Ребенок стесняется отвечать на уроке - советы психолога

Ребенок стесняется отвечать на уроке - советы психолога

Самой частой причиной того, что ребенок боится отвечать на уроках, является невыученный материал. Первым шагом к риторическим упражнениям должна быть тщательная подготовка домашнего задания.

Проблема, когда ребенок боится отвечать на уроках, не является редкостью. Об этом говорят родители, преподаватели и психологи.

Природа страха перед устными ответами

По многим предметам устные ответы ученика составляют 50 % оценки в табеле. Добровольность участия и качество отвеченного оцениваются преподавателем субъективно. Однако желание отвечать требует свободы. Не все дети поначалу справляются с этим хорошо.

Классная комната — огромный кусок памяти человека, а школа — сумасшедшая смесь ужаса и ликования. Для многих эти воспоминания неприятны и связаны с конкретными учителями, на чьих уроках страшно было ошибиться.

  DSC01079.jpg

Постоянно учащиеся говорят о страхе перед внезапным вызовом на устный ответ в классе. Дети заранее боятся болезненной ситуации, когда им придется отвечать у доски:

  • учитель шелестит страницами классного журнала;
  • кого вызовут к доске на этот раз?
  • лучше смотреть на учителя или отвернуться?
  • дыхание перехватывает, сердце хочет выскочить из груди, выступает пот.

А потом, за секунды до того, как имя будет названо, молниеносная уверенность — на этот раз твоя очередь. Ребенок не может хорошо учиться, когда он напуган — опасная ситуация сводит на нет процесс обучения.

Почему страшно говорить, когда тебя слушает много людей

Коммуникативное поведение части класса на уроке не соответствует педагогическим ожиданиям. В адрес этих детей нередко поступает учительская критика и их пассивность отражается на итоговых оценках. Кроме невыученного материала, существует несколько причин ощущения панического страха устных ответов:

  1. Страх ответить неправильно. Застенчивым детям нередко приходится выдавливать из себя информацию, даже имея в голове верный ответ. Их разрывают изнутри противоречия насчет правильности ответа и раздражает, когда одноклассники оказываются быстрее. Спокойные дети боятся, что над их идеями будут смеяться.
  2. Стеснительных учеников недооценивают. Дети-интроверты тщательно обдумывают свои мысли, относятся к материалу более дифференцированно, не говорят что попало, а размышляют, прежде чем дать ответ. Им нужно время для раздумий, тогда материал усваивается лучше. В школе не всегда есть такая возможность. Робкие школьники будут участвовать в занятиях, если они уверены на 100 %.

Если не обращать внимания на таких школьников, их комплексы перерастут в стойкую глоссофобию — боязнь публичных выступлений.

Методы, помогающие ребенку отвечать у доски

Если ребенок боится отвечать на уроках, помогать ему должны все взрослые, включенные в систему воспитания.

Родители могут воздействовать на речевое поведение сына или дочери в повседневной жизни:

  • практиковать четкую, медленную речь;
  • проводить вечерние чтения вслух с распределением ролей, где ребенок может тренировать свой голос;
  • во время совместного чаепития организовывать выступления за круглым столом — так дети научатся поддерживать зрительный контакт с людьми.

Похвала и поощрение родных укрепляют уверенность ребенка в себе и убеждают его в том, что он на правильном пути.

развитие7.jpg

Школьные учителя не должны давить на застенчивых детей, а оставлять им время продумать ответы на вопросы и только потом вызывать к доске.

Если тандем школа-семья не дают результатов и страх устно отвечать перед одноклассниками не проходит, то на помощь должен прийти психолог.

Типичные ошибки родителей

Родители лучше всех чувствуют своих детей, но допускают ошибки, которые могут нанести им непоправимый психологический вред во взрослой жизни:

  1. Критика важна, пока она уместна. Однако если детей слишком часто критикуют, унижают или даже смущают родители, это влияет на их уверенность в себе.
  2. Между личными амбициями и ожиданиями существует тонкая грань. Мамы и папы используют своих детей для достижения собственных мечтаний или хотят, чтобы они всегда были лучшими.
  3. Нельзя игнорировать проблемы ребенка в надежде, что все само пройдет. В большинстве случаев ситуация ухудшается из-за отсутствия поддержки.

Использование силы памяти для пробуждения собственного школьного опыта нередко связано с эмоциональной болью. Но это заставляет сопереживать тому, что испытывает ребенок. Родители не должны говорить беспощадные фразы: «Мне это не навредило» или «Все должны пройти через это». Если ребенок боится отвечать у доски, то родители должны согласовать с учителями индивидуальный подход на время адаптации и сделать его жизнь легче.

Советы психологов

Быть тихим и сдержанным — это сила, которую в нашем быстро меняющемся обществе часто ошибочно принимают за слабость. Потому что открытые, коммуникабельные дети лучше вписываются в любой коллектив. Спокойным детям есть что сказать, но они стесняются.

Чтобы развить свободу слова у стеснительной части класса, учителю необходимо менять методику проведения уроков:

  • давать на размышления больше времени;
  • предоставить возможность выразить мысли на бумаге;
  • объединять детей в группы для подготовки совместных докладов;
  • задавать на дом подготовку к презентациям, во время представления которых картинки будут помогать повествованию.

В редких случаях ребенка можно опросить после урока один на один.

Тренировка навыков устной речи

Самой частой причиной того, что ребенок боится отвечать на уроках, является невыученный материал. Первым шагом к риторическим упражнениям должна быть тщательная подготовка домашнего задания. Затем выученное надо озвучить. Это делается поэтапно:

  1. Наговорить на диктофон и прослушать как бы со стороны. Подойдет запись видео.
  2. Повторить перед зеркалом, не отводя взгляда от собственных глаз. Это не страшно — себя обидеть невозможно.
  3. Озвучить материал членам семьи, ответить на их вопросы.

Если ученик уверенно владеет информацией, отрепетировал дома несколько раз, то его не испугает внимание одноклассников, когда он будет говорить перед ними у доски.

Взгляд учителя на работу с классом

Обычно учителя воспринимают свою работу с учениками как рутину. От характера педагога зависит, как он проводит опрос класса:

  • вызывает отвечать желающих или тех, кто по всем признакам не готов;
  • кому нужно исправить средний балл или из желания проучить и ухудшить ситуацию.

zanyatiya-v-lagere.jpg

В идеале учителя должны стремиться научить своему предмету всех детей, а для этого методы давления и запугивания не подходят. Нужно искать другие пути.

Немецкий учитель Фредерик Вестер провел тест с двумя группами учащихся из разных классов. Через несколько недель был протестирован хорошо проработанный учебный материал. Результат заставил задуматься чиновников и родителей.

Группа учеников

Методика опроса

Результат

1

В дружеской, ободряющей манере школьникам было предложено показать, что они знают по изученной теме

91 % класса усвоили информацию и давали правильные ответы

2

Детей вызывали к доске по фамилиям, диалоги велись жестко, не отклоняясь от материала урока, без улыбок и одобрений

Только 50 % в угрожающей атмосфере смогли справиться с устными ответами

Учителей, разыгрывающих свое превосходство и намеренно ставящих учеников в неловкое положение, немного. И достаточное количество родителей мирятся с тем, что их дети подвергаются такому стрессу. Поэтому совместные обсуждения помогают понять друг друга и освобождают детей от давления страха.

Читайте также

Вам может понравиться