Можно ли выучить английский язык без изучения грамматики - как найти золотую середину

Можно ли выучить английский язык без изучения грамматики - как найти золотую середину

В этой статье попробуем разобраться, можно выучить английский без грамматики или нет, почему люди сталкиваются с такими трудностями в ее освоении, а также что можно сделать для более успешного и всестороннего изучения иностранного языка.  

Для многих, кто изучает английский язык, чрезвычайно сложна английская грамматика. Поэтому некоторые делают выводы о том, что, в принципе, грамматические правила знать не обязательно, общение с носителями можно выстраивать с помощью выученных стандартных фраз из разговорника.

В этой статье попробуем разобраться, можно выучить английский без грамматики или нет, почему люди сталкиваются с такими трудностями в ее освоении, а также что можно сделать для более успешного и всестороннего изучения иностранного языка.  

Справедливо ли суждение о том, что изучение английской грамматики можно отодвинуть на второй план? 

В общеобразовательной школе на уроках английского языка большая часть занятий была отведена под изучение грамматики. Все правила школьники обязаны были заучивать наизусть, и далее на их основе выполнять соответствующие письменные упражнения. Как итог – учащиеся потом испытывали сложности со свободной вербальной речью, ведь разговорная практика была минимальна. Но что еще хуже – в голове ребенка образовывалась «каша» из огромного объема заученной информации по теории.

DSC04822.jpg

Некоторые утверждают, что знать грамматику, чтобы общаться с англоязычными гражданами, не обязательно. Откуда подобные суждения? Так рассуждают те, кто выучил разговорные фразы и основную лексику, чтобы общаться с продавцами, официантами, работниками разных служб. Например, это могут быть туристы или те, кто едет за рубеж работать в русскоязычных семьях. Они не нуждаются в полноценном общении на иностранном языке. Для них цель знания английского – знать минимум для «выживания». 

Однако если перед человеком стоит задача обучаться за границей или работать в престижной сфере, где нужно много общаться с людьми, уметь рассказать о себе – знания одной только лексики и фраз из разговорника будет недостаточно. Прежде всего, он не сможет сдать международный экзамен, и его не допустят до заветного места студента или сотрудника компании.

Зачем изучать грамматику английского языка?

Прежде чем ответить на вопрос: можно ли выучить английский без грамматики, представим некоторое сравнение. Грамматику можно назвать веткой дерева, на которой нанизаны листья – слова. Правильно сложенные слова в предложении – это и есть те красивые зеленые ветви деревьев. Без этого скелета листочки будут лишь разбросанным по асфальту хаотичным ворохом. То же самое можно сказать о неструктурированном запоминании слов и фраз из разговорника. Чтобы уметь самостоятельно выражать свои мысли, нужна грамматика.

Грамматика важна для того, чтобы:

  • собеседник понял, что мы имеем в виду: о каком временном отрезке мы рассказываем – о прошлом, настоящем или будущем, а может быть о том, что происходит прямо сейчас;
  • речь стала правильной, живой и красивой – если корректно использовать грамматику, можно строить развернутые предложения, лучше выражать собственные мысли и, как следствие, с таким человеком намного будет приятнее общаться.

Изучение иностранного языка – комплексный подход

Изучать иностранный язык следует комплексно. Выделять время только на освоение грамматики или только на устную речь – неверно. Все аспекты должны быть проработаны одинаково тщательно.

Снова вспоминаем наше дерево: оно представляет собой сложную систему. Так и любой язык – его сущность складывается из многих ответвлений. И грамматика является лишь частью этой системы, а точнее – вспомогательным инструментом для коммуникации. Исходя из этого, новую лексику стоит постигать во взаимосвязи с грамматическими конструкциями, чтобы потом учиться грамотно строить разговор на определенную тему. 

Помимо этого, каждому человеку, в том числе и иностранцу, приятно, когда он общается с человеком, говорящим красиво и грамотно – это повышает степень уважения и располагает к себе. 

А потому не стоит избегать изучения грамматики, а, наоборот, понять, что это основной помощник в освоении любого иностранного языка.

Почему возникают сложности при изучении грамматики английского языка?

Имеются две распространенные причины сложности с английской грамматикой: 

1.    Грамматика сложна для понимания. Основная задача преподавателя английского языка – объяснить грамматику доступными понятиями. Однако многие используют для объяснений только учебник и забывают, что сложную грамматику следует пояснять простыми словами. После этого педагог переходит к другой теме, но ученик еще не усвоил предыдущую – поэтому он чувствует, что грамматика для него сложна, у него остаются пробелы в знаниях. Как поступить? Главное, чего не следует делать – это зазубривать правило, запоминать его дословно, как в учебнике. Его необходимо понять логически и по смыслу – где его необходимо применять. Не надо стесняться переспросить учителя, он объяснит правило еще раз и приведет примеры. Если человек занимается самостоятельно, нужно поискать более понятный материал в другом учебном пособии. 

2.    Грамматика не используется на практике. Отличное знание теории бессмысленно, если она не прорабатывается на практике. Подобная информация без постоянных тренировок надолго не задержится в голове. Приходится снова и снова повторять эти правила. Как поступить? Необходимо одновременно с изучением грамматики учиться использовать новые знания. Каждое правило должно быть отработано на практике. Вскоре это дойдет до автоматизма, и можно не бояться, что информация забудется, она останется как навык, и человек сам ответит на свой вопрос: можно ли выучить английский без грамматики – нет, нельзя!

Можно ли выучить английский без знания грамматики?

Говорить на английском языке, зная основную базу слов и фраз – вполне возможно. Но правильна и красива ли будет такая речь, можно выучить английский без грамматики, чтобы говорить, как носитель – довольно сомнительно. Более того, собеседник может не понять, что имеется в виду, он может неверно интерпретировать информацию, и это будет провоцировать проблемы или даже неприятности. В любом случае хорошего диалога не получится.

DSC04858.jpg

Но и делать упор только на изучение правил грамматики не стоит. Лучше сразу пробовать интегрировать данные правила в разговорную речь. Для этого нужно регулярно практиковаться. 

В языковых школах, которые применяют верную методику преподавания, 20% от урока отводится на теорию и 80% – учащиеся занимаются практикой, составляют предложения, используя изученные правила в устной речи. 

Что продуктивнее: говорить или учить грамматику?  

Важность изучения грамматики и практики разговорной речи – равноценна. Нельзя утверждать, что одному аспекту следует уделять больше времени, а другому – меньше. 

Рассмотрим две устаревшие методики:

1.    Методика с первостепенным освоением грамматики и говорением только после этого – устарела. Сейчас языковые школы обучают по коммуникативной методике. Учащиеся начинают разговаривать на английском языке с первого урока. Грамматика же рассматривается одновременно в контексте темы. Педагог не делает акцент на заучивании правила, а отрабатывает его с учениками в процессе разговорной речи. Так принято изучать иностранный язык в современном мире. Это и есть оптимальная методика обучения.

2.    Методика, при которой делается упор на говорение, а грамматика часто отодвигается на второй план или вовсе исключается – является провальной в действительности. Нельзя утверждать, что можно выучить английский без грамматики. Упрощать речь до детского уровня не стоит. Лучше рассмотреть разные подходы к изучению грамматики, чтобы она не ощущалась как нечто сложное и непостижимое. Все полиглоты обязательно старались подкреплять свои знания лексической базы грамматическими пособиями и упражнениями. 

Коммуникативная методика, которая является лучшей при изучении иностранных языков, говорит о том, что нет необходимости зацикливаться на четкой формулировке правил. Важно больше слушать, воспринимать на слух то, как строятся предложения в английском языке. Фактически так маленькие дети учатся говорить: вначале они слушают, воспринимают разговорную речь. Но учащиеся, которые изучают иностранный язык, не только слушают правильные грамматические конструкции, но и сами употребляют их в речи на основе изученных слов и выражений. 

Заключение

В языковой школе на базе образовательной платформы SportZania могут заниматься дети и подростки от 7-ми до 17-ти лет. Опытные преподаватели проводят уроки по английскому языку по разным методикам, используя, в том числе, и коммуникативный подход.

Во время занятий, которые проходят в игровой форме, дети полностью погружаются в языковую сферу. С самого первого урока они пробуют говорить по-английски, взаимодействовать на нем с другими учащимися и учителем. 

Педагоги стараются применять такие методы, которые способствуют быстрому и продуктивному усвоению нового материала. Школьники учатся воспринимать на слух английский разговорный язык, самостоятельно выражать свои мысли, строить правильные грамматические конструкции. Языковые программы Спортзании подойдут для детей с разным уровнем знания английского языка.  

Среди педагогов есть англоязычные носители языка. И это особенно важно, потому как дети сразу слышат, как разговаривают настоящие англичане или американцы, с какими интонациями, акцентами произносятся фразы, как строятся предложения. Это наиболее эффективный вариант изучения английского языка для школьников. 

 

Читайте также

Вам может понравиться