Развитие коммуникативных навыков детей

Развитие коммуникативных навыков детей

Communicativeness — слово, в переводе с английского языка обозначающее «сообщающийся», то есть человек, который умеет выстраивать диалог, контакт и личные взаимоотношения с собеседником. Это часть социума, нравственного, психологического и этического воспитания.

Коммуникации — способность людей правильно выражать свои эмоции и мысли, а также воспринимать и обрабатывать информацию от собеседника. Это нравственно-этические нормы, социально значимые умения. Родители с ранних лет должны уделять пристальное внимание развитию коммуникативных навыков детей. Они в разговорах и на собственном примере обязаны разъяснять правила и нормы взаимодействия, отношений с ровесниками. На практике нужно показывать, что такое дружелюбие, сопереживание, обращение к собеседнику, умение выслушать, аргументировать свою точку зрения, избежать конфликта.

Что такое коммуникативные навыки

Communicativeness — слово, в переводе с английского языка обозначающее «сообщающийся», то есть человек, который умеет выстраивать диалог, контакт и личные взаимоотношения с собеседником. Это часть социума, нравственного, психологического и этического воспитания. 

Еще с ранних лет ребенок должен учиться взаимодействию: правильно воспринимать полученную информацию, обрабатывать ее, давать обратную связь. При наличии собственных мыслей, идей, своего мнения, при возникновении ощущений и чувств нужно научиться правильно выражать их. Тогда коммуникации не принесут дискомфорта, дети смогут избегать конфликтных ситуаций.

Коммуникативные навыки стоит развивать с первых месяцев жизни. Родители на собственном примере должны показывать, как общаться с людьми.

Как взрослые смогут развивать такие умения у ребенка:

  • при возникновении конфликта нужно показать правила взаимодействия — выслушать, понять, высказать свои мысли, прийти к общему мнению;
  • при общении со сверстниками обязательно стоит обращаться только к ним, показывать свое дружелюбие, проявлять интерес к их точке зрения, сопереживать, благодарить;
  • к своему мнению и к своей личности нужно тактично привлекать внимание, не криками, а спокойными фразами, взглядами, жестами.
Дети с вожатой.jpg

Применение таких практических занятий позволит улучшить качество жизни, стать более адаптированным к социуму, обществу.

Коммуникативные навыки детей: зачем нужны умения общаться

Чтобы выстраивать социальные связи, стать полноправным членом общества, мальчишки и девчонки обязаны уметь слушать, слышать и высказывать свое мнение, используя правильные слова и фразы, невербальную информацию. В этом случае можно привить коммуникативные навыки через желание разговаривать, знание основ, правил и тактик общения.

Желание общаться

Взрослый человек привык окружать себя компаниями, в которых ему комфортно. Общение с ними проходит легко и непринужденно. Если есть потребность в контакте с иными людьми, мы мотивируем себя самостоятельно, ищем возможности для диалога.

Ребенок такими навыками не обладает. С детства его нужно приучать к разговору. Он должен сам выражать желание общаться со сверстниками, поддерживать с ними контакт. Только при наличии этой потребности он адаптируется в социуме.

Знать, как общаться

Важно не только желать контактировать, но и знать, как общаться со знакомым человеком. Для этого родители должны научить ребенка:

  • здороваться и прощаться, благодарить, просить прощения;
  • слушать, слышать, давать обратную связь, поддерживать разговор;
  • решать конфликты.

Эти аспекты дадут основу для плодотворного и бесконфликтного общения.

Умение общаться

Подразумевает, что ребенок применяет коммуникативные навыки на практике. Во время разговора следует заинтересовать маленького собеседника, привлечь его внимание, высказать свое мнение. Важно правильно взаимодействовать — аргументировать и принимать точку зрения другого человека.

Также нужно знать, как предотвратить конфликт, каким образом установить баланс в общении.

Коммуникации дошкольников: как формируется это умение у малышей

Педагоги, воспитатели, родители советуют начинать развитие коммуникативных навыков детей с первых дней жизни. В детском саду такое обучение обладает рядом особенностей.

От рождения до 2 лет

Общение годовалых малышей обычно ограничивается семьей. В основном ребенок контактирует через взгляды, жесты, первые звуки. Однако он слышит и чувствует. Коммуникативные навыки развиваются именно при прямом взаимодействии с малышом — как мама и папа обращаются к нему, каким образом реагируют на его просьбы, желания.

От 2 до 4 лет

В данный период времени малыш учится играть в компании, взаимодействовать со сверстниками. Он идет в детский сад, где приходится уже иначе демонстрировать эмоции. Круг взрослых людей расширяется воспитателями. Он уже осознает, что простые слова и мимика не помогут в общении. Приходится устанавливать контакт и развивать речевые навыки.

От 4 до 6 лет

Постепенно ребенок меняет мировоззрение. Он активно познает окружающий мир. Круг его знакомых расширяется. Девочки и мальчики начинают понимать правила общения, использовать их в жизненных ситуациях. Коммуникации выстраиваются в том числе со сверстниками и взрослыми людьми.

От 6 лет и старше

В этот период ребенка окружают не только близкие, но и незнакомые люди. Он начинает выстраивать с ними определенную манеру общения, проявляя определенные качества личности и индивидуальности. Ребенок слышит, готов к открытому диалогу, способен выстраивать план общения.

Чем больше дети коммуницируют, тем удачнее они учатся раскрывать свои возможности, тем обширнее их знания и умения.

Роль семьи: как мама и папа влияют на коммуникативные навыки ребенка

Малыш успешно адаптируется в новой для него среде, если правилам и нормам его обучили родители. А воспитали должны развивать в нем умение и желание вести диалог.

Роль семьи в развитии коммуникативных навыков заключается в практической демонстрации:

  • как обращаться к людям;
  • проявлять свои эмоции;
  • высказывать свое мнение;
  • принимать точку зрения другого человека.

Мама и папа должны научить малыша воспринимать других людей и коллективы адекватно. Любое общество нужно оценивать не с точки зрения своего эго, а комплексно. Взаимодействие с ровесниками и старшим поколением должно строиться на принципах взаимоуважения и дружелюбия.

Важные нормы и правила в коммуникациях исходят от родителей. Любое неуважительное отношение к ребенку в итоге повлияет на то, что он будет относиться к окружающим с такими же оценками. Нужно научить его:

  • говорить, вступать в диалог с конкретными эмоциями;
  • выслушивать собеседника;
  • использовать вербальные и невербальные каналы связи.

Только так социальная адаптация в детском саду, в школе пройдет успешно. Ребенок не только с воспитателями и педагогами, с репетиторами и учащимися будет общаться правильно, но и вести себя адекватно по отношению к окружающим его людям.

Методы развития коммуникативных навыков

В раннем возрасте ребенок учится правильному общению через познание окружающего мира — игры и простые упражнения, направленные на развитие навыков.

Развиваем коммуникативные навыки играючи

Игры способны научить выражать свои эмоции в бессловесной форме, развить речевую выразительность, разрешать конфликтные ситуации, сопереживать.

Развитие навыков.jpg

Основные варианты:

  • Паровозик. Взрослый человек говорит свое имя и что он — локомотив. Ребенок должен ответить, что он вагончик и каково его имя. И так по цепочке.
  • Рассмеши Несмеяну. Помогает ребенку научиться бессловесному, невербальному общению. Малыш должен состроить рожицу, которая поможет рассмешить грустного взрослого ведущего.
  • Комплименты. Взрослый просит рассказать о сверстнике в положительном контексте. Учит детей любого возраста говорить добрые слова в адрес собеседника.

Игровая форма позволит ненавязчиво и быстро обучить детей основам, нормам и правилам общения.

Упражнения, развивающие коммуникативность

Эти упражнения способны помочь малышам обучиться основам взаимодействия с людьми в социуме:

  • детям раннего возраста можно предложить из всех картинок выбрать положительные и негативные изображения;
  • дошкольники охотно составляют рассказы о выбранном из общего ряда предмете;
  • школьники могут пересказать литературное произведение, охарактеризовать героев, они спокойно рассказывают друг о друге, выделяют плюсы того или иного ровесника.

Важно привлекать к занятиям сверстников, чтобы строить общение и вместе делать акценты на том, что получилось, а что — нет.

Развитие коммуникаций в повседневности

Чтобы человек комфортно ощущал себя в коллективе, важно создать доброжелательную обстановку. Так и ребенок: он охотно общается, раскрывается только в команде, где его ценят, воспринимают без критики и постоянного негатива.

Родители и педагоги должны сформировать благоприятный психологический микроклимат, они обязаны поддерживать маленького члена общества, давать возможность самоутверждения и общения.

Важно в любом возрасте адекватно реагировать на просьбы ребенка, на его эмоции, переживания. Главное — давать действенные советы по поводу того, как пережить трудности, как в жизни справиться с проблемами и кризисом. Тогда и детство будет счастливым, и общение будет приносить только радость.

Что должны знать и уметь родители

Развитие коммуникативных навыков ребенка будет начинаться с постоянного общения с мамой и папой. Важно ежедневно проявлять интерес к деятельности малыша: чем он занимался, каких успехов добился.

Полезно выбирать общие темы для обсуждения, например, просмотр мультфильма или посещение выставки. Родители должны не только отводить ребенка на занятия, но и играть, упражняться в выстраивании диалога дома.

Навыки по общению следует формировать регулярно. Пусть мальчики, девочки рассказывают о том, что они смогли создать, например, рисунок или поделку. Разрешите им детально описать свое творчество. Пусть они открыто выражают эмоции. Найдите в них положительные аспекты и помогите справиться с грустью. В этом случае психологический комфорт в семье будет обеспечен, а ребенок научится правильно вести себя в другой обстановке. 

Читайте также

Вам может понравиться