Правила воспитания детей - рекомендации психолога

Правила воспитания детей - рекомендации психолога

Основные правила воспитания детей, рекомендованные психологами и педагогами на основе многолетнего опыта. Соблюдение этих рекомендаций  позволит наладить отношения с детьми и не совершить фатальных ошибок в воспитательном процессе.

Вырастить счастливого и успешного ребенка – мечта каждого родителя. Но процесс воспитания не происходит легко. Врожденный педагогический дар встречается крайне редко. Спасают книги, сайты и лекции психологов и педагогов, которые исходя из многолетнего опыта, вывели правила воспитания детей.

Следуя этим советам, можно избежать основных ошибок в воспитании и наладить общение с подрастающим поколением без криков, слез и скандалов.

Любовь и принятие без условий

Пожалуй, это главное. Родители для ребенка – это тихая гавань, в которой он всегда должен найти утешение, тепло и поддержку. Потребности в любви, принятии и защите лежат в основе базового доверия к миру.

Поэтому любите свое юное продолжение просто так – уже за то, то что сын или дочь появились на свет. И почаще говорите об этом.

Если ваш малыш будет уверен, что вы примете его любого, он не будет бояться ошибочных действий и покорит много новых высот. 

ВАЖНО: особенно необходимо принятие в переходном возрасте. Тинейджеры испытывают на прочность весь мир и семью в первую очередь. Поэтому запаситесь недюжинным терпением и переживите этот период гормональных бурь, не забывая напоминать колючему подростку, что он вам дорог и с розовыми волосами, и с новой татуировкой.

Ключевой фактор для выполнения этого правила – умение слушать и слышать. Это основа доверительных и близких детско-родительских отношений.

Детские потребности формируют глубинные убеждения

Взрослым кажется, что и малышам, и подросткам нужно все и сразу. От бесконечных «хотелок» порой голова идет кругом.

Но в психологии различают всего 6 базовых потребностей, удовлетворение которых закладывает крепкий фундамент для оптимального развития растущей личности.

В число базовых потребностей входят:

  1. Безопасность – говорим «нет» жестокому обращению. Люди, которые подверглись физическому или эмоциональному насилию в детстве, получают психологическую травму на всю жизнь.
  2. Привязанность – каждому маленькому человеку нужен опыт любви, привязанности и внимания. И изначально это должно исходить из семьи, а уже потом – от приятелей и знакомых. Если данная потребность не удовлетворяется или удовлетворяется частично, в будущем это чревато развитием чувства потерянности и отдаленности от мира.
  3. Независимость – у ребенка должна быть граница ответственности, в рамках которой он учится принимать решения соответственно возрасту. В семьях с гиперопекой, стремление к независимости игнорируется, в результате развивается инфантилизм и зависимость от чужого мнения.
  4. Признание ценности – лежит в основе адекватного самовосприятия. Вытекает из первого принципа – без безусловного принятия не формируется и понятия ценности. Перекос в этом приводит к занижению самооценки и появлению всевозможных комплексов.
  5. Свобода игры и самовыражения – родители не считают игры источником детского саморазвития и постоянно занимают своих отпрысков исключительно полезными занятиями. Но именно через игру мир познается легко и просто. В игровом процессе развиваются такие стороны личности, как креативность, быстрота реакций и ощущение важности любого вида деятельности. Если желание родителей «полезного досуга» будет постоянно превалировать над детским стремлением к играм, в будущем такие люди не смогут отстаивать свои желания и будут всегда на вторых ролях.
  6. Знание дозволенного и самоконтроль – формирующейся личности важно понимать границы дозволенного. Это упрощает мир и учит уважать желания, мысли и чувства других людей.

ВАЖНО: только при удовлетворении базовых потребностей возможно гармоничное развитие и движение к таким целям, как познание и самореализация.

Четким семейным правилам – быть

Ребенку обязательно нужны правила, и, если уж быть честными до конца, взрослым тоже. Поэтому в идеале правила должны быть установлены не только для младших, но и для всех членов семьи. Это намного облегчает и жизнь, и процесс воспитания.

Но устанавливать требования и условия нужно исходя из определенной логики. Главное – быть последовательными и слушать голос разума.

Чтобы правила не только устанавливались, но и выполнялись, нужно придерживаться следующих позиций:

  • требований не должно быть слишком много;
  • они должны быть понятными и четкими;
  • все пункты – гибкие и согласованные между всеми членами семьи;
  • твердых запретов должно быть мало, и они должны быть безоговорочными;
  • если уровень жесткости для правила не установлен – компромиссы приветствуются.

Визуально, чтобы облегчить младшим членам семьи принятие и соблюдение условий, можно требования разделить на 4 цветовые зоны, соблюдая принцип светофора:

  1. Зеленая зона – зона ответственности ребенка. Туда входит то, что он может делать самостоятельно, без согласования с родителями – выбирать, в какие игры играть, с кем дружить, на какие кружки ходить и т. д.
  2. Желтая зона – правила, которые требуют обсуждения со взрослыми. Эти требования вырабатываются путем компромисса с учетом желаний обеих сторон – время прихода с вечерней или дневной прогулки, количество часов в неделю, проводимых за гаджетами и др.
  3. Оранжевая зона – мягкие ограничения. То, что может быть разрешено в исключительных случаях, и эти случаи также оговорены заранее – возможность не ходить в школу или детский сад в день важного мероприятия или лечь поздно спать в день рождения.
  4. Красная зона – жесткие запреты, которые не нарушаются ни при каких обстоятельствах. 

Не стоит думать, что наличие правил – это ограничение детской свободы и ущемление прав. Наоборот, это необходимое упорядочивание жизни. Когда ограничения отменяются, сначала возникает радость, которая быстро сменяется ощущением ненужности и брошенности.

Совместная деятельность сближает и воспитывает

Часто родителям сложно выделить специальное время для пресловутой совместной деятельности. Но это и не нужно.

ВАЖНО: любое дело – будь то готовка, уборка или поездка на дачу – можно превратить в полезное совместное занятие, чтобы передать новому поколению социальный опыт.

 sovmestnaya deyatelnost sblizhaet i vospityvaet.jpg

Чтобы все получилось, нужно понимать отличительные черты совместной деятельности как воспитательного момента. 

К ним относятся:

  • общие интересы;
  • искренняя эмоциональная вовлеченность всех участников процесса;
  • постоянный контакт между родителями и ребенком на протяжении всего времяпрепровождения. 

Если что-то уже хорошо выходит, нужно двигаться вперед и учиться чему-то более сложному. Это дает толчок к развитию целеустремленности, самостоятельности и ответственности.

По мнению большинства психологов, совместная деятельность со взрослыми – золотое время детства, радость от которого запоминается на всю жизнь. Такой досуг укрепляет авторитет родителей и открывает новые грани общения между членами семьи.

Наказания должны быть редкими и осмысленными

Взрослые привыкли, чуть что – грозить отпрыскам наказаниями. Но не стоит только на исключительной строгости строить все правила воспитания детей, иначе можно серьезно исказить детскую систему ценностей.

ВАЖНО: наказания нужно применять с осторожностью, и лучший вариант – лишение чего-то хорошего, чем причинение чего-то плохого. 

Нужно понимать, что плохое поведение, каприз или баловство – способ общения взрослеющего человека, которым он пытается выразить свой дискомфорт. Относится к этому нужно серьезно, с пониманием, но не зацикливаться на этом – поменьше критиковать ошибки, а двигаться дальше с позитивным настроем.

Естественно, что без наказаний нельзя вырастить ребенка, но они должны быть разумными и справедливыми.

Особое внимание следует уделять тону, которым выносится «приговор». Даже жесткое решение должно быть высказано разъяснительным и дружеским тоном, но никак не командно-приказным.

Последовательность – ключ к успеху

Нет ничего хуже для формирования подрастающей личности, чем хаотичный и непредсказуемый стиль воспитания – когда сегодня – одни требования, а завтра – другие. Такая ситуация проявляется в семьях, где родители растят ребенка без определенного порядка, не задумываясь о выработке четкой воспитательной линии и применяемых методах.

ВАЖНО: последовательность, системность и непротиворечивость действий и мыслей старших дает подрастающему поколению уверенность в завтрашнем дне. 

Когда взрослые воспитывают в единых принципах, правила ясно обозначены и соблюдаются изо дня в день – детское развитие происходит быстрее, так как чувствуется стабильность ситуации.

В единства – сила

Частая ошибка в воспитательном процессе – несогласованность действий старших членов семьи.

Классический пример – не разрешает мама, пойду спрошу у папы. А если и мама, и папа против – на помощь придет бабушка или дедушка.

Но такие разноплановые действия и модели поведения отрицательно сказываются на детской психике. Ребенок приучается манипулировать людьми, становится неуправляемым, а у взрослых серьезно падает авторитет. 

Еще хуже – разные родительские требования и неоправданно высокие ожидания. И первые, и вторые сильно искажают детское самовосприятие, так нет четкого понимания, что же делать и чему соответствовать.

Поэтому воспитательные действия и требования родителей должны быть согласованными. Мама и папа должны поддерживать авторитет другу другу и ни в коем случае не выставлять противоречивые условия. Вмешательство же в воспитание бабушек и дедушек должно быть аккуратным и неагрессивным, чтобы не нарушать внутреннее семейное равновесие.

Самостоятельность равно успешность

Раннее приучение к самостоятельности несет исключительно положительные моменты.

В такой ситуации:

  • ребенок учится принимать решения и нести за них ответственность;
  • растет уровень познавательной активности;
  • появляется внутренняя мотивация и собранность.

Но для успешного развития этих навыков, важно исключить те стили воспитания, которые не предусматривают формирование независимой и зрелой личности.

К ним относятся:

  • излишний авторитаризм – когда слово взрослого – беспрекословный закон;
  • гиперопека – чрезмерная защита от опасностей мира, контроль на каждом шагу;
  • попустительский либерализм – разрешено все, без ограничений;
  • родительское равнодушие. 

Главное правило для родителей в этом направлении – не вмешиваться в те дела, которые сын или дочь могут делать самостоятельно. Можно быть рядом, оказывать моральную поддержку, но вмешиваться только в крайнем случае – если затруднения становятся непреодолимыми.

priuchenie k samostoyatelnosti odno iz pravil vospitaniya.jpg 

ВАЖНО: одновременно с самостоятельностью у юной личности формируется и настойчивость к достижению поставленных целей, но нужно избегать перфекционизма. 

Перехвалить нельзя

Разумная и искренняя похвала – неотъемлемая часть системы воспитательных правил.

Хвалите свое дитя как можно чаще – желательно каждый день, и даже несколько раз в день, и особенно после наказаний. Это условие обязательно к выполнению как для малышей, так и для тинейджеров.

Ребенок, который чувствует постоянное одобрение взрослых, не боится идти вперед к достижению самых высоких целей.

Поэтому верьте в своих детей, как можно чаще говорите им об этом, обращайте внимание даже на малейшие успехи – и тогда все получится. 

Ошибиться может каждый

Крылатое выражение «На ошибках учатся» применимо для периода взросления любого человека. Поэтому не стоит каждый плохой поступок воспринимать как трагедию вселенского масштаба и срочно пересматривать систему воспитания. Право ошибаться должно быть у каждого.

Лучший выход из ситуации – обстоятельная беседа, желательно с личными примерами из взрослой жизни, чтобы ребенок разобрался в ситуации и в дальнейшем не совершал досадных промахов.

Главное – беседовать без нотаций и нравоучений, а спокойно, доверительно, на равных.

Грамотное соблюдение этих рекомендаций помогут облегчить воспитательный процесс и вывести детско-родительские отношения на новый уровень.

Читайте также

Вам может понравиться