Тайм-менеджмент для школьников – основы планирования, упражнения

Тайм-менеджмент для школьников – основы планирования, упражнения

Тайм-менеджмент школьника — это не тренинг по выполнению максимального количества задач. Прежде всего, это умение планировать свой день, и суть тайм-менеджмента сводится к разгрузке школьника, удалению всего второстепенного, чтобы осталось время для отдыха и полноценного сна.

У школьников средних и старших классов, да и младших тоже, часто возникает слишком большая загруженность. Если ребенок, помимо школы, посещает несколько секций, да еще и занимается с репетитором, нехватка времени легко объясняется загруженностью. И в данном случае тайм-менеджмент школьника заключается в разгрузке, потому что отдых и прогулки никто не отменял, они нужны. Но если особой загруженности нет, а времени все равно не хватает – придется поработать над управлением временем.

detskij-tajm-menedzhment.jpg

Главные причины нехватки времени

Чтобы убрать проблему, нужно понять, в чем ее причина. Школа отнимает половину дня, но вторая половина полностью свободна. И нельзя сказать, что учебная программа слишком тяжелая, чтобы делать уроки до ночи и не успевать отдыхать, гулять или тренироваться.

Специалисты, работающие со школьниками, выделили такие причины нехватки времени:

  • Дети слишком долго выполняют домашнее задание. В свою очередь, причина этого может лежать в плохой усвояемости материала, неумении концентрироваться или пропуске ключевых тем в школе.
  • Интернет. Сам по себе это полезный инструмент, в том числе, и для учебы. Но если постоянно отвлекаться на соцсети и мессенджеры, времени на другую деятельность не хватит.
  • Нет планирования дня. Соответственно – многие задания школьник откладывает на потом.
  • Слабое внимание – ребенок легко отвлекается (возможно, это медицинская проблема).
  • Школьник не доводит дела до конца. Обычно это – следствие предыдущих проблем. Но часто – страх не справиться с задачей.
  • Ребенок все делает медленно, долго «раскачивается».

Рекомендации специалистов по устранению проблем

У каждого человека – свои особенности, дети и подростки не исключение. И дать универсальный совет невозможно. Тем не менее, есть рекомендации, которые помогут школьнику управлять своим временем более эффективно. Детский психолог рекомендует:

  1. Найти наиболее продуктивное время для выполнения домашних заданий. Если это утро – лучше встать на пару часов раньше и сделать уроки с утра, а вечером лечь спать раньше. Если послеобеденное время – выполнять задания сразу после школы или занятий в кружках, пока еще есть энергичность и продуктивность. Занимаясь в наиболее продуктивное время, ребенок потратит в два раза меньше времени на задания.
  2. Убрать отвлекающие факторы. Соцсети никуда не денутся за два часа. Как и видео, фильмы и прочее. На время выполнения уроков стоит отключить интернет в смартфоне или компьютере, чтобы не отвлекаться на сообщения и уведомления, лишнюю информацию.
  3. Составлять план на день, письменно, на бумаге – так каждая задача приобретает осязаемость. Нужно составить реалистичный план, основанный на обычном распорядке – не стоит вписывать два десятка целей, заведомо недостижимых. Пусть будет три цели, но наиболее важных.
  4. Разобраться с проблемой внимания и усвояемости материала, если такие существуют.
  5. Наладить режим. Да, это скучно и несовременно, но мозг должен отдыхать, а отдыхает он только во сне. Поэтому 8-9 часов сна нужны. Считайте сами, во сколько нужно лечь, чтобы проснуться в 7 утра в состоянии бодрого жаворонка, а не злой не выспавшейся совы.
  6. Побороть страх перед сложной задачей поможет разделение этой задачи на несколько частей. И поэтапное выполнение каждой части. Цели помельче не так пугают, а значит, в итоге задание будет выполнено полностью и вовремя.

Суть тайм-менеджмента для школьников

Тайм-менеджмент школьника — это не тренинг по выполнению максимального количества задач. Прежде всего, это умение планировать свой день, и суть тайм-менеджмента сводится к разгрузке школьника, удалению всего второстепенного, чтобы осталось время для отдыха и полноценного сна. Ниже – основные принципы эффективной организации времени:

  • Планирование дел на следующий день – лучше составлять список с вечера, чтобы с утра действовать по плану.
  • Используйте прием «съесть лягушку». Техника проста: сразу нужно сделать самое сложное или неприятное дело, после чего приступить к другим заданиям.
  • Чтобы не отвлекаться, организуйте рабочее место. Отключите интернет и уведомления на телефоне, предупредите домашних, чтобы шумели. Если это невозможно, можно делать уроки в библиотеке.
  • Для большей продуктивности включите классику. Моцарт, Вивальди, Бах способствуют сосредоточению, творчеству, настраивают на рабочий лад. Можно включить и другую музыку, но инструментальные композиции или песни на иностранном языке, чтобы их текст не отвлекал от работы.
  • Используйте метод «Помодоро». Он подразумевает 25 минут работы без отвлечения на что-либо другое (один тайм) и 5-10 минут отдыха. Используйте таймер.

Такой тайм-менеджмент помогает решить проблему с недостатком времени. При условии, что ребенок не загружен учебой, многочисленными секциями и кружками, домашними обязанностями.

10 золотых советов по тайм-менеджменту для школьников

В теории тайм-менеджмент школьника — это просто, но жизнь вносит свои коррективы, и навык контроля, рационального использования времени нужно разрабатывать, как и любой другой. Кроме того, важно учитывать личные особенности, загруженность, график учебы и другие факторы. Будет ошибкой взять готовый план и четко ему следовать – нужно разработать собственный. И в этом поможет памятка с советами:

  1. Напишите список задач, с указанием времени, необходимого на каждое из дел (например, «сделать уроки — 4 часа»). Если на выполнение всех задач нужно потратить все оставшееся время, еще и в ущерб сну – график перенасыщен, количество занятий нужно сократить.
  2. Конкретизируйте цели. Абстрактное «хочу хорошо учиться» не слишком действенно. А вот «хочу получать по литературе и математике только 4 и 5» уже конкретная цель. Кроме того, формируйте выполнимые цели, определяйте четкие временные границы для их достижения. И не требуйте от себя слишком многого, тайм-менеджмент — это скорее игра, а не нечто обязательное.
  3. Правильно расставьте приоритеты. Сразу выполняют наиболее важные и срочные задания, потом – срочные, но не такие важные. После них – важные, но без срочности. И в последнюю очередь – не слишком важные и не срочные.
  4. Работа выполняется в собственном ритме. Кто-то продуктивен утром, кто-то вечером, одним проще сделать все дела за раз, другим – равномерно работать в течение дня.
  5. Помните о методе «Помодоро» и не работайте без отдыха.
  6. Найдите свою мотивацию. Да, это сложно, но без мотивации продуктивной работы не будет. Подумайте, что вы получите за выполнение каждого задания – всегда есть материальное или эмоциональное вознаграждение.
  7. Чередуйте виды работы. Умственную лучше сменять физической, но если речь об уроках, перемежайте точные науки с гуманитарными.
  8. Работайте в команде. Вы хорошо знаете физику, а ваш друг – историю. Помогайте друг другу, это интересно и полезно, в том числе, с точки зрения дисциплины и мотивации.
  9. Анализируйте результаты. Не получается придерживаться плана? Не нужно самобичевания, лучше откорректируйте план с учетом своих реальных возможностей.
  10. Планируя день, отводите время на отдых, с учетом тренировок, дополнительных дел и расписания. И, конечно же, в плане должен быть 8-часовый сон.

Упражнения по тайм-менеджменту для школьников

Три несложных упражнения помогут прокачать навык планирования и контроля времени. Выполнять их можно вместе с родителями или друзьями.

Развитие чувства времени

Упражнение простое: задайте временной промежуток, во время которого нужно выполнить то или иное задание. Например, читать книгу в течение 10 минут. Начинать нужно по сигналу, запустив таймер на 10 минут. Закончить – тогда, когда по вашим ощущениям закончатся 10 минут.

Карточки Эйзенхауэра

Упражнение помогает расставлять приоритеты. Подготавливают карточки, на каждую выписывают по одной задаче, которую нужно выполнить в течение дня. Школьник должен разложить карточки на 4 кучки, сортируя задачи по приоритетности и по признаку «жесткости». В данном случае жесткими будут дела, строго привязанные ко времени (учеба, занятие в секции). Гибкими – те, что выполняются без привязки к графику.

Планирование субботы

Участникам выдают план на субботу, составленный старшеклассником. Нужно определить приоритетность задач и расставить их в правильном порядке.

planirovanie-svobodnogo-vremeni.jpg

Важные моменты при составлении распорядка дня

Детский распорядок дня распланирован школой и кружками, но только частично. Вторая половина дня и вечер, как правило, свободны от занятий – это время и следует планировать самостоятельно. Учитывайте такие моменты:

  • Если ребенок пришел со школы уставшим, необходим отдых, от получаса до полутора часов, чтобы восстановить силы и работоспособность. Сразу после отдыха нужно приняться за уроки, начиная с самого сложного задания.
  • Каждый час нужна смена деятельности, но со строгим соблюдением временных рамок.
  • Приучайте себя выполнять задания за отведенное время.
  • К следующему дню готовьтесь с вечера.
  • Начинать утро лучше с гимнастики (10-15 минут) и завтрака.
  • Просыпаться следует так, чтобы гимнастика, завтрак и путь в школу были спокойными, без суеты, спешки и опозданий.
  • Соответственно, ложиться спать нужно вовремя, чтобы обеспечить 8-9 часов сна.

Также в распорядок дня нужно вписать время на отдых, прогулки и развлечения. Если времени на отдых нет, значит день школьника перенасыщен делами. Нужно снизить нагрузку – отдых и развлечения не менее важны, чем учеба или посещение секций.

Читайте также

Вам может понравиться