Скороговорки для развития речи и тренировки дикции у подростков - 28 лучших вариантов

Скороговорки для развития речи и тренировки дикции у подростков - 28 лучших вариантов

SportZania олицетворяет собой школу будущего для детей и подростков. Руководствуясь принципами современного образования, опытные преподаватели и другие специалисты комплекса поднимают знания и навыки ребенка на новый уровень.

Правильную речь следует тренировать с самого детства. Многие малыши почти сразу начинают корректно произносить сложные звуки, но есть также много детишек, которые испытывают затруднения в этом плане.

Отточить четкую дикцию и научить правильному произношению помогают скороговорки. Это отличный проверенный метод. Его можно использовать как дополнение к регулярным занятиям с логопедом. Систематические тренировки с помощью скороговорок позволяют достичь неплохих результатов. Подобные занятия практикуют и взрослые, работающие в тех сферах, где требуется четко и правильно говорить или петь: дикторы, ди-джеи, певцы, преподаватели.

Рассмотрим в этой статье, как скороговорки для развития речи и дикции для подростков способствуют формированию выразительной и внятной речи.

Зачем нужны скороговорки, как часто заниматься

Если правильно подобрать скороговорки, они способны решить многие задачи:

  • развить речевое дыхание, если применять разный темп при произнесении;
  • тренировать язык для четкости и легкой артикуляции;
  • практиковать разного рода интонацию: утвердительную восклицательную, вопросительную;
  • развить память и концентрацию внимания во время заучивания скороговорок;
  • заниматься увлекательным, нескучным и веселым занятием.

скороговорки для дикции для подростков развития речи и дикции.png

Такие занятия нужно проводить регулярно. Скороговорки для развития речи подростков — это та же гимнастика, только не для тела, а для артикуляционного аппарата. Как разовая фитнес-тренировка никак не повлияет на красоту фигуры, так и редкая практика скороговорок вряд ли поможет «поставить» правильную речь. Поэтому требуются только систематические проговаривания. При желании это можно делать каждый день, но минимум – это 2-3 раза по 15–20 минут в неделю для заметного улучшения дикции.

Как работать со скороговорками

Вся суть скороговорок построена на том, чтобы произносить фразы со сходными по звучанию звуками. Начать занятия лучше с тех скороговорок, которые прорабатывают трудные звуки. Наиболее часто сложности возникают со следующими согласными: «р», «ш», «м», «л», «н», «с».

Чтобы произносить скороговорки для развития речи и дикции для подростков эффективно, рекомендуется придерживаться определенной схемы:

Проработка шипящих и глухих (с, ш, п, т):

  1. Кукушка кукушонку купила капюшон.
    Надел кукушонок капюшон.
    Как в капюшоне он смешон!
  2. Мышка залезла под крышку,
    Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
    Мышке, наверное, крышка —
    Мышка забыла про кошку!
  3. С одной сорокой одна морока, а сорок сорок — сорок морок.
  4. На опушке в избушке
    Живут старушки-болтушки.
    У каждой старушки лукошко,
    В каждом лукошке кошка,
    Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Проработка звонких и свистящих (щ, ц, ч):

  1. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  2. Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.

Проработка сонорных звуков (р, м, н, л):

  1. Мама мыла мылом Милу, Мила мыло не любила.
  2. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  3. Обрадован баран — у барана барабан.
  4. У ёлки иголки колки.

Скорость и интонация

В самом начале работы со скороговорками нет необходимости сразу торопиться, пытаться сочетать произношение с высокой скоростью. Фразу следует произнести медленно и практически шепотом, лишь шевеля губами. Далее можно говорить немного быстрее и громче — вполголоса. Следующий шаг — проговаривание в хорошем темпе, голос при этом обычный.

Если не получается проговорить слова быстро без ошибок, стоит снизить темп. На начальном этапе важность состоит в том, чтобы четко произносить все звуки, а не в быстроте работы речевого аппарата. Постепенно следует усложнить задачу: произносить скороговорки, держа во рту орешки и постепенно набирать темп.

Польза от подобных упражнений будет очевидна только в том случае, если делать их регулярно, по 15-30 мин. в день. И уже через месяц будет заметно улучшение дикции.

Во время тренировки необходимо обращать внимание на правильные ударения и интонацию. Рассказывать скороговорки надо с выражением, а не монотонно. Должен быть передан смысл этих фраз.

Произнося скороговорки для развития речи и тренировки дикции у подростков, важно передавать разные эмоциональные состояния, выделять персонажей и их действия. Можно варьировать оттенки эмоций: одну и ту же фразу говорить с радостью, грустью, злостью, удивлением. Это способствует развитию выразительности речи в обычной жизни.

Дышать правильно

Каждая тренировка должна начинаться с освобождения легких от воздуха, который в них содержится. Чтобы это сделать без напряжения, следует произнести сочетание согласных: «пф…». После выдоха расслабляются мышцы живота. Далее следует вдох. Его необходимо делать носом так, будто хочется почувствовать запах цветка: бесшумно, плавно.

скороговорки для дикции речи для подростков.png

Скороговорки для развития речи и тренировки дикции у подростков должны сопровождаться правильным дыханием. Называется оно — «дыхание животом». Узнать, правильно ли человек дышит, можно так: лечь на пол, глубоко вдохнуть носом, и если при этом живот поднимается — значит, процесс проходит верно. Важно зафиксировать этот момент в памяти и далее и контролировать.

28 скороговорок для дикции

Сложные скороговорки для дикции взрослых

  1. Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  2. В четверг четвёртого числа,
    В четыре с четвертью часа,
    Лигурийский регулировщик
    Регулировал в Лигурии,
    Но тридцать три корабля
    Лавировали, лавировали,
    Да так и не вылавировали.
  3. Но на самом деле турка не был в деле.
  4. Как все колокола не переколоколовать,
    Не перевыколоколовать,
    Так и всех скороговорок не перескороговорить,
    Не перевыскороговорить.

Скороговорки для развития речи детей

  1. Белый снег. Белый мел.
    Белый сахар тоже бел.
    А вот белка не бела.
    Белой даже не была.
  2. Ловит рыбку рыболов, в речку весь уплыл улов.
  3. Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела. Жук жужжал, жужжал, жужжал и на ужин к ней попал.
  4. Бобры храбры идут в боры.

Скороговорки для дикторов

Диктор или ведущий на радио или ТВ должен обладать идеальной дикцией. Поэтому перед эфиром они уделяют несколько минут чтению скороговорок — делают гимнастику для своего артикуляционного аппарата.

  1. Сиреневенький бесперспективняк с переподвыподвертом.
  2. Скороговорки скороговорю скоровыговариваю, скороговорить скороговорилками не заскороговаривать.
  3. В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду — выдру в тундру, ядра в вёдра!
  4. Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.

Короткие скороговорки

  1. У елки иголки колки.
  2. Перепелка перепелят прятала от ребят.
  3. На дворе — трава, на траве — дрова
  4. Королева кавалеру подарила каравеллу.

Длинные скороговорки

  1. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
  2. У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла — кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.
  3. Если бы Пол понял, что пила Пила перепилит его половицу прежде, чем пила Пила перепилила половицу Пола до половины, тогда бы пиле Пила не перепилить половицу Пола до половины.
  4. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения, для наилучшего шишкосушения.

Смешные скороговорки

  1. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  2. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
  3. Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок! Сеню – с ног, Саню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугроб – хлоп!
  4. Прирабатываясь к работке, работник нарабатывает наработки, заработок зарабатывает от работки, а приработок — от переработки.

Иностранные скороговорки

Такие иностранные скороговорки для развития речи и дикции для подростков встречаются в английском и испанском языках:

  1. How many cans can a cannibal nibble if a cannibal can nibble cans? As many cans as a cannibal can nibble if a cannibal can nibble cans.
  2. Pancha plancha con cuatro planchas. Con cuantas planchas Pancha plancha?
  3. Del pelo al codo y del codo al pelo, del codo al pelo y del pelo al codo.
  4. Four furious friends fought for the phone.

Заключение

SportZania олицетворяет собой школу будущего для детей и подростков. Руководствуясь принципами современного образования, опытные преподаватели и другие специалисты комплекса поднимают знания и навыки ребенка на новый уровень.

Для начала стоит записаться на вводный урок, который даст результаты диагностики склонностей учащегося. Исходя из этого, педагоги смогут определиться с траекторией развития и помогут создать мини-проект. Это занятие — полностью бесплатное.

Проводятся групповые и индивидуальные уроки. Используется персональный подход к каждому. Можно выбрать гибкое расписание. Учителя мотивируют своих воспитанников и стараются, чтобы они как можно быстрее достигли хороших результатов.

скороговорки для дикции речи у подростков.png

Занятия сочетаются с игровой формой, чтобы удержать детский интерес. Среда, которую создают педагоги, — вдохновляющая и принимающая, выстроенная на принципах гуманной педагогики.

Один из важных аспектов — осознание учеником своих сильных сторон, что поможет ему обучаться с интересом, не теряя мотивации.

В Спортзании проводятся занятия, на которых развиваются hard skills и soft skills. И, конечно, для многих дисциплин требуется хорошая дикция. Учителя используют вспомогательные методики для формирования правильного произношения. В том числе и скороговорки для дикции речи и голоса подростка. Ведь правильная речь — это тоже навык, и очень востребованный в повседневной жизни.

Читайте также

Вам может понравиться