Проблемы мотивации к обучению у ребенка

Проблемы мотивации к обучению у ребенка

Важно понимать, что человек вне зависимости от возраста не может интересоваться абсолютно всем. Нет ничего катастрофического в том, что для ребенка сложен какой-либо школьный предмет, из-за чего отсутствует интерес к нему. Учитель в данном случае должен подробнее и понятнее раскрыть непонятые темы.

Если бы все ученики были мотивированными к учебе, для учителей не было бы большего счастья. Такие школьники любознательны, интересуются школьными дисциплинами, старательно выполняют задания. Бывает, что отсутствие мотивации у ребенка формируется постепенно, изначальный интерес к получению знаний снижается. С проблемой отсутствия заинтересованности школьников в учебе должны справляться педагоги и родители совместными усилиями.

Как появляется мотивация

Осознанные мотивы к действиям у ребенка формируются после 3-х лет. То есть возникает осознание, чего хочется, зачем это нужно. Если младшие дошкольники готовы хвататься за все сразу, то ближе к поступлению в школу у детей уже развивается иерархичность мотивации — навык отделять важные действия от незначимых. Ребенок больше не бросается делать то, что хочется в сию минуту, а уже действует сообразно целям, направляя и ограничивая себя.

Выделяются два типа мотивации:

  1. Внутренняя — связанная с восприятием учебы самим ребенком. Школьнику нравится учиться, он охотно получает знания.
  2. Внешняя — обусловленная результативностью действий. Она связана с социальным преимуществом или материальным вознаграждением. Например, школьник хочет получать высокие отметки, чтобы стать лидером в классе, или боится упреков от родителей, или ожидает новую игрушку за успехи в четверти. Такую мотивацию можно сформировать, но для нее не характерно постоянство, она постепенно снижается.

Причины исчезновения мотивации

Нередко бывает, что ребенок с радостью и предвкушением становится первоклассником, но в процессе учебы интерес все больше снижается. Многие родители и педагоги, не стараясь задуматься, объясняют низкий интерес к обучению и отсутствие мотивации ленью школьника.

Проблемы мотивации ребенка.png

Однако все больше психологов полагает, что лень и отсутствие интереса — не личностные черты, а признаки того, что человек оказался в затруднительной для собственного восприятия ситуации. Школьник может лениться и демонстрировать низкий интерес к учебе потому, что не может наладить отношения со сверстниками, или испытывает стресс из-за непонимания школьного предмета, или не видит цели при выполнении задач.

Если 3-летнему малышу дать пазлы, которые рассчитаны на детей школьного возраста, то, повозившись некоторое время, дошкольник бросит сложную для него игрушку. Малыш видит на коробке изображение — результат, который должен получиться, но пазлов слишком много, они мелкие и непонятные. Человеческий мозг умеет определять, насколько достижима цель. Если продолжительное время добиться цели не получается, мозг решает не затрачивать усилия, интерес к процессу снижается. Цель становится недостижимой.

Распространенная причина отсутствия учебной мотивации — непонимание цели. Учитель требует выполнить определенные задания. Для ребенка они не сложные, но он не понимает, зачем ему это, в итоге интерес снижается. Часто можно услышать от школьников, например: «Зачем мне ваши интегралы, косинусы и тангенсы, они мне не пригодятся во взрослой жизни». К сожалению, многие учителя не умеют дать ученикам понимание важности обучения, мотивировать их.

Как учителя мотивируют учеников на учебу

Важно понимать, что человек вне зависимости от возраста не может интересоваться абсолютно всем. Нет ничего катастрофического в том, что для ребенка сложен какой-либо школьный предмет, из-за чего отсутствует интерес к нему. Учитель в данном случае должен подробнее и понятнее раскрыть непонятые темы.

Задачи, которые просит выполнить учитель, требуют от ребенка волевых качеств и концентрации внимания. Но эти личностные качества у младших школьников находятся на стадии формирования. Поэтому школьные педагоги должны учитывать возрастные психические особенности, практиковать переходы между разными формами образовательной деятельности, чтобы ученики не утомлялись, у них не снижался интерес.

Личностные качества учителя тоже важны. У самого педагога должно быть стремление к саморазвитию, расширению знаний, позитивное восприятие работы.

Низкая или высокая мотивация у школьников во многом зависит от школьной обстановки. Отлично, если в классе или отдельном помещении организована среда, в которой ученики могут самостоятельно заниматься: рисовать, рукодельничать, готовить украшения к праздникам, конструировать и прочее. В этом случае школа перестает быть формальным местом, ведь в ней можно не только учиться, но и создавать нечто полезное.

Учеба должна перекликаться с личными стремлениями и предпочтениями ребенка. Только так школьнику будет интересно учиться, у него не снизится мотивация. С этой целью педагоги при поддержке школьной администрации должны организовывать для учеников кружки, секции, походы и поездки, лекции, встречи с известными людьми.

Что могут сделать родители для помощи ребенку

Чтобы родитель мог поддерживать ребенка в обучении, бороться с низкой мотивацией, необязательно быть знатоком в педагогике. Да, психолого-педагогическая подготовка дает представление о психических состояниях ребенка, вызывающих отсутствие мотивации. Но гораздо важнее поддержание правильных внутрисемейных отношений.

В рамках процесса образования для устранения отсутствия мотивации родитель способен помочь школьнику видеть преодолеваемый учебный путь, понимать интерес обучения. Если в образовательном процессе для ребенка что-то оказалось интересным, важным, то нужно выяснить причину заинтересованности. Важно понять, как получаемые знания накладываются на индивидуальные детские представления. Если уроки в школе вызвали у ребенка низкий интерес, постарайтесь выяснить, в каком эмоциональном состоянии он находился в тот день, какие значимые для него события произошли, что запомнилось, помимо учебы.

Когда родитель с готовностью слушает ребенка, общается с ним, отвечает на желания и предпочтения, то можно ожидать ответного контакта. Детским ответом с высокой вероятностью станет и повышение интереса к обучению. Однако такие родительские действия не должны становиться манипулятивными. Манипуляции действуют недолго, а возникшее вследствие детское недоверие искоренить непросто.

Дети развиваются в индивидуальном темпе и направлении. Умение подмечать особенности и способности ребенка, ограничивать ими свои требования и ожидания — полезный родительский навык.

В семейных отношениях для преодоления низкой мотивации важен общий опыт. Родителям рекомендуется придумать занятия, которые будут увлекать ребенка, снижать лень, приносить пользу членам семьи. Необязательно занятие должно относиться к образованию. Пешие и велосипедные прогулки, посещение развлекательных заведений, туристические походы, просмотр фильмов, настольные и компьютерные игры — все это развивает исследовательский интерес, повышает мотивацию в обучении.

Отсутствие мотивации у детей.png

Игровая форма развития мотивации наиболее удачна, особенно для школьников младших годов обучения. Например, во время прогулки родитель может попросить ребенка отметить вокруг себя три интересных объекта или явления. Далее можно либо самому попытаться отгадать, что отметил ребенок, либо попросить у него рассказать о загаданном, выразить свой интерес.

Далее расскажем подробнее, как родители могут искоренить отсутствие мотивации у ребенка.

Обучение в игровой форме

Игра — универсальный и эффективный инструмент педагогики для борьбы с низкой детской мотивацией. Если у ребенка не получается выполнение учебных заданий, дайте ему мотивацию в виде увлекательной игры, прохождение которой гарантирует выполнение заданного упражнения. Вариантов преодоления низкой мотивации множество: игровые тренинги, ребусы, интеллектуальные соревнования.

Соревновательные игры хороши тем, что демонстрируют школьникам низкий уровень их знаний и умений в сравнении с соперниками. Проиграв в соревновании, ребенок получает мощную мотивацию к обучению, чтобы больше не оказаться отстающим. Еще одно достоинство игровой формы обучения в том, что она подразумевает отсутствие стандартизации оценки школьников, поэтому игровая деятельность увлекает детей даже с низким уровнем знаний.

Родительская поддержка

Родителям нельзя навязывать ребенку свои предпочтения и увлечения: это еще больше снижает мотивацию. Ребенок должен сам выбрать для себя предпочтительные занятия. Только так он раскроет в себе новые навыки, способности, таланты, либо продолжит успешное развитие в выбранном направлении. Родители должны дать ему свободу выбора, оставляя за собой помощь и поддержку.

Правильные размеры поощрений

Нет ничего плохого, если родитель хочет поощрить школьника за успехи в учебе. Но важно знать меру: такая мотивация не должна быть слишком крупной или денежной. Иначе в один прекрасный день аппетиты ребенка вырастут, он потребует дорогостоящих подарков за отсутствие проблем в учебе. Достаточно ограничиться тем, что за каждое правильно выполненное сложное задание школьник получит печеньку или конфету. Небольшая сладкая награда выступает гарантией доверительных отношений, а это хорошая мотивация.

Заинтересованность школьной жизнью ребенка, а не оценками

Внимательно слушайте ребенка, когда он рассказывает о школьных делах. Рассказывайте ему, как в будущем пригодятся получаемые в школе знания. При низкой мотивации обсуждайте проблемы. Стимулируйте школьника часто размышлять, выражать мысли.

Не зацикливайтесь на оценках. Учителя оценивают учеников субъективно, это вовсе не показатель истинных знаний и способностей вашего ребенка. Школьник не принимал обязательства учиться отлично, он имеет право на отсутствие мотивации и на получение низких отметок. Если ребенка самого расстраивает факт неудовлетворительных оценок и низкой мотивации, нельзя его ругать и упрекать. В данном случае крайне важной становится родительская поддержка.

Минимизация стрессов

Рассказывайте ребенку, как сами в детстве справлялись со школьными проблемами. Продемонстрируйте все нынешние достижения, которые стали возможны, благодаря сложному пути обучения. Пообщайтесь с ребенком насчет внутренних страхов, сомнений, обсудите трудности и причины отсутствия интереса к учебе.

В процессе общения с родителем школьник должен осознать, что будет услышан и адекватно понят. Он должен понять, что стрессы — неприятная, но неискоренимая часть жизни. От стрессов не нужно бежать, их можно снижать. Родительская задача — обучать школьника преодолению стрессовых факторов, которые снижают мотивацию.

Ошибки родителей при развитии мотивации у детей — что нельзя делать?

Зачастую, чтобы избавить ребенка от отсутствия мотивации, достаточно сказать несколько приободряющих и поддерживающих слов. Как часто не только у детей, но и у взрослых людей снижается мотивация, пропадают силы дойти до поставленной цели потому, что они так и не услышали от близких людей заветную фразу: «Я знаю, ты все сможешь».

Родительские ошибки приводят к тому, что у одних школьников мотивация к обучению снижается постепенно, у других она низкая изначально. Вот какие промахи совершают родители, из-за чего возникает отсутствие мотивации у ребенка:

  • применение физического или морального насилия в воспитательном процессе;
  • неорганизованность жизни ребенка, отсутствие распорядка дня, режима учебы и отдыха;
  • разрозненность родительских требований (один родитель разрешил, другой запретил);
  • требовательность в отношении успехов ребенка;
  • чрезмерная опека;
  • игнорирование желаний ребенка.

Родитель должен проживать свою, а не детскую жизнь, иметь собственные цели, интересы и увлечения. Такое правильное родительское поведение станет лучшим примером мотивации для вашего ребенка.

Рассмотрим подробнее, как нельзя действовать родителям, чтобы не спровоцировать снижение мотивации у ребенка.

Переход на личности

Даже если ребенок сильно раздражает и расстраивает отсутствием мотивации в учебе, оскорблять и унижать его недопустимо. Словесные раны болезненные, одна единственная небрежная фраза может навсегда разрушить доверительные отношения, негативно повлиять на будущее человека.

Если родитель будет регулярно упрекать ребенка в отсутствии желания учиться, у того не возникнет стремления исправиться. Школьник не видит смысла в своем положительном изменении, так как взрослые уже обозначили, кто он есть. Даже если у ребенка выполнение задания не получается, не упрекайте его в отсутствии мотивации, а, наоборот, похвалите за приложенные усилия и старания. Пусть результат не вышел, но ученик старался, пытался выполнить задание.

Учебная перегрузка

Не загружайте школьника учебой, в противном случае это не только не поднимет низкую мотивацию, но и, наоборот, отвратит от обучения. У ребенка должно быть свободное время, посвящаемое хобби, творческим занятиям, общению с друзьями. Отсутствие давления при организованности и правильном распорядке дня может запустить внутреннюю мотивацию к обучению. Но даже когда обучение станет любимым и желанным, у школьника должно оставаться свободное время.

Сравнение со сверстниками

Конкурентная борьба как способ поднять низкую мотивацию более полезна для взрослых людей, но даже в этом случае приемлема далеко не для каждого человека. Есть такие люди, для которых соревнование и конкуренция — сильные мотивирующие факторы. А вот дети в большинстве своем болезненно воспринимают, когда родители сравнивают их с более успешными в учебе сверстниками. Такие сравнения имеют обратное действие — снижают мотивацию к обучению.

Неправильный выбор формата обучения

Если ребенку в школе некомфортно, не выстраиваются отношения со сверстниками, не нравится школьный принцип обучения, снижается интерес к учебе, то стоит задуматься о смене формата получения образования. Не игнорируйте проблему, не убеждайте школьника, что все нормально: это еще больше снижает мотивацию.

Попробуйте разные форматы обучения, чтобы понять, какой вариант для школьника комфортен. Если у ребенка отсутствуют проблемы при домашнем обучении, значит, стоит выбрать этот вариант. Некоторым школьникам комфортнее формат онлайн.

Читайте также

Вам может понравиться