Возрастные группы в лагере

Возрастные группы в лагере

Самые взрослые ребята уже не воспринимают авторитет взрослых, а на их поведение имеют сильное влияние субкультуры. Частая проблема работы с подростками – их неуправляемость.

Лагерь Sportzania – это отличный способ организовать летний отдых ребенка. Предусмотрены различные возрастные группы в лагере, в которых проводятся как общие, так и индивидуальные занятия, а также игры, направленные на развитие коммуникативных свойств. Дети проводят много времени на свежем воздухе, общаются со сверстниками, обретают новые навыки и завязывают дружбу, которая, возможно, продлится годами.

Перечень возрастных групп у детей

В наши лагеря приезжают дети в возрасте от 7 до 17 лет. Мы делим их на группы в зависимости от двух критериев: уровня знания языка и возраста. Это необходимо, чтобы найти подход к каждому ребенку и поддержать его интересы.

Возрастные группы в лагере распределяются следующим образом:

  • младшая - в эту категорию входят дети в возрасте 7-8 лет;
  • средняя младшая - включает ребят 8-9 лет;
  • средняя - в группу входят ученики школ в возрасте от 10 до 14 лет;
  • старшая - от 14 до 17 лет.
Как показывает статистика, чаще всего в летние лагеря привозят детей в возрасте от 7 до 13 лет. Ребята постарше соглашаются на такой отдых менее охотно.  

Характерные черты и особенности

Разбивка детей в лагере по возрастным группам – непростая задача, которая возлагается на вожатых. Важно не только распределить ребят в соответствии с возрастом, но и по темпераменту. Чем старше дети, тем чаще могут возникать конфликты, поэтому группы формируются с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Лагерь возрастные группы.png

Любая возрастная детская или подростковая группа в летнем лагере имеет свои характерные черты. Понимание этого поможет педагогам и вожатым сделать детский отдых максимально комфортным и обеспечить достаточный уровень дисциплины.

Младшая школьная группа

В эту группу входят самые непоседливые и шаловливые дети. Они отличаются высокой активностью и любознательностью. Большинство ребят веселые и активные. Основная задача взрослых - завладеть вниманием малышей и удерживать их интерес к новым знаниям и навыкам. Проще всего это сделать с помощью игр и разнообразия в программах. 

Так как у младшешкольников опыт общения со сверстниками вне обычной среды совсем небольшой, педагогам нужно приложить усилия, чтобы сплотить группу. Если одни дети готовы к знакомствам, то другие скучают по дому, плачут и сидят в одиночестве. Важно позаботиться о каждом ребенке и найти к нему подход.

Дети 9-10 лет (средняя младшая группа)

К этому возрасту у школьников улучшаются навыки общения. Ребят достаточно легко увлечь групповыми занятиями и играми. Новая информация усваивается быстро и охотно. Дети этого возраста предпочитают общаться со сверстниками, нередко они собираются в группы по интересам или половому признаку.    
Педагогам и вожатым важно помнить, что в этот период школьники очень впечатлительны и ранимы. Если ребенок почувствует пренебрежительное отношение или давление со стороны взрослого, он замкнется и не будет идти на контакт.

Старшая и средняя группы (подростки)

Эта возрастная категория самая сложная с точки зрения педагогической работы. В первые же дни после приезда в лагерь в подростковом коллективе начинается борьба за лидерство. Часто разгораются конфликты. Каждый подросток стремится доказать свою исключительность, показать навыки и знания. Жестким контролем добиться послушания не удается, такой подход ребята сразу же отвергают. В это время активно завязываются новые дружеские и романтические отношения.
Задача вожатого и воспитателя -  быть максимально тактичным и одновременно контролировать ситуацию в группе. В 17-18 лет важное значение имеет принадлежность к той или иной субкультуре и ее философия. Авторитет родителей и педагогов в это время существенно снижается. Именно поэтому руководить такой группой сложнее всего. 

Как найти подход к ребенку

При расселении детей по комнатам важно разместить вместе ребят примерно одного возраста. В период с 7 до 17 лет разница даже в один год может быть существенной. Разновозрастные дети не понимают друг друга и не сходятся в интересах. Кроме того, старшие дети могут начать доминировать над младшими, что вызовет у последних стресс и желание уехать из лагеря.

Возрастные категории детей в лагере.png

Чтобы помочь детям адаптироваться к новым, непривычным условиям, а также подружиться со сверстниками психологи рекомендуют вести себя следующим образом:

  • Исключить ситуации с высоким психологическим напряжением.
  • Внимательно наблюдать за происходящим, но не допускать, чтобы дети воспринимали вожатого как надзирателя в тюрьме.
  • Окружить младших заботой, а со старшими обращаться уважительно, не принижая их.
  • Выбирать методы обучения и способы контроля в зависимости от особенностей каждой возрастной группы.

Вожатые и педагоги должны помнить, что каждый ребенок, пусть даже маленький, - это личность со своим мировоззрением, с которым нужно считаться. Чтобы найти к нему подход, нужно понаблюдать за его поведением, изучить привычки и интересы.

Как в отряде держится баланс

Самое главное условие отличного времяпровождения в лагере – это создание дружеской, благожелательной атмосферы. Только в этом случае дети будут чувствовать себя комфортно и не станут вспоминать с тоской о доме. Задача вожатых заключается в том, чтобы объединить детей, помочь им подружиться. Для этого существует различные игры и конкурсы, при проведении которых гости лагеря проявляют свои способности и завоевывают авторитет у новых друзей.

Чтобы группа была сплоченной, а детям захотелось вернуться в лагерь снова, существует ряд психологических приемов для вожатых:

  • позволить каждому ребенку проявить себя;
  • ставить общие задачи, для выполнения которых детям надо объединиться в команды;
  • планировать следующий день вместе с детьми, обсуждать, чем они займутся завтра;
  • не забывать об особенностях каждого возрастного периода;
  • проводить вечерние посиделки, устраивать совместные игры;
  • всегда быть готовым помочь каждому воспитаннику - словом или делом;
  • стать хорошим психологом – выявлять детей с подавленным настроением и ненавязчиво выяснять у них суть проблемы;
  • учитывать мнение детей не зависимо от возраста. Если ребенок хочет высказаться, нужно предоставлять ему это право.

Вожатый должен быть не только наблюдателем и охранником общественного порядка. Он должен стать психологом, учителем, просто другом для каждого из гостей лагеря. Важно принимать участие во всех групповых занятиях, наблюдать взаимоотношения между детьми, своевременно выявлять триггерные точки и умело разрешать конфликты.

Число детей на одного вожатого

В соответствии с нормами, установленными действующим законодательством, на одного вожатого в лагере должно приходиться не более 30 детей в возрасте от 10 до 17 человек, и не более 25 человек в возрасте от 7 до 9 лет.

Читайте также

Вам может понравиться