Как развить воображение у ребенка – советы педагогов

Как развить воображение у ребенка – советы педагогов

Важность воображения и пространственного мышления, виды воображения и этапы его формирования, способы развития воображения у ребенка с помощью упражнений и игр.

Воображение формируется с раннего детства. Взрослые должны помогать детям развивать фантазию и творческие навыки. Без этих способностей невозможно гармоничное развитие личности, умение ориентироваться в социуме, достижение успеха в выбранной специальности. Чтобы развить воображение у ребенка, необходимо понять, что собой представляет эта человеческая способность.

Важность воображения для ребенка

Без воображения невозможно корректное развитие познавательной активности и психоэмоционального состояния ребенка. Оно необходимо для формирования идей, нахождения выходов из ситуаций, устранения проблем. Ребенок развивается в интеллектуальном, эмоциональном и социальном плане, становится увереннее. И эти личностные изменения сохраняются на всю жизнь.

Взрослые должны как можно больше внимания уделять творческому развитию ребенка дошкольного возраста. Творческие способности тесно связаны с навыками умственной деятельности, умением обучаться, критически мыслить, строить логические умозаключения, анализировать полученные знания. Родители причиняют огромный вред ребенку, игнорируя его потребность в творческом развитии, считая воображение чем-то несущественным и даже вредным.

Некоторые родители полагают, что, играя и фантазируя, дети постепенно отвыкают от восприятия реальности, начинают жить в своем вымышленном мире. В действительности, строя дом из песка или используя листья в качестве денег, малыши учатся понимать жизнь, встраиваются в окружающую обстановку, в социум.

Виды воображения

По интенсивности прилагаемых усилий воображение бывает:

  • пассивным — мечтательным, неосуществимым;
  • активным — генерирующим то, что можно воплотить в жизнь.

По выраженности преобразований оно бывает:

  • продуктивным — обеспечивающим процесс творения;
  • репродуктивным — заимствующим чужие идеи, создающим из них нечто новое.

Поскольку дошколята не имеют достаточного количества навыков и знаний, их воображение преимущественно продуктивное. Оно может стать репродуктивным, если малыш посмотрит мультфильм или прочитает рассказ, усвоит из этого произведения идеи, захочет проиллюстрировать их на себе и окружающих людях. Причем зачастую ребенок даже не догадывается, что созданный им образ в действительности скопирован, не является оригинальным. В детском представлении все возникающие в голове образы и идеи уникальны, о них не знает никто.

Мальчик

Детское активное воображение бывает нескольких видов:

  • эмоциональное — воссоздающее пережитые эмоции;
  • звуковое — формирующее музыкальные, словесные, шумовые образы, не являющиеся аналогами ранее услышанных звуков;
  • двигательное — создающее формы движения;
  • вербальное — образовывающее новые слова, фразы, выражения, формирующее подборку частей речи по принципу аналогии;
  • невербальное — создающее в сознании визуальные образы.

Этапы развития воображения дошкольников

Выделяют 3 этапа развития воображения в дошкольном возрасте:

  1. 2–3 года. В этом возрасте активно совершенствуется познавательное и эмоциональное воображение. Малыш воспроизводит привычные действия в разных вариациях, прокручивает пережитые эмоции.
  2. 4–5 лет. Интенсивно развивается познавательный вид воображения, который проявляется исполнением определенной роли в игре, изобразительным творчеством, конструированием, декламацией литературных произведений. Детские фобии проявляются меньше, а эмоциональное воображение обычно затухает.
  3. 6–7 лет. Фантазия дошкольника обретает целостность, выстраиваемый в сознании мир минимально связан с действительностью. Ребенку хватает единственного объекта, чтобы на его основе вообразить действие, воплотить желания и идеи. Нередко проявляется эмоциональное воображение, обычно оно нацелено на ослабление негативных внешних воздействий на психику. Если такие воздействия сильны и регулярны, есть риск полного погружения ребенка в фантазийный мир, перехода в состояние отрешенности.

Назначение пространственного мышления

Когда пространственное мышление развитое, дошкольник свободно представляет самые разные объекты, распределяет их в вымышленном пространстве, в котором умеет ориентироваться. Без развитости такого мышления невозможна дизайнерская, инженерная, конструкторская, архитекторская деятельность. Но даже если предположить, что ребенок в будущем будет заниматься другой деятельностью, не стоит игнорировать необходимость развития пространственной визуализации.

Способность воображать предметы, производить с ними в мыслях разнообразные действия довольно важна для профессиональных спортсменов, художников, чертежников, хореографов, математиков. Даже в быту каждый человек периодически пользуется пространственным мышлением, когда обставляет интерьер, въезжает на автомобиле на парковку, фотографирует. Навык ориентации в пространстве может быть даже спасительным, когда нужно отыскать правильный путь.

Как развить воображение у ребенка

Способов развития детского воображения множество. Их следует чередовать, объединять, чтобы у дошкольника сохранялся интерес к занятиям.

Рассказы

Маленькие дети обожают слушать увлекательные истории. У ребенка возникает желание выражать собственные мысли и эмоции. Дошкольник не просто слушает рассказ, а, задействовав воображение, участвует в сюжете, переживает его. Так совершенствуется творческое мышление.

Ребенок

Не стоит ограничиваться детскими сказками и рассказами. Родитель может рассказывать забавные эпизоды из своей жизни, обсуждать с ребенком просмотренный мультфильм или фильм. Можно говорить о любопытных исторических фактах, о необычных географических и природных объектах. Это не только способствует развитию воображения, но и положительно влияет на интеллект, расширяет индивидуальный словарь. Также можно поиграть с ребенком в сценаристов, придумывать увлекательные сюжеты фильмов.

Изобразительное творчество

Чтобы излить возникающие в воображении образы, маленький ребенок начинает рисовать на первой попавшейся поверхности. А родители потом хватаются за голову, видя измалеванные стены.

Пресекать первые попытки малыша заниматься творчеством нельзя. Лучше обеспечить условия для рисования, купить художественные принадлежности. Можно записать ребенка в художественную школу. Как можно чаще посещайте всей семьей выставки и галереи изобразительного искусства. Покупайте детские книги с обилием иллюстраций и сборники репродукций известных картин.

Важный совет для родителей — не влезайте в творческий процесс ребенка, не пытайтесь вставить рациональное зерно, не критикуйте детскую работу, которая вам может показаться странной и непонятной. Ребенок вправе выражаться через творчество так, как ему хочется.

Изучение природы

Наблюдая за объектами живого мира, дошкольники удивляются их способностям и особенностям, размышляют, почему они так не умеют. Почему они не могут плести паутину, как пауки, летать, как птицы, дышать под водой, как рыбы. Такие размышления приводят к фантазированию. Возникают дизайнерские, конструкторские, прикладные идеи. Также постоянное взаимодействие с природой позитивно влияет на физическое и психоэмоциональное здоровье, расширяет кругозор, стимулирует мыслительные процессы.

Чтобы развить воображение у ребенка, родителям рекомендуется регулярно водить его в парки, скверы, ботанические сады, оранжереи. Если есть возможность, стоит брать дошкольника с собой на рыбалку, в лес по грибы, на дачу. Родители должны не просто гулять вместе с малышом, но заниматься его обучением, рассказывать об окружающих природных объектах. Пусть ребенок собирает и осматривает цветки, листья, плоды, шишки. Пусть лепит из снега, возводит домики из речного песка, делает шалашик из листьев. Не нужно ему препятствовать.

Проявления детского любопытства

Маленькие дети необычайно любопытны. Любопытство стимулирует мыслительные процессы и стремление к изучению того, что еще не знакомо. Поэтому дошкольники мучают родителей постоянными вопросами. Игнорировать их нельзя. Родители должны отвечать детям, разговаривать с ними. Если сам родитель чего-то не знает, не стоит отмахиваться, лучше предложить малышу поискать ответ.

Творческое мышление

Родитель может сам задавать дошкольнику вопросы, стимулируя его мыслительную деятельность. Если какой-то пережитый опыт вызвал у ребенка большой интерес, нужно его удовлетворить. Например, если малыш после похода в цирк заинтересовался слонами, следует прочитать ему рассказ об этом животном, посмотреть художественный или документальный фильм. Полезный опыт для развития воображения — путешествия, знакомство с новыми местами.

Игры с использованием воображения

В процессе такой игры ребенок выстраивает воображаемый мир, активно включается в него, действует как персонаж или автор. В качестве примера можно привести всем известную игру «Дочки-матери». Дошкольник может представить себя продавцом, торгующим вылепленными из песка пирожками за деньги-листочки. Или он может стать талантливым певцом, исполняющим песню в микрофон-палочку. Любые подобные действия демонстрируют мировосприятие ребенка.

Игровой процесс с применением воображения помогает дошкольнику осознать, что ему нравится и нет, адаптироваться к окружающему миру, познать действительность. Родителю следует подыгрывать, не удивляться внезапным заявлениям ребенка. Это нормально, если малыш просит отведать «испеченный» им из песка куличик.

Рекомендуется приобрести или изготовить своими руками игрушки и приспособления для игр, которые нравятся дошкольнику. Если, например, ребенок любит играть в магазин, можно изготовить кассу и прилавок, приобрести игрушечные банкноты.

Головоломки, пазлы, мозаики

Собирая пазлы, танграмы, прочие схожие мозаики, ребенок эффективно тренирует пространственное мышление. Чем младше дошкольник, тем меньше элементов должно содержать сборное полотно. Дети постарше вместе родителями увлеченно собирают пазлы, состоящие из сотен, даже тысяч элементов. Все популярнее становятся объемные, то есть 3D-пазлы. Они еще лучше способны развивать пространственное мышление.

Конструирование

Конструктор по своему влиянию на мыслительную деятельность ребенка схож с 3D-пазлами. Преимущество в том, что из деталей конструктора каждый день можно собирать нечто новое. Наиболее популярный набор — Lego, простой в использовании, делающий творческий процесс неограниченным. Главное — он универсальный, позволяет вволю фантазировать. Не стоит приобретать тематические конструкторы, предназначенные для сборки конкретного предмета. Иначе малышу быстро надоест набор, он потребует новый.

Игры с ровесниками

Лучший возраст ребенка для знакомства с конструктором — 5–6 лет. В этом возрасте уже достаточно развита моторика пальцев. Родителю следует играть вместе с ребенком, при необходимости корректировать его действия, подсказывать лучшие и оригинальные варианты конструирования.

Математика

Важно познакомить ребенка с геометрическими фигурами до поступления его в школу. Дошкольник должен понять, в чем особенности 2-мерных и 3-мерных форм, чем они различаются, как называются. Отличный способ развить воображение у ребенка — складывание объемных геометрических фигур из бумаги, составление из них плоскостных изображений.

Помимо геометрии, важно уделять внимание арифметике, выполнять с дошкольником упражнения в игровой форме. Полезны для развития воображения построения на компьютере диаграмм, графиков. Они помогают быстрее и легче разобраться в информации, особенно если у человека визуальный пространственный вид интеллекта.

Настольные игры

Очень полезны для формирования пространственного мышления настольные игры, поля действий которых представляют собой карты местности, лабиринты, площадки для выполнения действий или столкновения противоборствующих сторон. Речь идет и о сюжетных играх, таких как Catan, Forbidden Island, так и о шашках и шахматах. 

Читайте также

Вам может понравиться