детей все также продолжали воспитывать игровыми методиками, распределять их по отрядами и устраивать сборы у костра.

Поначалу в пионерские отряда набирали детей крестьян и рабочих, а за их функционированием следили комсомольские ячейки предприятий и госучреждений. В 1930-х годах пионеров стали привлекать к военно-оборонной работе, а во время ВОВ отправляли помогать в госпиталях и на заводах. По окончании войны пришкольные пионерские отряды участвовали в субботниках, занимались сбором макулатуры и металлолома, а также оказывали посильную помощь старикам, беспризорникам и фронтовикам. За все время работы Всесоюзной пионерской организации с момента ее появления больше 210 млн человек были удостоены красного галстука и права называть себя пионером.

Стать членом пионерского отряда можно было с 9 до 14 лет. При этом вопрос о приеме нового участника выносился на всеобщее обсуждение, а решение принималось только по итогам открытого голосования. Будучи принятым в пионерскую организацию, школьник должен был произнести клятву, после чего он получал заветный галстук и значок, становясь, наконец, полноценным пионером.

Советские пионерские лагеря

Первый детский лагерь в СССР был основан в 1925 г. Инициатором выступил председатель Российского общества Красного Креста Зиновий Соловьев. Так и появился «Артек». Поначалу он представлял собой небольшой палаточный городок санаторно-оздоровительного типа, куда свозили детей с туберкулезной интоксикацией. Однако вскоре там начали возводить полноценные спальные корпуса и принимать ребят как с территории республик Советского Союза, так и из других стран, причем не только для лечения, но и отдыха в целом. К примеру, в 1937 г. учреждение временно приютило у себя детей из Испании, где в тот период шла гражданская война. С началом Великой Отечественной войны «Артек» эвакуировали на Алтай, где принимали на оздоровление сибирских школьников. Что же касается детей, которые приехали в лагерь еще до его переезда на другое место – их вывезли вместе с самим учреждением.

Период с 1950 по 1980 годы стал пиком развития системы детских лагерей, когда они чуть ли не каждый месяц открывались один за другим буквально по всей стране. Самые известные из них: «Орленок», «Космос» (теперь ДСОК «Жемчужина России»), «Океан» и «Алые паруса». Там пионеры не только отдыхали и весело проводили лето, но и получали идейно-патриотическое воспитание.

В таких пионерлагерях детей активно привлекали к участию в разных играх и конкурсах, проводили регулярные соревнования по наиболее популярным видам спорта, организовывали концерты, дискотеки. Более того, пионеров старались привлекать и к коллективно-творческим делам. Кто-то в детском лагере придумывал истории для отрядной газеты, другие отвечали за концертные номера и т.д. Распорядок дня составляли таким образом, чтобы у ребенка оставалось как можно меньше свободного времени.

Современные детские лагеря

На сегодняшний день в России, как, впрочем, и в большинстве стран мира, нет единой системы детских лагерей, как в СССР. Тем не менее, многие современные организации в плане управленческой структуры и досуга до сих пор придерживаются некоторых ключевых аспектов той эпохи. Как, например, деление на отряды и вожатых.

Дети все так же большую часть своего времени проводят в разных играх – спортивных, интеллектуальных, станционных (то есть подразумевающих перемещение команд между определенными локациями с целью выполнения разных заданий), посещают кружки, принимают участие в общелагерных мероприятиях.

В некоторых современных детских лагерях России также до сих пор стараются максимально насытить день ребенка разного рода активностями, формируя для каждого отряда довольно плотный распорядок.

Кроме того, никуда не исчезла и традиция вечернего костра, появившаяся впервые еще при Пауэлле. Правда, она претерпела некоторые изменения формы ее проведения, и теперь вместо настоящего костра в лагерях устраивают так называемые огоньки, где дети могут высказываться о беспокоящих их моментах, не встречая при этом никакого осуждения от окружающих.

Однако основным отличием современных лагерей от советских можно считать полное отсутствие идейно-политического воспитания. Теперь в приоритете оздоровление и развитие, причем как физическое, так и интеллектуальное. Именно на этих принципах и базируется вся программа лагеря.

Некоторые детские лагеря России, например, «Орленок», «Наш солнечный мир», «Артек», «Подсолнухи», летом организуют смены и для инклюзивных детей с разными ограничениями физического или умственного характера, стараясь интегрировать их в обычные отряды. Такой подход помогает подросткам с ОВЗ учиться самостоятельности, социализироваться в коллективе, знакомиться и общаться с другими людьми. В то же время обычные дети в смешанных отрядах приучаются быть толерантнее и находить язык с особенными сверстниками.

кто придумал лагерь для детей.png

Работать с инклюзивными детьми приезжает только специально подготовленный персонал – медики, прошедшее соответствующую подготовку вожатые, воспитатели и педагоги дополнительного образования.

Однако сколько именно на территории России сейчас подобных лагерей, точно неизвестно. К сожалению, данная сфера практически не развивается, так как для организации подобных смен нужна специальная инфраструктура и хорошо подготовленный персонал. Но поскольку все это стоит немалых денег, заниматься с особенными детьми администрация летних лагерей не торопится, предпочитая и дальше работать только с обычными группами.

Что же касается зарубежного опыта организации летних лагерей, больше всех выделяется «Philmont Scout Ranch», считающийся основной базой бойскаутского движения Америки. Располагается он в штате Нью-Мексико и занимает территорию в 554 км². Дети там очень часто ходят в полноценные походы, катаются на лошадях, проходят обучение по выживанию в дикой природе.

В европейских странах родители чаще всего отправляют детей в лагеря Франции и Швейцарии, где кроме улучшения здоровья те смогут неплохо подтянуть учебную программу, а также попрактиковать языки, научиться снимать фильмы, развить в себе предпринимательские навыки, способности к программированию и продемонстрировать потенциал в разных игровых видах спорта – волейболе, футболе, баскетболе и т.д.

«Спортзания» вобрала в себя все лучшее из обеих систем организации летнего досуга и радует ребят не только качественно проработанной обучающей программой, особенно, в плане освоения английского языка, но и разнообразными развлекательными мероприятиями. Так что дети тут не соскучатся.

Читайте также

Вам может понравиться