Ребенок не хочет учить английский – что делать, если тяжело дается изучение языка

Ребенок не хочет учить английский – что делать, если тяжело дается изучение языка

Почему ребенку не дается изучение английского языка и что с этим можно сделать, полезные советы по обучению детей английскому языку, распространенные ошибки и как их избежать.

Родители стремятся использовать все доступные способы, чтобы открыть для своих детей больше возможностей в будущем. Изучение новых языков помогает не только расширить кругозор или легко общаться с иностранцами. Это еще и возможность получить образование или работу за границей, комфортно себя чувствовать в общении со сверстниками, живущими в других странах. Но если ребенок не хочет учить английский, не понимает, как освоить новый язык, важен грамотный подход и помощь учителя, чтобы исправить ситуацию.

Почему ребенку не дается английский язык

Один человек легко усваивает новые знания, схватывает на лету большой поток информации, другому тяжело, появляется желание бросить начатое. Но у современных школьников, в отличие от взрослых, шанса просто прекратить занятия нет. Чтобы облегчить задачу по усвоению неподдающейся быстрому восприятию информации, нужно понимать причины возникших трудностей.

Ребенок не понимает, что такое иностранный язык

Многие родители отмечают, что ребенок идет на первые занятия по иностранному языку с большим энтузиазмом. Он ждет интересных занятий, а получает разочарование уже через несколько уроков. Уставшие педагоги, у которых нет желания и времени искать подход к каждому ученику, не облегчают ситуацию.

Школьное образование построено на оценке усвоенного материала. Если задание не выполнено или сделано в корне неверно, это не мешает преподавателям поставить заслуженную оценку, больше не возвращаясь к этому вопросу. Или того хуже, в «воспитательных» целях высмеять ученика перед одноклассниками.

У малышей нередко проблема с изучением языка возникает не из-за того, что тема непонятна. Английский может не даваться, потому что воспринимается ребенком (особенно часто дошкольниками) как произвольный набор звуков. Он делает вывод, что русский вариант «правильный», а иностранный – нет, и отказывается его использовать. Осознать свою ошибку малыш, конечно, сможет, но на это потребуется время и терпение родителей и педагогов.

Недостаточно развитый фонематический слух

Изучение любого языка (в том числе и родного) начинается с фонетики, формирования качественного навыка произношения звуков. Он формируется благодаря четкой артикуляции и фонематическому слуху, который позволяет ребенку правильно слышать речь, запоминать ее особенности. В шумном классе делать это бывает сложно. Чтобы овладеть фонетикой часто нужны индивидуальные занятия, во время которых преподаватель сможет добиться точности воспроизведения.

Для младших школьников стоит проводить занятия по развитию фонематического слуха в форме игры, с помощью прослушивания и разучивания песен. При этом детей учат развивать свою способность произносить неречевые звуки, фонемы, слова. Такой подход помогает установить контакт учителя с детьми, создать мотивирующую атмосферу на уроках, стимулировать их воображение и творческие способности.

Недостаточно развитая речь

Во время обучения в школе иностранному языку ребенок в начальных классах вынужден одновременно осваивать устную и письменную грамоту, систему транскрипций, которые помогают в освоении навыка чтения. Согласно действующей программе, учитель должен действовать во всех направлениях. Для детей это становится серьезной нагрузкой, с которой мало кто успешно справляется без дополнительных занятий.

Практика обучения младших школьников показывает, что легче воспринимается на начальном этапе информация, которая подается в устной форме, новые слова показываются с помощью дидактических материалов. Это поможет научиться называть предметы, отвечать на простые вопросы. Логичным продолжением станет знакомство с алфавитом. Легче будет приступить к чтению, воспринимать информацию на другом языке через письмо станет проще.

Большие учебные нагрузки

Начальные классы в отечественной школе становятся непростым испытанием для детей и их родителей. Даже если у ребенка есть желание изучать что-то новое, ему нравятся одноклассники, педагоги, для него начало обучения – постоянный стресс. Количество и темп освоения материала, заложенный в программе, выдерживать нелегко. Накапливается усталость.

Во многом успеваемость зависит от качества дошкольной подготовки. Если она на достаточно высоком уровне, малыш основные усилия сможет тратить не столько на непосредственное изучение предметов, сколько на коммуникацию с преподавателем во время урока. Он приобретает навык дачи развернутых ответов, оформления собственных знаний в соответствии со школьными требованиями.

Если подготовки не хватает (а в большинстве случаев начальных знаний по иностранному языку у дошкольников ее нет), из-за высокой скорости подачи материала дети плохо его воспринимают. Ощущение, что ничего из сказанного преподавателем непонятно, мало кому нравится. Не удивительно, что в такой ситуации ребенок не хочет учить английский. Нужна такая же адаптация, как и с другими предметами.

Трудности с изучением языка

Детям нужно привыкнуть к педагогу, его требованиям, манере подачи материала. Не всегда удается установить контакт с учителем сразу. Необходимое время может дать качественная подготовка к школе или индивидуальные занятия, помогающие осваивать программу. Многие репетиторы дают материал таким ребятам, немного обгоняя школьный учебный план. Это помогает на первых порах ребенку почувствовать себя увереннее на уроке.

Страх сделать ошибку

Огромное количество комплексов дети и взрослые приобретают во время учебы в школе. Шанс встретить «педагога», способного при одноклассниках высмеять ребенка за сделанную ошибку велик. Когда речь идет об изучении английского языка, подобные ситуации могут случаться часто. Неправильная фраза, произнесенное слово может стать предметом злой шутки.

Чем раньше будет выявлена проблема, тем проще будет помочь такому ребенку. Важно наладить контакт с преподавателем, чтобы не допускать подобных выпадов. Малышу стоит объяснить, что ошибаться в процессе обучения – это нормально. По-другому не бывает. Его не будут за это ругать. Если материал не усвоен, нужно просто разобраться и выучить. Даже если плохая оценка уже получена, ее можно исправить.

Грамотная мотивация ребенка – ключ к успеху в изучении языка

Лучших результатов можно добиться в том случае, когда ребенок сам захочет знать английский. Дело взрослых – создать для этого необходимые условия, ситуации, которые покажут смысл таких занятий, пользу от них. Внутренняя мотивация станет эффективным инструментом.

Но нужно искать особый подход, учитывая интересы, особенности характера. Чтобы выбрать правильное направление, стоит ориентироваться на возраст ребенка:

  • До 5 лет. Малыши пристально следят за поведением взрослых, делают выводы о том, что правильно или нет, что читают, слушают, смотрят родители. Мотивацией для изучения иностранного языка послужит его изучение старшими, активное обсуждение происходящего учебного процесса. Ненавязчиво стоит предложить малышу книгу на английском с красивыми иллюстрациями, интересный мультфильм, веселые песенки-считалки.
  • 5-7 лет. В дополнение к косвенной мотивации с созданием благоприятной для изучения языка среды стоит предложить ребенку освоить новые знания. Как взрослому объяснить ему их пользу, открывающиеся возможности. Процесс обучения можно перевести в игровую форму, разучивать вместе песни, организовать домашний театр. Чтобы не было слишком большой нагрузки, лучше чередовать во время занятия общение на родном и иностранном языке.
  • 8-10 лет. Многие педагоги отмечают, что в этом возрасте дети активно взрослеют. Начало подросткового периода часто сопровождается падением интереса к учебе. На первый план выходит коммуникация и социализация. Вряд ли для ребенка станет достойным аргументом тот факт, что знание английского поможет ему в будущем построить успешную карьеру. Чтобы мотивировать, нужно показать ему практическое значение таких знаний в данный момент, опираясь на его интересы.

Если подростку по душе соревнования, организуйте их. Желательно не на интерес. Тема может быть любой: кто быстрее выучит 50-100 слов, лучше разберется с артиклями, временами. Можно устроить состязание с одноклассниками, друзьями в виде викторины по любимому фильму. Любителям зарубежных сериалов не придется ждать перевода новой серии, гораздо интереснее ее посмотреть в оригинале (для начала лучше с субтитрами). Юным меломанам понравится слушать любимых исполнителей, понимая, о чем они поют. Если попросить подпеть, будет здорово.

Обучение

Но главное — хвалить ребенка, ценить его интересы и достижения. Даже если поначалу они будут невелики, акцент сделайте на положительных моментах, при необходимости помогая преодолевать возникшие трудности. Изучение языка должно органично вплетаться в интересы ребенка в каждом возрасте, на практике показывать ему новые возможности. Со временем можно предложить отдых в языковом лагере, в котором инструкторы смогут дать больше практических навыков в повседневном общении.

Советы по обучению детей английскому

Чтобы помочь в изучении языка, важно не просто найти грамотного преподавателя, а того, кто сможет найти контакт с ребенком. Через пару недель занятий имеет смысл спросить его, нравится ли ему заниматься именно с этим педагогом, интересно ли проходят занятия. Детям важно, чтобы родители проявляли искренний интерес к их делам и увлечениям, показывали значимость их труда.

Если родители не изучали английский в школе, занимайтесь вместе. Детские методы вряд ли подойдут, но совместные интересы в общении с подростком – это всегда важно. Практика обучения детей иностранным языкам показывает, что в поиске подхода к конкретному ребенку стоит придерживаться некоторых общих рекомендаций:

  • Частая смена деятельности. Чтобы поддерживать интерес к происходящему, запланируйте занятия так, чтобы каждый этап занимал не больше 15-20 минут. К примеру, в начале можно в игровой форме проверить пройденный материал, потом посмотреть мультфильм, обсудить его, сделать разминку под смешной стишок на английском, почитать сказку.
  • Правильное поощрение. Нужно ориентироваться на интересы ребенка. Это может быть поход в зоопарк после изучения названий животных, на канатную дорогу или колесо обозрения, где можно вспомнить слова, обозначающие все, что будет видно вокруг. Можно вместе ребенком приготовить его любимое блюдо, называя продукты и разговаривая по-английски.
  • Акцент на практику. Если подросток любит слушать песни, помогите найти текст и перевод. Если играет в компьютерные игры – выучите сленг геймеров.
  • Тренировка памяти. У каждого человека есть свой оптимальный метод запоминания информации (на слух, визуально, через письмо). Используйте его.
  • Четкое расписание. Эффективное обучение обязательно должно быть системным. Оптимально проводить несколько занятий в неделю по 45 минут.
  • Повторение пройденного. Материал, который не закреплен и периодически не применяется на занятиях, забывается быстро. Новые упражнения, в которых используются ранее изученные правила или лексика помогут лучше усвоить их.

Во многом желание учить английский начинается для детей с интересных игр и обучающих программ, нестандартных методов с танцами, песнями, рисованием, компьютерными играми. По возможности новую информацию стоит подавать так, чтобы для детей она стала открытием не только с точки зрения языка. К примеру, сказка о колобке мало кому будет интересна сама по себе. Но если купить книгу современных авторов со смешными историями, познавательными рассказами, выучить новые слова, поговорить о прочитанном можно с удовольствием.

Ошибки в мотивации детей при изучении английского языка

Когда ребенок не хочет учить английский, распространенной ошибкой взрослых становится попытка мотивировать его исключительно материально. Выполнение поставленных преподавателем задач без личной заинтересованности и азарта в освоении нового языка мало помогает.

Процесс воспринимается как неприятная обязанность. В таких условиях знания формируются медленно, ребенок не стремится к их углублению, применению на практике. Исправит ситуацию добавление к материальному призу за отличную учебу, внутренней мотивации, исходя из интересов ученика.

Родители при формировании целей должны говорить о том, что на данный момент интересно детям. Сегодня дочка каждый день смотрит мультсериал, через месяц увлечется рисованием, через пару лет фильмами, а затем новой музыкальной группой. В каждом случае стоит поддерживать интерес к языку, открывать его возможности, помогать. Впечатляющий результат не заставит себя ждать. 

Читайте также

Вам может понравиться