Расскажем, как оценить уровень школьной готовности, на что он влияет и нужно ли его учитывать перед поступлением в первый класс.
Готовность психики дошкольника к поступлению в школу
Каждый родитель понимает, что ребенка нужно подготовить к первому классу, но многие считают, что речь только об определенном количестве знаний и о различных навыках и умениях вроде чтения, счета и письма. Но психологическая готовность не менее важна и касается она способностей адаптироваться к новой обстановке.
Дошкольник должен быть на том уровне развития, чтобы нормально общаться с ровесниками и учителями, сознавали собственную позицию. У одних это получается и в шесть лет, другим и в семь оказывается слишком сложно.
Критерии готовности малыша дошкольного возраста к началу обучения
Чтобы оценить, подготовленность ребенка к обучению в школе, следует рассмотреть ряд факторов.
Эмоционально-личностная
Чтобы успешно постигать новое и вписаться в коллектив, будущий первоклассник должен научиться концентрироваться, а также контролировать собственное эмоциональное состояние. Это становится базисом, на котором выстраивается и радость от получения интересной информации, и желание получать высокий балл на занятиях.
Социальная
Этот фактор отслеживается по нескольким показателям, так малыш должен:
- знать правила поведения;
- вежливо говорить с другими людьми;
- уметь слушать;
- придерживаться определенного режима;
- не отвлекаться от классной работы в школе и выполнять домашние задания;
- коммуницировать со сверстниками и заводить друзей;
- разрешать возникающие конфликты;
- помогать ровесникам;
- делиться своими эмоциями, чувствами, переживаниями;
- пересказывать, как прошел день;
- оценивать собственные силы и время.
Также у ребенка должна быть здоровая самооценка.
Волевая
Добиться успехов в учебе не получится, если не иметь достаточную мотивацию для этого. Волевая готовность это и определяет, позволяет устанавливать цели, планировать нужные шаги и выполнять их, не нарушая сроков.
Интеллектуальная
Когнитивные способности дошкольника должны быть соответствующим образом развиты. Поступая в первый класс, он должен обладать достаточным словарным запасом и говорить полноценными предложениями. Необходимо научить малыша размышлять логически, выстраивать цепочку размышлений, помочь ему укрепить память, поощрять анализ поступков и из результатов.
Физиологическая
Родителям нужно уделить внимание и физическому состоянию, в том числе детскому здоровью, спортивной подготовке. Заблаговременно проверить, насколько подходят стандартные нагрузки для конкретного ребенка.
Надо проконтролировать, чтобы после уроков у первоклашки было достаточно времени на отдых, прогулку или игры на открытом воздухе.
Как понять, готов ли малыш получать образование
Психологи определяют, насколько дошкольник готов к первому классу, используя тестирование, специальные методы оценки и шкалы диагностики. Направляясь к специалисту, родители должны помнить, что сначала собеседование будет с ними, на что обычно закладывается до 2 часов. А малыш в это время будет выполнять задания тестов.
Роль самооценки
У будущего школьника должна быть здоровая самооценка. Так он сможет разобраться, насколько готов отвечать, какие темы нужно повторить и не боится общаться с другими людьми. Дети основывают оценку себя на основании одобрения со стороны родителей и других значимых лиц.
В семилетнем возрасте многие малыши переживают кризис, после которого самооценка трансформируется, помогая в определении собственных слабых и сильных сторон, воспринимать неудачи и успехи более здраво.
Если у ребенка низкая самооценка, нужно посетить психолога. Он поможет разобраться, в чем причина, и найдет способы с этим справиться.
Какие качества нужно развивать у ребенка
Мама и папа часто мечтают, чтобы первоклассник хорошо чувствовал себя на уроках и переменах, любил учиться и с удовольствием посещал школу. Чтобы дать ему основу для этого, они много времени уделяют чтению, письму и развитию других навыков. Но психологи считают, что полезнее сконцентрировать внимание на таких качествах, как:
- самостоятельность — малыш желает что-то делать сам и получает возможность реализовывать свои идеи;
- ответственность — школьник сам готовится к новому учебному дню, помнит и выполняет домашние задания, не забывает спортивную форму или сменку;
- честность, уважительное отношение к окружающим, вежливость — то, что помогает сосуществовать в коллективе, налаживать общение с другими людьми;
- уверенность в себе.
Родителям надо помочь дошкольнику овладеть социальными навыками, разобраться в эмоциональной сфере. Это даже полезнее, чем научить считать или читать.
Важность психологической готовности к обучению
Когда психика ребенка достигла школьной зрелости, готова участвовать в процессе обучения, к нагрузкам и многочисленным контактам с другими людьми, учиться ему будет легче, а школа вызовет приятные эмоции.
Уровни школьной готовности
Расскажем о четырех уровнях готовности дошкольника к первому классу.
Высокий
- Ребенок хорошо развит физически, проявляет активность.
- Нет хронических заболеваний.
- Развит фонематический слух.
- Обладает достаточно широким кругозором.
- Оперирует большим количеством слов и понятий (3 000).
- Знает цифры, счет, буквы, пытается читать.
- Готов к обучению письму: способен держать ручку, рисовать и т. д.
- Умеет управлять собой, действовать в соответствии с правилами, подчиняется старшим.
- Стремится узнавать новое.
- Справляется с эмоциями и понимает эмоциональное состояние других.
Средний
Аналогичный предыдущему список, главное отличие только в определенных трудностях. Так, у малыша может быть недостаточно хорошей мелкая моторика, или ему требуется помощь со стороны взрослых, чтобы начать учиться, самостоятельной мотивации к этому пока нет.
Ниже среднего
В первую очередь такой дошкольник не особенно желает учиться, ему более интересны игры, а желание получать новые знания возникает иногда и неустойчиво. Есть и другие проблемы:
- недостаточно развита речь;
- слабая концентрация на учебных задачах;
- слабое развитие логического мышления.
Такому ребенку сложно в первом классе. Несмотря на хорошее физическое развитие, он теряет мотивацию учиться, а маме и папе приходится буквально направлять каждое его действие при выполнении заданных на дом упражнений. Желательно отложить поступление в первый класс на следующий год.
Низкий
Задуматься о том, чтобы оформлять ребенка в школу только через год, нужно, если у малыша:
- Удовлетворительное физическое состояние.
- Есть хронические заболевания, замедляющие развитие.
- Скромные знания об окружающем мире.
- Маленький активный лексический запас.
- Слабо развитая речь.
- Рука не готова к письму, нет четкости в мелкой моторики.
Дети с таким уровнем готовности к школе не могут самостоятельно пересказать прочитанную им историю, теряются, не способны четко формулировать предложения и пока не показывают мотивации к учебе.