Мотивация ребенка на учебу в 1 классе

Мотивация ребенка на учебу в 1 классе

Дети от природы отличаются любознательностью и всегда тянутся к чему-то новому. Если же первоклассник не испытывает никакого интереса к учебе, нужно постараться вернуть ему мотивацию. И тут главное не ошибиться с методами.

Большинство первоклашек поначалу довольно положительно воспринимает переход к школьному обучению. Однако со временем мотивация ребенка почему-то сходит на «нет», он перестает делать домашние задания и слушать учителя. Благо, все же есть возможность вернуть малышу прежний интерес. Главное – знать, как правильно мотивировать ребенка на учебу в 1 классе, чтобы еще сильнее не оттолкнуть его школьных занятий.

Мотивация первоклассника в учебе

Дети довольно любознательны, так что если после перехода в школу ребенок вдруг перестает проявлять какой-либо интерес к учебе, это явный повод задуматься о причинах такой нехарактерной для первоклашек отстраненности от учебного процесса. Подобное резкое изменение в отношении к образованию может быть связано со следующими факторами:

  1. Перегруженность информацией. Обычно родители очень активно пытаются подготовить свое чадо к новым для него школьным реалиям, обсуждая учебные предметы, что ему потребуется приобрести из вещей и в какие кружки или клубы его записать. Но такая суета только нервирует и пугает малыша, что по итогу лишает его какой-либо мотивации учиться.
  2. Скука. Если преподаватели подают учебный материал сухо и неинтересно, не привыкший к подобному первоклашка быстро заскучает от такого обучения, перестав проявлять какую-либо учебную активность.
  3. Физиология. Резкое изменение режима дня, высокие умственные нагрузки, необходимость внимательно слушать учителей на протяжении нескольких часов и при этом вместо физической активности просиживать весь день за партой естественно негативно скажутся на заинтересованности малыша в учебе и его мотивации в целом.
  4. Новая роль. Если в дошкольный период ребенок мог свободно бегать, общаться с друзьями и играть, став первоклашкой, он должен менять некоторые свои привычки и по-новой адаптироваться в незнакомом коллективе.
  5. Эмоциональный дискомфорт. Учась в школе, дети начинают чаще переживать из-за своих неудач, чему особенно способствует оценочная система. Также они боятся огорчить родителей или оказаться хоть в чем-то хуже остальных, что по итогу и выливается в излишнюю нервозность, явно не способствующую вовлечению школьника в учебный процесс.

Как заинтересовать первоклассника учебой

Чтобы мотивировать ребенка на учебу в 1 классе, родителям нужно создать подходящие условия для формирования у него искреннего желания учиться. А вот как это сделать подскажут следующие рекомендации.

Следить за режимом дня первоклассника

Важно, чтобы у ребенка хватало времени и на обучение, и на отдых. Это поможет избежать ряда проблем с нервной системой, а также позволит быстрее адаптироваться к новому распорядку и повышенным учебным нагрузкам.

Время для заданий – пик активности ребенка

Заниматься учебой дома лучше тогда, когда у первоклассника отмечается пик дневной активности. Если же попытаться «загрузить» в него знания в другое время, из-за усталости у него просто не останется никакой мотивации выполнять еще и домашние задания.

Смысл учебы – в знаниях

Нужно регулярно подчеркивать ценность получаемых в школе знаний и тех результатов, которых он сможет добиться в ходе обучения. Можно почаще хвалить его, но только по делу, чтобы с одной стороны сохранять в нем уверенность в своих силах, а с другой не спровоцировать возникновение проблем с самооценкой. И главное – не давать оценку его действиям, отталкиваясь от результатов других учащихся: в противном случае даже хорошо мотивированный школьник потеряет весь интерес к учебе.

Поощрять самостоятельность

Давать советы или помогать с какими-то заданиями – для родителей первоклассника вполне нормально, но не нужно выполнять за него практически всю домашнюю работу. Надо поощрять в ребенке самостоятельность, иначе он не сможет вовлечься в учебный процесс и потеряет какой-либо интерес к учебе.

Не завышать значение оценок

Высокие оценки – это, конечно, хорошо, но обучение необходимо для интеллектуального развития ребенка, которое баллами не рассчитать. Поэтому вовлеченность в учебный процесс и успехи в освоении того или иного предмета лучше оценивать не по записям в дневнике, а в ходе прямого диалога. Все-таки обсуждение учебных тем во время свободного общения с родителями придаст чаду куда больше желания учиться, чем ругань из-за каждой полученной тройки.

Сделать внеучебную жизнь насыщенной

Не стоит ограничивать жизнь ребенка только бесконечной учебой. Каждому нужно свободное время на отдых или занятия своими увлечениями. В противном случае регулярная зубрежка и гонка за хорошими результатами приведет только к нервному срыву и отобьет весь интерес к учебе.

Выбирать интересные материалы для обучения

Кроме школьных учебников рекомендуется приобрести первокласснику и книги по дополнительному образованию, написанные максимально понятно и увлекательно. Тогда учеба не будет воспринимать как нечто скучное и неинтересное, а значит, повысится интерес к занятиям.

Пять примеров того, как родители заставляют первоклашку возненавидеть школу

kak-ne-stoit-motivirovat-rebenka.jpg

Бытует мнение, что первоклассников не нужно мотивировать учиться, поскольку их природная любознательность и первые успехи на этом поприще и так являются для детей хорошим стимулом максимально ответственно относиться к учебе. Поэтому когда родители видят совершенно обратную реакцию, не разобравшись, они спешат обвинить свое чадо в лености, хотя фактически в большинстве своем именно взрослые своими действиями доводят ситуацию до такого результата.

Контроль ребенка, а не учебы

Первая ошибка, допускаемая родителями при отслеживании школьных успехов своего ребенка – это полный контроль его подготовки к урокам. Комментируют почерк и грамотность чада, указывают, какими карандашами раскрасить картинку, устраивают проверки скорости чтения с последующим обсуждением их итогов. Настолько жесткий контроль только научит ребенка строго следовать указаниям взрослых и отобьет любой интерес к учебе.

Показать, что учеба интересна сама по себе

Вторая ошибка заключается в попытке мотивировать школьника заниматься учебой совершенно неучебными целями. К примеру, говоря ребенку, что, когда он закончит с домашним заданием, он сможет посмотреть мультфильмы или поиграть на компьютере, взрослые фактически противопоставляют учебный процесс и приятный досуг. В результате малыш начинает воспринимать учебу как нечто рутинное и скучное, мешающее ему заниматься более интересными делами.

Ставить перед ребенком достижимые цели

Ребенок в первом классе еще не осознает, что его текущие успехи в учебе могут повлиять на карьерные достижения в будущем. И когда родители говорят, что плохие отметки – «прямая дорога в дворники», такие угрозы могут работать только в отношении подростков, для детей же младшего возраста это всего лишь слова. Поэтому нужно ставить только понятные ребенку цели, на достижение которых уйдет максимум неделя, не больше.

Не завышать ценность отметок

Многие взрослые оценивают успехи в учебе и уровень интеллектуального развития своего ребенка в целом только по отметкам, требуя от него получить хорошую оценку, к примеру, за контрольную или достигнуть высоких показателей в четверти. Однако высокие баллы по тем или иным предметам не всегда могут отразить реальный уровень знаний школьника. Зато постоянное давление родни довольно быстро вызывает формирование синдрома отличника, который испортит ребенку не только школьные годы, но и всю жизнь.

Не сосредотачивать все внимание ребенка на учебе

И наконец, самая частая ошибка, которую совершает подавляющее большинство родителей – акцентировать все внимание на школе при общении с ребенком, словно ничего более важного в жизни учащегося не происходит: обсуждать сугубо школьные дела, проводить время вместе лишь в процессе выполнения домашних заданий, хвалить только за успехи в учебе. Как утверждают психологи, такое отношение может вызвать у малыша сильные проблемы с самооценкой.

Безусловно, мотивировать ребенка на учебу в 1 классе лишним не будет, но и усердствовать в этом плане не стоит, так как кроме психологических проблем такой чрезмерный напор со стороны родни ничего другого и не принесет. Важно наоборот способствовать формированию у малыша желания не просто заучивать предоставляемый учителями материал, а искренне тянуться к знаниям, познавая мир не из-под «палки», а по собственной воле.

Читайте также

Вам может понравиться