Способность мыслить логически играет в жизни человека не менее важную роль чем высокий интеллект и эрудированность. Существует несколько способов как научить ребенка решать логические задачи. Потребуется находчивость, смекалка и нестандартный взгляд на привычные вещи.
Почему нужно развивать логическое мышление
Современный человек с раннего детства живет в колоссальном потоке информации. Хорошо развитая логика помогает находить нужные сведения, анализировать и выделять главное. Эти способности пригодятся не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Логическое мышление помогает:
- постоянно развиваться и идти в ногу с современной цивилизацией и технологиями;
- правильно формулировать свои мысли и задавать вопросы, чтобы получать максимально быстрые и точные ответы;
- отличать истину от лжи в море противоречивой информации, сопоставлять факты и выявлять обман;
- находить нетрадиционные решения – этот навык будет полезен в любой профессии.
Решение логических задач поможет отточить эти умения и успешно использовать их в жизни.
Какие навыки нужны школьнику для решения логических задач
Чтобы легко решать логические задачи, школьнику потребуется:
- умение рассуждать, используя имеющиеся факты;
- привычка мыслить последовательно;
- умение создавать гипотезы;
- способность оценивать важность и истинность условий задачи;
- находить нужные аргументы, чтобы опровергнуть ошибочное суждение.
Кроме того, полезно уметь находить разные способы решения одной задачи.
Что самое главное в решении логической задачи
Приступая к решению логической задачи, необходимо помнить, что оно может иметь несколько вариантов. Важно выбрать наиболее подходящий способ, учитывая, что все задания делятся на группы:
- математические;
- на взвешивание или переливание;
- на сопоставление кто есть кто;
- задачи, решаемые с конца.
Если ребенок разобрался, к какой группе относится задача, ему будет проще найти вариант решения.
Алгоритм решения логических задач
Большинство логических задач можно решить по следующему алгоритму:
- Ознакомиться с условием, желательно несколько раз. Внимательное изучение и анализ поможет избежать ошибок и ускорит нахождение ответа.
- Записать краткое условие, можно составить схему или график. Схематическое изображение поможет выявить скрытые свойства или связи, выделить главное в задаче и смоделировать ситуацию.
- Определить тип задачи и подобрать подходящий метод решения.
- Решить задачу выбранным способом.
- Проверить ответ, подставив найденное значение в условия.
Полезно записывать ход своих мыслей, закрепляя навык на уровне моторики.
Этапы освоения навыка решения задач в зависимости от возраста
Уровень сложности логических задач напрямую зависит от возраста ребенка. Малышам младше трех лет необходимо давать осязаемые задачи. Например, убрать лишнюю игрушку или добавить недостающую по цвету, размеру и пр.
Детям в возрасте 4 лет и старше можно заменить предметы картинками или схемами. Теперь ребенок может просто вычеркнуть лишнее изображение. Количество предметов на рисунке постепенно можно заменять цифрой. Еще одно полезное упражнение - заканчивать фразу. Например: утром пора …(вставать), зимой идет (снег) и пр.
После закрепления этих навыков можно приступать к следующему этапу. После 5 лет ребенок может решать задачи в уме, не пользуясь картинками. Не стоит торопиться, если малышу еще трудно мыслить абстрактно. Работу с картинками можно чередовать с решением в уме.
Способы решения задач на логику
Все способы решения логических задач условно можно разделить на стандартные и нестандартные. В первую группу входят методы:
- проб и ошибок – может занять много времени;
- шаблонный – ребенку объясняют принцип решения всех подобных задач (обычная практика для школьных уроков математики);
- последовательных рассуждений;
- решения с конца;
- использования таблиц и блок-схем.
К нестандартным способам можно отнести моделирование различных вариантов условия задачи.
Распространенные техники решения логических задач
Ниже приведены самые распространенные техники решения задач для детей младших классов:
- Условия задачи записывают в таблицу. Если условия в строке и столбце не противоречат друг другу, в клетке ставят «+», если не совпадают, ставят «-».
- Круги Эйлера – изображают круги, обозначающие какие-то множества. На пересечении этих кругов находят решение.
- Рассуждают над каждым условием задачи, сопоставляя его с остальными и приходят к определенному выводу.
- Рисование блок-схем. Изображают схему, по которой происходит действие в процессе решения.
Некоторые из этих методов подходят не только для решения задач, но и для других целей, например, изучения английского языка. В летних языковых лагерях Спортзания для детей развивающие программы, помогающие развить логику, увеличить словарный запас, сделать мышление более гибким. Мы сочетаем отдых и развлечения детей с развитием интеллекта, формированием навыков общения, самостоятельности и ответственности.