Каждый родитель стремится оградить ребенка от ошибок. Мама и папа также переживают боль и разочарование своего чада, как и он сам. Но гиперопека часто приводит к обратному результату: ребенок начинает с трудом учиться, не может самостоятельно принимать решения, оценивать последствия слов и дел, справляться с проблемами.
Разберем в этой статье, почему право ребенка на ошибку должно иметь место в его жизни, как оно может помочь в становлении личности, и что делать, если ошибки уже произошли.
Почему необходимо давать детям право на ошибки
Если рассматривать процесс обучения, то ошибки — это его неотъемлемая часть. Они дают право ребёнку учиться, опираясь на собственный опыт. Если дошкольник или школьник допускает ошибку, он анализирует свои действия, делает выводы, почему это произошло, и как всё исправить. Подобная логическая цепочка важна для развития критического мышления и способности принятия решений.
Ошибки — это естественная составляющая процесса обучения
Допуская право ребенка на ошибку, родители и педагоги стимулируют его попытки по-разному подходить к разрешению сложных ситуаций. Когда ребенок сталкивается с трудностями, он учится анализировать, адаптироваться к сложившимся условиям. Методами эксперимента и исследования он развивает любознательность и стремится быть самостоятельным.
Если у ребенка нет возможности допускать ошибки, его обучение находится в стадии застоя. Дети, которым просто не дают ошибаться, плохо адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, их мышление менее гибкое, чем у тех, кто учится всему на собственных «шишках». В жизни «тепличные дети» будут испытывать сложности, если с раннего возраста нет практики самостоятельного решения проблем.
Самостоятельность и уверенность в себе
Когда ребенок исправляет свои ошибки, он видит, что положительный результат зависит только от его собственных действий, поэтому данный процесс учит его ответственности за свои поступки и решения. Маленький человек готовится к самостоятельной жизни.
Гибкость мышления и креативность
Ребенок совершает ошибки, и это подталкивает его к поиску новых способов решения сложных задач. Это способствует развитию логики, критического и креативного мышления. Иногда в процессе преодоления трудностей, проходя через неудачи, ребенок обнаруживает оригинальные и нестандартные решения. Таким образом, его ошибки вдохновляют на новые идеи и достижения.
Многие знаменитые люди, которые прославились на весь мир, многократно совершали неверные действия. Но именно это позволило им извлечь из своих неудач уроки и добиться успеха. Ни Альберт Эйнштейн, ни Томас Эдисон, ни Стив Джобс не были идеальными в процессе своей деятельности, но «работа над ошибками» помогла им стать такими, какими мы их знаем сейчас.
Как родителям действовать, если у подростка неудачи?
Родители должны понимать, что их главная задача — не пытаться оградить свое чадо от ошибок, а научить не бояться справляться с ними. Нет необходимости гиперопеки, при которой ребенок, словно под колпаком, защищен от жизненных сложностей. Этот «купол» будет срабатывать не всегда. Детям просто необходимо дать право нарабатывать собственный опыт и переживать разные эмоции. Впоследствии это поможет им правильно развивать навыки коммуникации и взаимодействия с миром.
Конечно, это не значит, что родителям нужно махнуть рукой и со стороны смотреть, как ребенок мучается. Когда малыш только начинает ходить, мама и папа находятся рядом, придерживают, страхуют. Но первые шаги кроха делает сам — родители дают ему такую кратковременную свободу действий. Однако они тут же готовы подхватить, если младенец дочь падает.
То же самое происходит с жизненными уроками: мать и отец стараются быть рядом, поддерживать, советовать, но дают возможность ребенку получать собственный опыт. Так развивается уверенность в себе, и подросток уже сможет принимать более серьезные решения, не забывая об ответственности.
Правильное поведение родителей в отношении своих детей:
- Поддерживать, даже если случаются промахи. Демонстрировать открытость в обсуждении планов, идей, желаний подростка. Избегать критики.
- Брать на вооружение формат «Я-высказываний»: например, «Я беспокоюсь», «я понимаю». В подобных выражениях не прослеживается стремление к власти над ребенком, поэтому такие слова не вызывают моментального отторжения.
- Обсуждать ошибки и расценивать их как ступеньки личностного роста. Не ругать за неудачи и не вспоминать о них в неподходящие моменты. Пусть негативный опыт служит хорошим уроком для помощи в будущем. Помочь в поиске альтернативных решений проблем.
- Развивать эмоциональную устойчивость, научить справляться со стрессом. Ребенок должен уметь управлять своими эмоциями и не пасовать перед трудностями.
- Стимулировать развитие способностей ребенка или подростка. Нельзя препятствовать его интересам — эти навыки могут понадобиться ему в будущей профессии.
Даже если подросток пока ничем не увлекается, стоит понять, какие сферы деятельности ему даются легко. В них он может достигнуть успеха. Обычно в этом помогает профориентация.
Как научить детей адекватно реагировать на неудачи
Если соблюдается право ребенка на ошибку, то его личностное развитие движется постепенно, но правильно. Это важный аспект в жизни каждого человека. Так формируется здоровая самооценка и уверенность в собственных силах.
Есть несколько рекомендаций родителям, как вместе пережить неудачи:
- Собственный родительский пример. Важно делиться с детьми историями о собственных ошибках и тем, какие уроки из всего этого извлекли. Такой подход демонстрирует, что ошибки — всего лишь часть нашей жизни.
- Создание поддерживающей среды. У ребенка должно быть безопасное пространство, которое гарантирует комфорт и спокойствие при поиске новых решений жизненных задач. В будущем не будет места страхам осуждения и наказания.
- Поощрение открытого общения. С ребенком следует обсуждать его эмоции, чувства, переживания, когда он совершил ошибку. Необходимо поддержать и вместе начать анализировать ситуацию, чтобы найти решение.
- Фокусировка не только на результате, но и на процессе в целом. Хвалить ребенка нужно не только за достижения, но и за стремление их совершать. Так он научится ценить процесс работы над собой.
- Развитие навыков решения проблем. Развитие критического мышления — важный момент в процессе обучения. Ребенок должен научиться анализировать ошибки и исправлять их разными способами.
- Поле для самостоятельности. Пусть ребенок станет самостоятельным в определенных аспектах, берет на себя ответственность за принимаемые решения и действия. Не беда, если он будет иногда ошибаться. Это закалит характер и подготовит к взрослой жизни.
- Использование позитивных утверждений. Для обретения уверенности ребенок должен сформировать позитивное мнение о себе. В этом также должны помочь родители.
- Обучение управлению эмоциями. В сложных ситуациях особенно важно уметь управлять эмоциями. Следует научить ребенка, как сохранять спокойствие и положительный настрой в стрессовых моментах.
Когда возникают трудности, родители и дети должны сплотиться и при помощи положительных эмоций вместе бороться с проблемами. Только сообща можно найти решения, ответы на вопросы и правильные выходы даже из самых сложных жизненных тупиков.