Советы по изучению иностранных языков от Като Ломб: перечень практических советов от известной писательницы и полиглота

Советы по изучению иностранных языков от Като Ломб: перечень практических советов от известной писательницы и полиглота

Чем знаменита Като Ломб. Как ей удавалось самостоятельно изучать иностранные языки. Универсальные заповеди Като Ломб, которые каждому помогут в изучении английского и других иностранных языков.

Като Ломб – известная переводчица и писательница. Она всю жизнь самостоятельно занималась изучением иностранных языков. Ее рекомендации и советы до сих пор актуальны. Расскажем подробнее о Като Ломб и ее заповедях, которые помогают в изучении иностранных языков.

Чем известна Като Ломб

Будущая переводчица родилась в начале прошлого века в Венгрии. Она получила техническое образование по специальности химика. Однако тягу к иностранным языкам Като ощущала еще в детстве. Она изучала их самостоятельно, используя учебники и художественную литературу.

Несмотря на отсутствие филологического образования, Като работала синхронной переводчицей в Министерстве иностранный дел Венгрии. За всю свою жизнь полиглот освоила в той или иной степени 16 языков. Последний – иврит, она изучала в почтенном возрасте, когда ей исполнилось 90 лет. Также планировала освоить арабский.

Причем сама автор утверждала, что невозможно знать иностранные языки полностью. Помимо родного венгерского, она свободно владела русским, французским, немецким и английским. Другие языки она понимала и могла изъясняться, переводила, прибегая к помощи словаря. По словам полиглота, ей приходилось периодически освежать знания в памяти, пересматривая собственные записи.

Писательницу часто спрашивали, не хочет ли она работать преподавателем. Като сравнивала себя с человеком, перенесшим операцию – его опыта недостаточно, чтобы стать хирургом. Она считала преподавание иной, не подходящей для нее сферой.

Писательница Като Ломб.jpg

Като Ломб написала несколько книг. Наибольшую популярность получили:

  • «Как я изучаю языки». В произведении писательница делится опытом в лингвистике. Она также объясняет, почему любой человек может изучить иностранный язык, даже если считает себя неспособным этому. Произведение – не учебное пособие, однако раскрытые в нем принципы пригодятся в обучении. Оно полезно преподавателям, ученикам и переводчикам, а также всем, кого интересует лингвистика.
  • «Путешествия переводчика вокруг света». Като Ломб одна из первых в мире освоила синхронный перевод. В своей книге она рассказывает о том, как ей пришлось работать в Министерстве иностранных дел Венгрии и посещать разные страны.

Эти книги были переведены на несколько языков.

Какие принципы изучения языков использовала Като Ломб

Во время изучения писательница полностью погружалась в новый язык. Она не только заучивала выражения и разбиралась в грамматике, но также читала много художественной литературы. В этом Като Ломб помогали следующие принципы.

Познакомиться с языком через словарь

Первое, что делала полиглот, – это покупала словарь. Она внимательно пролистывала его, чтобы:

  • познакомиться с буквами и звуками;
  • уловить отличия в написании разных частей речи;
  • присмотреться к длине слов.

Так Като примеряла на себя новый язык, пыталась почувствовать его «на вкус». Работая со словарем, она просто читала и анализировала, но не пыталась сразу заучивать новые слова.

Изучить грамматику и начать читать

Познакомившись со словарем, полиглот бралась за учебник с грамматикой. Она всегда выбирала книгу, к которой прилагался сборник с упражнениями и ответами. Изучив новые правила, она сразу приступала к письменным занятиям по теме, а потом проверяла себя по ключам.

Если упражнения были выполнены с ошибкой, Като заново их делала и дописывала еще несколько фраз по изучаемому правилу. Она осваивала тему строго по тому порядку, в котором они шли в учебнике. Записи с упражнениями писательница сохраняла. Она периодически заново их просматривала, уделяя особое внимание фразам, которые приходилось исправлять.

Параллельно Ломб начинала читать книги, написанные на изучаемом языке. Сначала она подбирала адаптированную литературу. Это были короткие рассказы, написанные простым слогом. Она разбивала их на отрывки, которые перечитывала дважды. После первого прочтения она выписывала фразы, значение которых поняла сама.

Во время второго прочтения писательница использовала словарь. Ломб переводила незнакомые слова и фразы, но выписывала в личную словарь-тетрадь только те, что могли пригодиться ей в повседневной жизни.

Понимание устной речи

Во время молодости Като Ломб не существовало интернета, где можно было бы найти аудиозаписи или фильмы на иностранном языке. Однако полиглот понимала, что научиться читать и писать – это полдела. Также важно понимать устную речь, и это гораздо сложнее.

Писательнице помогло радио. Като ловила волны радиостанций, вещавших на изучаемом языке. Для аудирования она выбирала новости. Она сначала слушала выпуск на родном языке. Затем полиглот подключалась к иностранной радиостанции и пыталась разобраться, о чем говорят в эфире. Во время аудирования она выписывала слова и фразы, которые не смогла понять. Она их переводила с помощью словаря, помня контекст. Спустя несколько дней полиглот переписывала новые слова и фразы в личную тетрадь-словарь для лучшего запоминания.

Практика разговорной речи

Като понимала: чтобы изучить новый язык, нужно тренировать все навыки. Для практики разговорной речи ей нужен был партнер. Сначала писательница пыталась найти преподавателя для устных занятий. Однако не всегда это было возможно.

Тогда полиглот отправлялась на поиски носителя языка. В основном это были женщины. С ними Като было легче налаживать контакт и находить интересные темы для общения. Ломб просила разговаривать помедленнее, пытаясь понять каждое слово, и поправлять ее, если фраза или слово сказано с ошибкой.

Письменные переводы

Чтобы закрепить знания, Като Ломб много переводила. Она брала тексты на родном языке и делала их перевод на изучаемый. Сначала это ей давалось сложно. Писательница не могла правильно выстроить предложение. Тогда Ломб записывала отрывки фраз и наборы слов, а затем обращалась за помощью к преподавателю или носителю языка, с которым практиковала устную речь. Вместе они разбирали ошибки и доделывали перевод.

Полиглот Като Ломб.jpg

Так полиглот доказала, что можно изучить язык, не покидая страну. Она считала, что решение ехать заграницу для языковой практики приносит пользу, но не гарантирует достижение желаемого результата.

Заповеди Като Ломб

Полиглот привлекала внимание общественности своими способностями к изучению языков. Она делилась опытом и рассказывала, как ей это удается. Для всех желающих изучать новые языки полиглот оставила универсальные заповеди.

1. Заниматься ежедневно

Старайтесь каждый день выделить время на занятия, пусть даже 10 минут. Эффективнее делать это утром.

2. Учиться с радостью

Английский и другой иностранный язык не получится изучить, если процесс не приносит радости. Когда стало скучно, пробуйте менять деятельность – вместо письменных упражнений займитесь аудированием или чтением интересной книги.

3. Не забывать про контекст

Простая зубрежка – бесполезное занятие. Запоминайте новые слова и фразы только в контексте.

4. Запоминать разговорные фразы

Во всех языках есть выражения и фразы, которые носители языка чаще других употребляют в устной речи. Во время аудирования или чтения выписывайте их и периодически повторяйте.

5. Переводить мысленно

Като Ломб поделилась приемом, который помогает учить язык, расслабляясь. Она предлагала мысленно переводить названия окружающих предметов и вывесок.

6. Работать с грамотно написанными текстами

Для перевода и запоминания новых фраз следует использоваться тексты, написанные без грамматических и смысловых ошибок. Нельзя допускать, чтобы в памяти фиксировались неверно написанные или неправильно используемые фразы и конструкции.

7. Правильно запоминать

Части речи употребляются в разной форме. Для лучшего запоминания фиксировать их в памяти в том виде, в котором произносите речь – от первого лица единственного числа. Затем, попрактиковавшись с грамматическими упражнениями, будет легко менять их форму по необходимости.

8. Развивать все навыки

Неправильно заниматься только одной деятельностью, например, сначала выучить какие-то определенное число фраз или полностью разобрать грамматику. Изучение должно быть комплексным с одновременным развитием всех навыков.

С первых занятий стоит не только делать письменные упражнения и разбираться с грамматикой, но также и приступать к аудированию и практиковаться в устной речи.

9. Не бояться ошибок

Многие испытывают дискомфорт, когда допускают ошибку и их поправляют. Като Ломб, напротив, – всегда просила указать ей, если что-то сказано или написано неправильно. По мнению полиглота, это лучше, чем запомнить ошибочный вариант.

В ее биографии был показательный случай. Ее пригласили на торжественное мероприятие, организованное иностранным политическим деятелем, побыть переводчиком языка, который она еще не успела освоить достаточно хорошо.

Сначала выступил хозяин мероприятия. Затем Като должна была перевести речь венгерского политика для иностранных гостей. Писательнице далось это с трудом – она допускала множество ошибок. Политик, организовавший мероприятия, постоянно ее поправлял. Однако это не смутило Ломб. Наоборот, в конце она поблагодарила за помощь в переводе.

10. Быть уверенным в себе

Часто при изучении иностранного языка возникает неуверенность в собственных силах. Полиглот была уверена, что это дело каждому под силу. В случае неудач она призывала не ругать себя, а попытаться справиться со сложностями и не останавливаться на пути к поставленной цели.

Като Ломб прожила долгую жизнь и даже в преклонном возрасте продолжала учиться. Благодаря ее советам изучение иностранного языка станет проще и быстрее.

Читайте также

Вам может понравиться

    • советы для родителей
    • английский язык
    • обучение

    Как мотивировать ребенка учить английский

    Психологами разработан ряд методов, как мотивировать детей на изучение английского языка, все они подразумевают формирование у школьника заинтересованности и активную вовлеченность родителей в процесс.

    04.11.2024
    • советы для родителей
    • английский язык
    • плюсы и минусы
    • программы
    • обучение

    Приложения с карточками для запоминания английских слов - ТОП 10

    Современные методы облегчают и ускоряют образовательный процесс. Для удобства учеников и учителей созданы специальные приложения с внедрением карточной системы. Софт удобен тем, что его легко можно включить в любой момент в любом месте.

    04.11.2024
    • советы для родителей
    • английский язык
    • носители языка
    • обучение

    Как разнообразить занятия английским и сделать их более эффективными?

    Если вы решили обучать ребенка азам английского самостоятельно, рекомендуем ознакомиться с советами преподавателей языкового лагеря SportZania о том, как сделать занятия максимально комфортными и эффективными.

    14.08.2022
    • английский язык
    • носители языка
    • обучение

    Как создать языковую среду для изучения английского языка

    Так называется искусственно созданное окружение, выполнение привычных действий не на родном, а на английском языке. Погружение в среду помогает быстрее усваивать информацию и запоминать ее, улучшать качество знаний. Особенно эффективным оказывается использование в течение дня лишь английского при выполнении обычных действий и в разговоре.

    04.08.2022