Реджио-педагогика используется как программа воспитания дошкольников в США, Европе и некоторых странах Азии. Она основана на глубокой философии. Практика показывает, что результат применения данной методики значительно отличается от результатов, полученных от традиционных российских программ.
В этой статье рассмотрим подробнее, что такое реджио педагогика, какие основные принципы этой методики и правила по отношению к детям.
Что такое реджио-педагогика, история появления
Данную систему начал внедрять педагог из Италии Лорис Малагуцци, который по совместительству являлся психологом. Он посвящал делу всей своей жизни – воспитанию и обучению детей – огромное количество времени и работал в городе под названием Реджо-Эмилия. Здесь он родился и, как оказалось впоследствии, очень пригодился. В военное время он не переставал учить детей в детском саду, оказывая им поддержку и обогащая новыми знаниями.
Все свои наработки в области педагогической деятельности, направленной на воспитание и обучение особенных детей, Малагуцци использовал в своем научном труде, который с успехом защитил. Такова история появления одной из самых популярных направлений в современной педагогике.
Лорис вдохновлялся трудами Монтессори и Выгодского и создал специальные детские учреждения для малышей от 3-х до 6-ти лет, где за основу бралась теория Малагуцци. К ребенку здесь было особое отношение. Проводилась работа и с семьей, согласно принципам нового направления педагогики. Россия также взяла на вооружение метод итальянского ученого и многие принципы философии реджио.
Основные принципы реджио-педагогики
Основных принципов реджио-педагогики всего семь. Они являются важными характеристиками данного направления, которые отличают методику от традиционных подходов к работе с дошкольниками.
- Дети могут строить свое обучение сами. Согласно Малагуцци дети способны являться инициаторами процесса обучения. Ими движет интерес ко всему новому: новым знаниям, информации, самой учебной работе. Это их вдохновляет. Поэтому они знают, как лучше всего выстроить этот путь. Реджио-педагогика утверждает, что дети в процессе обучения – это соратники учителя, активные участники действий, а не пассивные наблюдатели.
- Дети взаимодействуют внутри своих сообществ и обучаются в результате этого общения. Обязательна возможность контакта с окружающим миром (на открытом воздухе). Учеба и воспитание основывается на взаимоотношениях. Дети лучше вовлечены в процесс, когда это происходит сообща, а не поодиночке. И лучше, если группы будут подобраны по возрастам и по интересам. Потому реджио-педагогика рекомендует создавать небольшие группы и работать непосредственно с ними в детсадах. Личность формируется через коммуникацию со сверстниками, взрослыми и всем, что нас окружает.
- Дети являются прирожденными коммуникаторами, за что их следует хвалить и позволять выражаться любыми достойными способами. Этот принцип педагогики реджо еще знают, как концепцию «Сотни детских языков». Смысл ее заключается в том, что малыши – это естественные «природные» коммуникаторы, а потому необходимо поощрять их общение. Нужно, чтобы ребенок выражал свои мысли, чувства и эмоции. Можно использовать разные способы: рисунки, скульптура, танец. Воспитатель через все эти способы узнает также, что дети несут в подсознании, и выявляет скрытые проблемы.
- Классная среда – это еще один учитель. Данный принцип философии Малагуцци гласит, что класс должен функционировать, как живой организм, образуя уникальную классную среду. Здесь важны все взаимодействия: ученика, учителя и родителей. Важна интеграция классных комнат и общих помещений, а также связь с окружающим миром. Не надо пластика – мебель в детском образовательном учреждении должна быть из натуральных материалов.
- Учителя считаются наставниками, помогающими в исследованиях интересов малышей и в работе над проектами на короткий и долгий срок. Педагогика реджио позиционирует учителя как партнера детей в нелегком процессе образования. Преподаватель руководит, делится опытом, открывает своим подопечным новые горизонты. Его основная задача – наблюдать за воспитанниками, слушать, слышать и мотивировать на учебу. Дети и учитель сотрудничают, но вся ответственность лежит на взрослом. Педагоги не планируют проекты и учебные планы – всё это возникает спонтанно на основе детских интересов.
- Фото и видео – важный элемент коммуникации. Педагогика Малагуцци гласит: учителя, которые являются гидами и наставниками, должны задокументировать процесс обучения, т.е. делать фото и видео, чтобы разобраться в интересах детей, рассказать родителям о том, как ребенок проводит время в детском садике. Данный контент позволяет педагогам оценивать и свою собственную работу, обмениваться накопленным опытом с коллегами. Когда учитель делает фотографии и снимает видео на занятиях, дети видят, что это важно и для него, и для них самих. Собранный архив дошколенок забирает с собой в качестве детского портфолио с картинками и проектами – и это его гордость.
- Родители – партнеры в образовании. Педагогика Малагуцци определяет присутствие родителей в процессе образования своих детей как важный аспект философии реджио. Маму и папу обязательно необходимо вовлекать в процесс обучения и воспитания малыша.
Правила воспитания по итальянской реджио-педагогике
Уважение к ребенку и зрительный контакт
Реджио-педагогика говорит нам о том, что ребенок ощущает себя частью целого коллектива и свою ценность в нем. И взрослым еще надо постараться дотянуться до ребенка, до его мышления, развития, восприятия мира.
Не надо смотреть сверху вниз на малыша. Необходимо стать с ним на один уровень и смотреть в глаза во время диалога. Можно сесть рядом на стульчик или расположиться на полу – ребенок должен чувствовать непосредственное участие. В картинной галерее же стоит поднять малыша на уровень экспоната, чтобы он в полной мере смог оценить шедевр.
Объяснение правил и постановка вопросов
Нужно объяснять ребенку, что есть определенные правила. В разных сферах и аспектах – разные правила. Например, в театре мы должны себя вести таким образом, в школе – другим образом, одежда для разных случаев должна быть соответствующая. И всё это следует простыми словами объяснить ребенку.
А также рассказать, почему произошло именно так, почему требуются именно такие нормы поведения, зачем взрослые хотят именно так. Перед тем, как начать транслировать правила, стоит спросить детей: а что они уже об этом знают?
«По-другому» вместо «неправильно»
Если ребенок говорит, что небо красное – не стоит это отрицать. Пусть ребенок сам подумает, поразмыслит, исследует этот мир. Не надо утверждать, что так не бывает. Ведь небо действительно может быть красным, например, во время заката или рассвета.
Дети должны понимать, что одного правильного ответа не существует. Нет таких понятий, как «верно» и «неверно», если речь идет об абстрактном и творческом мышлении. Пусть лучше будет: «Это – по-другому». Пусть ребенок сам объяснит, как он пришел к таким выводам. Возможно, это будет очень интересный ассоциативный ряд.
Предлагать выбор и не спешить
Много материала в направлении реджио посвящено теме выбора. Главная мысль – при выборе не стоит спешить.
Пусть ребенок выбирает, чем он будет завтракать, что наденет на прогулку. Взрослый может его направлять, подсказывать что-то полезное, но не давить и не торопить. Если ребенок хочет сделать выбор не совсем удачный, по мнению родителей, они должны доходчиво объяснить ему, почему этого делать не стоит. Например, если он съест макароны, то через час снова будет голодным, а если хочет надеть другой свитер – то ему будет жарко.
Однако стоит послушать и аргументацию ребенка – почему он решил сделать такой выбор.
Нельзя определять свободу выбора как отсутствие границ. Аргументированный выбор – это нелегко, но во взрослой жизни с таким навыком будет значительно легче. Человек будет знать, почему он делает что-либо и выбирает что-либо.
Учиться везде и всегда
Еще одно правило педагогики реджио говорит о том, что получать новые знания можно всегда и везде, а не только сидя за школьной партой. В быту, на прогулке, по дороге в детский сад при просмотре мультфильмов можно вступать с ребенком в диалог и стимулировать его любопытство, обсуждать, задавать вопросы, слушать его варианты ответов, а потом озвучить свой. Это интересно. Это сближает детей и родителей.
Если появляются вопросы, на которые требует серьезный развернутый ответ, можно купить книги, сходить в музеи, посмотреть документальные фильмы.
Ответы на свои вопросы дети могут получать не только от родителей и воспитателей, но и от своих сверстников. Эта информация уже адаптирована под детский возраст.
Фантазия важнее, чем логика
Самое главное для мамы и папы, чтобы ребенок быстрее научился читать и считать. Однако в процессе взросления дети и так всему этому успешно обучаются. Гораздо хуже обстоят дело с абстрактным, логическим, творческим мышлением. И вырастает человек, не умеющий оригинально мыслить, аргументировать свои суждения, создавать проекты, планировать, придумывать необычные концепции, инновационные решения.
А потому реджио-педагогика выступает за развитие креативного и проектного мышления. Эти свойства личности помогают и в учебе, и во взрослой жизни.
У маленького ребенка фантазия, образное мышление развито лучше. А затем эти навыки вытесняет логика. Если не поддерживать творческое мышление, то логическое задавит его своим «авторитетом». Потому в дошкольном возрасте крайне необходимо развивать творчество, любознательность, любопытство, стремление к исследовательской деятельности.