Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся педагог и писатель. Он посвятил жизнь созданию гуманной педагогической системы: когда в приоритете интересы детей и никаких строгих наказаний даже для трудных подростков. Цитаты Сухомлинского из почти 2000 статей, монографий, рассказов и брошюр остаются актуальными и сегодня.
Педагог Василий Сухомлинский - чем известен
Педагогическая система Сухомлинского В. А. основывается на важности признания личности ребенка, на которую должны быть направлены образовательные цели. В своих книгах «100 советов учителю» и «Сердце отдаю детям» автор подробно изложил идеи на воспитание школьников.
По мнению педагога-подвижника, именно доброта, великодушие, справедливость и трудолюбие являются основополагающими идеями образовательного процесса. И воспитать счастливого человека без них невозможно.
Высказывания и цитаты В.А.Сухомлинского
Предлагаем вам ознакомиться с самыми мудрыми цитатами о воспитании из известных произведений Василия Александровича, которые и в наше время по-прежнему применимы в жизни:
- «В ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать».
- «Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость».
- «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Цитаты из научных монографий и статей связывают воедино концепции воспитания и обучения, которые определяют педагогическую систему Сухомлинского В. А.
Принципы воспитания от Василия Сухомлинского
Вся система Василия Александровича основана на принципах воспитания, взаимосвязанных между собой:
- Научить жить. Родители должны быть примером для подражания ребенку. Ведь манеры поведения взрослых навсегда откладываются в памяти у малыша и во взрослой жизни определяют его характер взаимоотношений с окружающими.
- Быть настоящим отцом. Это не про умение менять памперсы малышу, играть и убаюкивать. Это значит быть надежной опорой, другом и наставником, уважать его мать и всегда помогать ей во всем.
- Быть талантливым родителем. Секрет успешного родителя в том, что он умеет принимать свое дитя любым. Он предоставляет ему свободу роста и развития, внимательно относится к его потребностям, позволяет совершать ошибки и учит извиняться.
- Быть мудрым учителем. Идея системы воспитания Сухомлинского направлена на выявление и развитие уникальных особенностей детей, в то время как педагоги больше стремились подчеркнуть неуспех ученика. Василий Александрович призывал коллег помнить, что каждый школьник уникален и непохож на других и что всеобщая задача состоит в выявлении и развитии способностей. Он презирал порядок разделения учеников на успешных и безнадежных с помощью оценок, полагая, что цифры не могут быть показателями благополучия.
- Воспитывать без наказаний. Дети понимают причинно-следственные связи, они знают, что за провинность их ждет наказание. Сухомлинский полагал, что родители должны воспитывать так, чтобы у ребенка не возникало желание совершать безнравственные поступки.
- Развивать любознательность. Такое качество позволяет познавать мир, учит самостоятельности и самообучению. Педагог-гуманист советовал родителям приобщать детей к природе и концентрировать их внимание на ее красоте. В процессе созерцания происходит внутренняя переработка образов, что положительно влияет на умственную деятельность.
- Уметь делать домашние задания быстро. Василий Александрович рекомендовал организовать режим для приучения школьника к усидчивости. Следить за тем, чтобы он делал уроки самостоятельно, а не в компании сверстников. Важно понимание темы, а не механическое списывание.
Педагогический труд Василия Сухомлинского оставил неизгладимый след в истории человечества. Он написал много произведений, и его цитаты, наделенные глубочайшим смыслом, сохраняют свою актуальность до сих пор. Как педагог-подвижник он приложил немало усилий в развитии новых педагогических методов. Идеи Василия Сухомлинского получили распространение в Китае. Например, книга «Сто советов учителю» пользуется большой популярностью.