Одаренный ребенок, индивидуальный подход

Одаренный ребенок, индивидуальный подход

Одаренный ребенок нуждается в индивидуальном подходе. Особенности талантливых детей, работа с ними, причины трудновоспитуемости, советы родителям.

Одаренный ребенок — это малыш, обладающий способностями, превышающими свойственную для возраста норму. Родителям важно вовремя рассмотреть дремлющий талант и помочь развитию.

Одаренный ребенок: в чем особенности

По мнению психолога Д. Рензулли, одаренные дети отличаются значительным потенциалом в определенной сфере, там, где врожденные способности совпадают с мотивацией и творческим мышлением. Малыши могут быть и просто умными, различия покажет таблица:

Высокий уровень интеллекта

Одаренность

Усердно работают, чтобы добиться цели. Оценки и признание мотивируют стараться дальше.

Длительный процесс приводит к скуке или разочарованию. Похвалы и традиционная система обучения не подталкивают работать.

Чаще стремятся дать ответ. Умеют обрабатывать и хранить информацию, работоспособны, что может приводить к научным достижениям.

Задают больше вопросов. Любопытны и могут так углубиться в тему, что легко превзойдут педагога.

Любят занятия в школе.

Считают групповое обучение тратой времени. Могут взять ответственность за собственное образование или привлечь родителей на помощь.

Проявляют находчивость.

Выдают оригинальные решения.

Следует понимать, что одаренный ребенок — еще не вундеркинд, который опережает прочих и способен в нежные годы продемонстрировать культурно значимые достижения. Такие талантливые умы редкость, а вот направленности встречаются у каждого пятого дошколенка и нуждаются в родительской поддержке.

Природа детской одаренности

Психологи до сих пор спорят о том, какой ребенок может считаться по-настоящему одаренным. Существуют два подхода к этому вопросу:

  1. Каждый малыш талантлив по-своему, раскрытие зависит от индивидуального рассмотрения. Проблема этой позиции в том, что специфика особенного таланта смазывается. Подрастая, маленькая звездочка внезапно оказывается обычным школьником, и это негативно сказывается и на личности, и на настроении родителей.
  2. Одаренность проявляется у немногих, потому следует вовремя отыскать их и дать возможность дальнейшего развития. Становится актуальным вопрос создания методик для выявления детей, которых наделила особенными способностями и богатым умственным потенциалом природа.
Особенности одаренного ребенка

Нужно помнить, что развивая только один задаток, пусть выдающийся, не получится совершенствовать одаренность. Необходимо гармоничное совершенствование с учетом интересов юного творца.

Сферы, в которых проявляется исключительный талант

Даже в юном возрасте можно заметить, что больше интересует ребенка. Психологи пришли к выводу, что одаренность может проявляться в конкретных сферах. Выделяют пять видов:

  • интеллектуальная подразумевает умение концентрировать внимание, высокий уровень интеллекта, критическое мышление и способность анализировать;
  • академическая характеризуется великолепной памятью, стремлением к обучению;
  • креативная выражается в нестандартном образе мысли, богатом воображении, желании выражать себя в творчестве — актерском мастерстве, танцах или музыке, писательстве, рисовании;
  • социальная предполагает наличие организаторских способностей и лидерских задатков, развитого эмоционального интеллекта, необходимого будущему руководителю, восприимчивости к чувствам других людей;
  • психомоторная заключается в опережающем норы физическом развитии, интересе к спорту.

Врожденные способности, которыми могут обладать малыши, отличают их от сверстников. Помогают схватывать материал на лету, отлично запоминать услышанное и прочитанное, решать сложные задачи или рассуждать о темах, которые ровесникам неизвестны. Наблюдая за ребенком, можно увидеть эти особенности.

Как выявить одаренность

Одаренный ребенок — это не готовый продукт, наследственность не гарантия исключительного таланта. Требуется приложить усилия, для развития и воспитания. В 5–6 лет уже проявляются склонности и способности, которые можно раскрыть к 8 годам. Подсказать родителям, что малыш особенный, могут такие моменты:

  • дети начинают говорить быстрее сверстников, читать или писать раньше них;
  • отличаются хорошей концентрацией внимания;
  • обладают внушительным словарным запасом;
  • находят новые способы решения задач;
  • стремятся к познавательной деятельности, любопытны, глубоко исследуют тему, поглощают контент;
  • совершенствуют игры;
  • запоминают песни, стихи или факты, вызывающие их интерес;
  • пользуются абстрактным мышлением;
  • поражают развитой фантазией, могут придумывать фантастические миры и оригинальные сюжеты.

Не нужно ставить перед собой целью обязательное выявление у ребенка одаренности. Обратить внимание на задатки желательно, чтобы помочь в раскрытии потенциала. Родителям стоит поощрять увлечения малыша, даже если на первый взгляд хобби не кажутся достойными. Тот, кто в детстве рисовал на обоях, может вырасти известным дизайнером.

Одаренный ребенок в классе

Попадая в школу, дети испытывают стресс, приходится привыкать к новому образу жизни. И одаренный ребенок не сразу начинает преуспевать на фоне обычных одноклассников. Способность учиться, усваивать предлагаемую информацию — одна сторона особого таланта. Такие ребята радуют родителей высокими оценками, а вне занятий мало отличаются от других.

Интеллектуальная одаренность, когда малыша отличает интерес к самостоятельным прогнозам и выводам, когда ребенку любопытно задавать вопросы и углубляться в тему, может не понравиться учителям. Педагоги не успевают вникать в особенности, потому достижения в одном предмете могут сочетаться с полным провалом в другом. Дети могут не общаться со сверстниками и увлекаются другими вещами.

Творческие дети нестандартно воспринимают окружающий мир. Должного понимания ни со стороны ровесников, ни со стороны взрослых могут не получить. Если в коллективе не выстроена дружеская атмосфера, такие малыши могут столкнуться с травлей. Артистические и художественные таланты требуют дополнительного развития, но стандартная школа может научить общению, взаимодействию в группе, дает возможность получить и долю восхищения и признания. Участие в мероприятиях поможет совершенствовать музыкальный талант или пробовать новые амплуа.

Типичные детские школьные проблемы во многом связаны с работой педагогического состава и отношением, которое проецируется на класс. Важно внимательно выбирать учебное заведение.

Принципы сопровождения одаренных детей

Психологами выделено несколько принципов, которые помогают найти и развить одаренного ребенка:

  1. Определение таланта требует подключения и внимательного наблюдения, и специальных психологических тестов, а также вовлечение в интеллектуальные игры и оценку экспертов. Комплексный подход может не спасти от ошибки, потому выявление талантов малыша не должно быть самоцелью, это только стимул для дальнейшего совершенствования.
  2. За поведением нужно наблюдать несколько лет, изучая поведение и в жизни, и во время занятий.
  3. Глубокому анализу следует подвергать то, как ребенок занимается интересной сферой деятельности.
  4. Методы тренингов помогают устранить психологические барьеры, снизить влияние комплекса неполноценности или звездности, научить общению.
  5. Подключая конкретных специалистов, важно помнить, что таких людей может отличать консерватизм в отношении детского творчества. Полностью полагаться на их мнение не нужно.
  6. Признаки одаренности следует сравнивать с актуальным уровнем психического развития. Так можно выстроить индивидуальную траекторию обучения.
  7. Предпочтительные методики психодиагностики: наблюдение и беседа, экспертные оценки, предметный анализ результатов деятельности и эксперимент в естественных условиях.
Работа с детьми

Потенциально одаренные дети встречаются часто, но особые таланты раскрываются не у каждого.

Причины трудновоспитуемости

Одаренный ребенок в школе может оказаться «трудным». В трудновоспитуемость вкладывали социальную и педагогическую запущенность, но современный подход предлагает использовать термин для описания сознательного или бессознательного сопротивления малыша воздействию со стороны преподавателя. Проблему вызывают разные причины, включая и особенности характера, личностные качества, и другие факторы. Будущий гений может оказаться головоломкой для преподавателя во время обучения, а задатки останутся незамеченными.

Работа с талантливыми детьми сложна для педагога; их отличают:

  • любопытство и нетерпеливость,
  • повышенная возбудимость,
  • упрямство;
  • эмоциональная чувствительность,
  • гордость;
  • высокие требования к окружающим,
  • склонность обвинять себя или самолюбие.

Не каждый такой малыш отличается высокими социальными навыками, отчего может замкнуться в себе и оказаться трудновоспитуемым. Потому создаются специальные образовательные программы и даже экспериментальные школы и центры.

Для особенных детей естественно быть не разносторонними или дисгармоничными. Важно помогать в преодолении препятствий, поддерживать, внушать уверенность в собственных силах.

Советы родителям

Избежать решающих ошибок в воспитании родители могут, если будут следовать рекомендациям психологов:

  • Нужно обращаться к профессионалам, чтобы своевременно заметить способности и создать оптимальные условия для развития ребенка.
  • Помочь в раскрытии талантов могут секции, кружки, платформы в Интернете, где дети общаются с единомышленниками и погружаются в сферу интересов целиком. Надо стремиться к гармоничному и уравновешенному совершенствованию, не упирая только на одаренность.
  • Не следует требовать от малыша отличного результата или подталкивать к увлечению тем, к чему раскрылись врожденные задатки. Даже в нежном возрасте не отнимайте у маленькой личности право выбора, чем заниматься.
  • Желательно поддерживать и поощрять, но не перехваливать, постоянно подчеркивая значение и исключительность. Впоследствии сверстники могут нагнать, что приведет к разочарованию.

Главный совет прост: одаренный ребенок — это не успешный проект, а малыш, которого нужно в первую очередь искренне любить. Семья должна проявлять чуткость, помогать и разделять интересы. Роль мамы и папы невозможно переоценить. Маленькие гении с трудом находят друзей, и родителям следует уделить внимание поиску единомышленников, близкого по духу человека. Не стоит лишать будущего ученого или художника, спортсмена или музыканта детства.