Прежний метод конспектирования признан учителями неэффективным. Дети медленно и неразборчиво пишут, к тому же допускают многочисленные ошибки. Все больше педагогов интересуется тем, что такое скетчноутинг и как применять на уроках эту систему записи.
Что такое скетчноутинг
Скетчноутинг – это способ быстро конспектировать услышанную информацию с помощью заметок, передающих суть. Тексты реализуются через вербальный и визуальный коммуникационные каналы. Иначе говоря, вместо текстов-простыней в тетрадях у школьников и студентов присутствует графика, наброски, изображения.
Польза скетчноутинга
Благодаря согласованной работе двух полушарий мозга обучающиеся слушают информацию, записывают и анализируют материал. В процессе скетчноутинга дети ведут себя расслаблено и отвлеченно. Но, на самом деле они погружены в учебный процесс, который приносит им положительные эмоции. Не просто так психологи считают, что 80% школьников – визуалы.
Ребенок с удовольствием рассматривает свою тетрадь, в результате чего все записи лучше откладываются у него в голове в сравнении с традиционными конспектами. Цветным фломастером он может выделять главное, так проще найти информацию в конспекте.
Кому пригодится
Школьники и студенты, которые выбирают скетчноутинг, мотивированы на учебу. Они собраны, ответственны и любят порядок по всем. Ребята легко разбираются в сложном материале, так как структурируют конспекты.
В педагогике скетчноутинг получил популярность ввиду принципа наглядности. Видео, рисунки и картинки с подписями привлекают внимание детсадовцев и младшеклассников, что способствует вовлеченности в предмет.
Проявления скетчноутинга можно наблюдать в бизнесе, где он используется для генерации идей, планирования проектов и вдохновения. Скетч помогает людям выражать мысли. И здесь не важны их художественные таланты.
Базовая структура скетчноутинга
Особенность скетча в том, что он сразу воспроизводится обучающимся на бумаге, не требуя подготовки и талантов в рисовании.
Структура:
- Заголовок. Сначала тексту необходимо дать название, которое точно отражает его содержание.
- Типографика. Теперь надо сверстать текст: подобрать шрифт, выделить главные мысли, структурировать.
- Диаграммы. В скетчах с помощью геометрических фигур: квадрата, круга и треугольника можно донести любую мысль. Визуализация является основой этой системы письма.
- Написание текста от руки. Ручные тесты не запрещены в скетчноутинге. В нем объединены разные коммуникативные контакты.
- Разделители. Подчеркивания и различные линии используются для того, чтобы зрительно отделить один материал от другого.
- Стрелочные указатели. Ученику не придется перечитывать весь материал, когда требуется найти что-то конкретное в тексте. Они направляют взгляд в нужную часть.
- Маркеры абзаца. С тестами, в которых есть маркированные и нумерованные списки, приятно работать.
- Сигнатуры. С их помощью студенты подписывают тексты, чтобы обозначить авторство.
Таким образом, скетчноутинг в обучении дает студентам и школьникам быстро записать услышанную информацию, а также выразить свои идеи, наблюдения и несогласия. Учителя, использующие в работе скетч могут подчеркнуть свой профессионализм, индивидуальный и творческий подход к образовательному процессу.
скетчноутинг для детей
Необычный формат изложения текста привлекает внимание детей. Они не ограничены в плане оформления конспектов, но в то же время понимают свою ответственность за материал, создаваемый на уроке. Основы рисунка специально изучать не требуется. Текст фиксируется на бумаге быстро и просто. Главное, чтобы его содержание было понятно и педагогу, и ученику.
Как создавать скетчи
Итак, как же начать учебный процесс, используя скетчи?
- Подготовьте блокнот формата A4 или лист бумаги для принтера. Не забудьте про черные маркеры, следы которых не видны на другой стороне бумаги. Также вам понадобятся ластик, корректор и набор цветных фломастеров.
- Для создания скетч-заметок не нужны специальные условия. Даже во время конференции слушатели делают наброски, держа блокнот на коленях. Хотя дома или в классе гораздо удобнее делать sketch.
- Продумайте структуру. Создание визуальных зарисовок требует времени. В то же время конспект должен получиться привлекательным. Структура обеспечивает визуальную восприимчивость.
- Помните про стиль. Вы можете использовать любые шрифты, подчеркивания и надписи. Работая в Word через интернет, ключи можно выделить крупными буквами, а пояснения оформить жирным шрифтом или курсивом.
Смело воплощайте свои идеи, ведь скетчноутинг – это не только процесс структурирования информации, но и творческое самовыражение. При этом вам не надо быть художником, чтобы создавать скетч-заметки. Можно обойтись простыми символами: точками, линиями, квадратами, кругами и треугольниками.
Плюсы и минусы
Преимущества использования скетчей в образовании:
- мотивация детей к участию в образовательном процессе;
- индивидуальный подход к обучению;
- развитие и укрепление памяти;
- творческое самовыражение.
Минусов у скетчноутинга практически нет, разве что некоторые учителя считают, что данная техника отнимает много времени и отвлекает учеников от главного. Но здесь все зависит от организационных умений учителя.
Примеры использования скетчноутинга на уроках
Использовать графические заметки можно на следующих предметах:
- История. С помощью карт и схем удобно записывать даты и важные события.
- Литература. Изучение сложных произведений, например, романа «Война и мир» Л. Н. Толстого, можно упростить, если выделять цветом главные мысли автора.
- Алгебра. Применяя метод скетчноутинга в алгебре, можно систематизировать информацию, отмечать основное и важное.
- Окружающий мир. Использовать графики, маркированные списки, стрелки, рамки и геометрические фигуры. Все это поможет повысить качество запоминания.
- Русский язык. Выделять с помощью цвета термины, за каждым из которых можно закрепить любую группу элементов.
- Английский. Оформить карточки для быстрого запоминания сложных слов. Сделать визуальный конспект об образовании прошедшего времени у правильных глаголов.
Использование скетча на уроках способствует лучшему усвоению материала. Техника помогают детям запоминать большие объемы информации и может использоваться для иллюстрации сложных тезисов. Она также способствуют развитию креативного мышления и навыков работы в команде, когда ученики трудятся над совместными проектами. Более того, скетчи позволяют преподавателям адаптировать образовательный процесс под уровень учеников. В целом, эта методика может разнообразить уроки и сделать обучение более эффективным.
Мифы о скетчноутинге
Существует два распространенных мифа о скетчноутинге, которые стоит развеять:
- Чтобы использовать скетч в обучении, надо обладать художественным талантом. Эта методика не относится к искусству, она из разряда структурирования и систематизирования информации. Конспект в первую очередь должен быть информативным.
- Скетчноутингу слишком долго учиться. В sketchnote есть приемы, которые просты, понятны и быстро осваиваются каждым. Фантазировать и вносить свои идеи не запрещается. Поэтому процесс обучения быстрый.
Изучение визуальных схем других авторов представляет собой непростую задачу, а иногда невыполнимую. Эта работа не по шаблону, у каждого свой стиль, ассоциации и опыт. И это вовсе не значит, что ваши собственные записи будут запутанными и сложными для восприятия. Более того, размер текста и, соответственно, количество символов может меняться по мере необходимости.
Как научить школьников скетчноутингу
Обучение ребят скетчноутингу проходит в несколько этапов:
- Демонстрация примеров. Наглядное представление работ учащихся для понимания того, как создать скетч.
- Практические занятия. Преобразование информации в запись в виде символов или ассоциативных картинок.
- Создание блоков. Использование диаграмм, линий и других разделителей текста.
- Одобрение успешно выполненных работ учащихся. Использование правильной похвалы воодушевит детей на новые рисунки.
Внимание! Постепенный переход от легких заданий к наиболее трудным стимулирует познавательный процесс у детей. Плавное освоение всех возможностей обеспечивает «живое» и интересное обучение каждому.
Книги по скетчноутингу
Книги, которые стоит прочесть:
- Дэн Роэм. «Визуальное мышление. Как продавать свои идеи с помощью визуальных образов».
- Нора Хертинг и Хезер Уиллемс: «Довести идею до ума: 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектов».
- Майк Роуди. «Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу», «Визуальные заметки на практике. Продвинутые техники визуальных заметок».
Почему не стоит бояться этой методики
Скетч постепенно входит в повседневную жизнь и рабочие процессы. Особенно он необходим там, где требуется быстро обрабатывать и анализировать большой объем информации. Но, услышав слово sketchnouting, многие по-прежнему испытывают испуг.
Хотя этой методике в сфере образования уделяется довольно много внимания. Но, несмотря на это, находятся люди, которые недостаточно осведомлены в этом вопросе.
Расскажем, с чего начать:
- Подбор инструментов. Кроме ручки и тетрадки, понадобится мобильное устройство. Чтобы приступить к практике, нужно скачать приложение. В нем можно создавать наброски с помощью интерактивных инструментов: ластика, кистей, маркеров и т.д.
- Создание собственной коллекции визуальных иконок. Выбирайте все то, что вам нравится: листочки-цветочки, изображение человечка, лампочки и домики. Чтобы не отвлекаться от процесса, рекомендуем заранее создать библиотеку визуальных элементов.
Каждый может стать автором скетчей, независимо от наличия художественных навыков. Главное – подключить фантазию и проявлять творческий потенциал. А это есть у каждого.
Заключение
Присоединяйтесь к дружной команде онлайн школы СпортЗания, и вы сможете делиться опытом, задавать вопросы и находить поддержку.
Мы предлагаем:
- подготовку к экзаменам и тестированиям;
- изучение иностранных языков;
- курсы по программированию и IT;
- творческие мастер-классы;
- детские лагеря.
Запишитесь на бесплатный вводный курс уже сегодня и откройте дверь в мир новых возможностей!