Я обиделся! Как вести себя с обидчивым ребенком

Я обиделся! Как вести себя с обидчивым ребенком

Обидчивые дети часто демонстрируют свои чувства тому, кто является причиной их обиды. «Пусть посмотрит, как мне плохо и тоже пострадает!» А это уже не что иное, как манипуляция. Уводите ребенка от этого, давайте понять, что таким образом невозможно построить здоровые отношения между людьми.

Все мы умеем обижаться. Но происходит это по-разному: адекватно – в ответ на грубость, хамство, унижение или неадекватно, без всякого видимого повода. Во втором случае это вечная подозрительность, когда человеку кажется, что весь мир настроен враждебно. Подобная обидчивость может стать не только привычкой, но и чертой характера.

Обидчивый ребенок: когда и почему возникает это чувство

Малыши начинают обижаться в три года. Однако пока это только быстро проходящая реакция на неудачу. Это мимолетное чувство. А в старшем дошкольном возрасте обида носит более осознанный характер. Некоторые дети погружаются в нее настолько сильно, что она оседает в душе неподъемным грузом.

DSC01079.jpg

Когда ребенок переступает порог школы, у него появляется очень много поводов для обиды. Прежде всего, учитель. На втором месте – одноклассники. Отношения в коллективе не всегда складываются просто, а учитель почему-то не замечает, не захваливает по любому поводу, как родители дома. А сосед по парте мало того, что лучше учится, так еще и не дает списывать. Понятно, что он тоже быстро становится для малыша «плохим». Обидчивых людей всю жизнь сопровождают зависть, недоверие, мнительность. А корни всего этого нужно искать в раннем детстве.

Что делать взрослым, если ребенок обидчивый

Обида мешает нормально жить, причем не только тому, кто ее испытывает, но и окружающим. Поэтому так важно вовремя заметить в ребенке склонность к обидчивости и предпринять необходимые меры:

  • Обидчивым детям очень тяжело дается участие в конкурсах и соревнованиях. В период адаптации не нужно подвергать малыша таким испытаниям. Разумеется, все хотят выиграть, но победитель обычно бывает только один. Огорчение от проигрыша – это нормально. Но обидчивый ребенок не сумеет быстро справиться со своими чувствами, и это может помешать ему общаться и дружить с одноклассниками.

  • В школьной жизни всегда хватает соревновательности. В течение одного только дня каждый ученик испытывает самые противоречивые чувства. Хорошо, если все это преходяще. Но склонные к излишней обидчивости дети болезненно реагируют как на критику, так и на похвалу. Они очень падки на лесть, поэтому хвалить их нужно только по делу и в меру.

  • Важно понимать, что любая обида – лишь вершина айсберга. Корни этого чувства уходят в самые ранние детские годы или даже в генетическую память. Неудовлетворенность, недолюбленность, неприятие себя, низкая самооценка? Значит, упущено что-то важное, базовые для человека потребности. Обидчивость – обычно наследственная черта характера. Дети в этом не виноваты, но они все равно нуждаются в нашей помощи. Постарайтесь сдвинуть обиду своей любовью, пониманием, лаской, вниманием, прислушивайтесь к нуждам ребенка.

  • Обязательно обсуждайте с малышом его чувства и эмоции, учите анализировать ситуацию, понимать поведение других людей, искать причины своей обидчивости. Повторяйте, что внешняя оценка посторонних людей не так важна, как собственная самооценка, уважение и любовь к самому себе, здоровый эгоизм.

  • Обидчивые дети часто демонстрируют свои чувства тому, кто является причиной их обиды. «Пусть посмотрит, как мне плохо и тоже пострадает!» А это уже не что иное, как манипуляция. Уводите ребенка от этого, давайте понять, что таким образом невозможно построить здоровые отношения между людьми.

  • Переключайте внимание на другие виды деятельности. Займитесь с малышом творчеством, ведь здесь важен не только результат, но и сам процесс. Любое творчество увлекает и отвлекает, поднимает настроение и самооценку, помогает создавать новое и чему-то учиться. А главное, ребенок будет работать не за оценку или похвалу, а просто потому, что ему это нравится.